Муфта сцепления

 

Использование: в машиностроении, для соединения валов машин и механизмов, преимущественно в механизмах сцепления Ижтранспортных средств. Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты 1 и 2. На ведущей полумуфте 2 закреплена пружина 3 сжатия. Пружина 3 выполнена с углом рабочих поверхностей ее витков, меньшим угла наклона рабочей поверхности ведомой полумуфты к оси муфты. Пружина выполнена с переменной в осевом направлении жесткостью . 1 з. п. ф-лы. 2 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sr)s Е 16 D 11/00, 11/14

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 I) 4942902/27. .. (22) 05.06.91 (46) 07.06.93. Бюл. М 21P1) Производственное обьединение "Иж-. маш" им. Д.Ф.Устинова

P2) Ю.П.Мурзин (56) 1. Авторское свидетельство СССР

- М 1441868, кл. Р 16 0 13/08, 1989.

2, Авторское свидетельство СССР

Й - 420826, кл, F 16 0 11/00, 1974, ° . (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ, „„5U,, 1820066 А1 (67) Использование: в машиностроении, для соединения валов машин и механизмов, преимущественно в механизмах сцепления транспортных средств. Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты 1 и 2.

На ведущей полумуфте 2 закреплена пружина 3 сжатия. Пружина 3 выполнена с углом рабочих поверхностей ее витков, меньшим угла наклона рабочей поверхности ведомой полумуфты к оси муфты. Пружина выполнена с переменной в осевом направлении жесткостью. 1 з. и. ф-лы, 2 ил.

1820066

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, преимущественно в механизмам-сцепления транспортных средств, Целью изобретения является расширение функциональных возможностей муфты сцепления эа счет обеспечения возможности испольэовать муфту в качестве механизма свободного хода или муфты сцепления.c передачей номинального крутящего момента, причем изменением количества витков, включенных в работу, можно передавать различные по величине крутящие моменты.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта. осевой разрез (пружина выполнена с наружной конической рабочей поверхностью), на фиг. 2 — то же, осевой разрез (пружина выполнена с внутренней рабочей конической поверхностью).

Муфта содержит ведомую 1 и подвижную в осевом направлении ведущую 2 полумуфты и упругий соединительный элемент е виде пружины 3 сжатия. Сопрягаемые рабочие поверхности 4 и 5 пружины 3 и полумуфты 1 выполнены конусными, при этом пружина 3 выполнена с углом наклона рабочих поверхностей ее витков, меньшим угла наклона поверхности ведомой полумуфты 1 к оси муфты. Пружина 3 может быть выполнена с переменной в осевом направлении жесткостью ее витков 6, возрастающей от свободного ее конца 7 к закрепленному концу 8.

В свободном состоянии угол конуса и наружной поверхности 4 пружины 3 сжатия меньше угла конуса Р поверхности сопряжения 5 полумуфты 1, По внутреннему диаметру 9 пружина 3 сжатия может быть выполнена цилиндрической или конической. Пружина 3 сжатия зафиксирована на посадочном конце вала l0. Конец 7 ее.свободно установлен, а конец 8 жестко связан с валом 10.

Предлагаемая муфта работает следующим образом.

Муфта может работать в качестве механизма свободного хода, так как при вращении в одном направлении витки 6 пружины 3 сжатия начинают закручиваться, проскальзы, вая по полумуфте 1 и вращение на полумуфту

1 ие передается. При свободной передаче вращения в одном направлении в другом .происходит эатормаживание вала 10.

Муфта может быть использована для обычного варианта передачи определенного номинального крутящего момента, соответствующего расчетной жесткости пружины. В этом случае наружная поверхность 4 пружииы 3 сжатия. т. е. все витки 6 взаимодействуют с поверхностью сопряжения 5 полумуфт 1.

За счет сил трения витков 6 с поверхностью сопряжения 5 осуществляется передача определенного крутящего момента. Включение муфты идет очень плавно, без ударов, потому как в контакт с поверхностью сопряжения 5 витки 6 входят постепенно, последовательно один за другим, плавно

10 раскручивая полумуфту 1 с пастепенным возрастанием крутящего момента.

Конструкция предложенной муфты, аименно обеспеченное плавное "вхождение" ее в работу, позволяет с успехом испольэо".5 вать ее в механизмах сцепления, например, транспортных средств.

Кроме того, предлагаемая конструкция муфты позволяет передавать различные по величине крутящие моменты. Это достига20 ется эа счет работы муфты иа разном количестве витков 6, контактирующих с поверхностью сопряжения 5. Витков 6, кон-. тактирующих с поверхностью сопряжения

Б, может бытьдва илитри, или четыреит. д, 25 и достигается. зто степенью поджатия витков 6 в продольном направлении и задается . величиной продольного перемещения полуфугы 2. Меняется величина перемещения полумуфты 2 и, например, увеличивается ко30 личество витков 6. контактирующих своими внешними поверхностями,4 с поверхйостью сопряжения 5, следовательно, растет сила трения сопрягаемых поверхностей и передаваемый крутящий момент растет.

35 Выполнение пружины сжатия 6 с возрастающейот свободного конца и закрепленному жесткостЬю обеспечивает возможность . последовательной в данном направлении работы каждого витка с возрастающей нагруз40 кой, Использование муфты сцепления предложенной конструкции расширяет ее функциональные возможности, обеспечивая использование ее в качестве механизма

45 свободного хода, в качестве обычной муфты .сцепления для передачи определенного крутящего момента, например, в механизмах привода транспортных средств, а также можно эксплуатировать описанному конструкцию

50 там, где необходимо передавать различные по величине крутящие моменты, что обеспечивается работой муфты на двух, трех и т. д.. витках, взаимодействующих с поверхностью сопряжения ведомой полумуфты.

cDормула изобретения

1. Муфта сцепления, содержащая ведомую и подвижную в осевом направлении ведущую полумуфты и закрепленный на одной иэ полумуфт и установленный с воэможностью взаимодействия с другой

1820066

Составитель И. Олейник

Техред М,Моргентал Корректор А. Козориз Редактор

Заказ 2015 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 полумуфтой упругий элемент, причем сопрягаемые рабочие поверхности полумуфт . и упругого элемента выполнены конусными, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, упругий элемент выполнен в виде установленной по оси муфты пружины сжатия с углом наклона рабочих поверхностей ее витков, меньшим угла наклона рабочей по5 верхности ведомой полумуфты к оси муфты.

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, и объект изобретения может быть использован в качестве составного узла в различных механизмах и агрегатах, например, в качестве сцепной муфты в автомобилестроении
Наверх