Способ получения смазочного масла

 

Сущность изобретения: для упрощения способа и повышения выхода масла деасфальтизацию гудрона проводят до получения деасфальтизата с коксуемостью 0,2-0.5 мас.% и гидроочистке подвергают смесь деасфальтизата и рафината. При использовании в качестве сырья высокопарафинистой нефти рафинат и деасфальтизат подвергают депарафиниэации. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4847597/04 (22) 05.07.90 (46) 07.07.93. Бюл. М 25 (71) Институт нефтехимических процессов им. Ю.Г.Мамедалиева (72) Ф.И.Самедова, Ф.P.Øèðèíîâ, Т.C.Мамедова, Ф,А.-К.Кулиев, И.К,Велиев, Р.Б.Кулиев и P,М.Ахмедов (56) Гольдберг Д.О. и др. Смазочные масла из нефтей восточных месторождений. М.:

Химия, 1972, с. 170-172.

Авторское свидетельство СССР

М 161854, кл. С 10 G 25/00, 1964

Справочник нефтепереработчика. Л.:

Химия, 1986, с. 195-201.

Изобретение относится к области получения смазочных масел, в частности базовых минеральных масел.

Целью способа является упрощение его u повышение выхода масла.

Цель достигается тем, что в предлагаемом способе деасфальтизацию гудрона жидким пропаном проводят до коксуемости

0,2-0,5 мас. и гидроочистке подвергают смесь деасфальтизата и рафината.

При использовании в качестве сырья высокопарафинистой нефти рафинат и деасфальтиэат подвергают депарафинизации.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом: нефть подвергается атмосферно-вакуумной перегонке.

Атмосферно-вакуумную перегонку проводят на промышленной установке. Атмосферную перегонку проводят при температуре нагрева нефти 330-340 С с подачей в.БЫ „„1825815 А1 (я)э С 10 6 67/02 (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗОЧНОГО

МАСЛА (57) Сущность изобретения: для упрощения способа и повышения выхода масла деасфальтиэацию гудрона проводят до получения деасфальтизата с коксуемостью 0,2-0,5 мас. и гидроочистке подвергают смесь деасфальтизата и рафината. При использовании в качестве сырья высокопарафинистой нефти рафинат и деасфальтиэат подвергают депарафиниэации. 1 з.п. ф-лы, 4 табл. колонну перегретого до температуры 340 С водяного пара. Мазут с низа колонны направляют в печь, где нагревают до температуры 400-420 С, затем в вакуумную колонну с остаточным давлением 70-100 мм рт.ст.

Масляные дистилляты отбирают в виде боковых погонов, а гудрон — с низа вакуумной колонны, В табл. 1 приведены качества дистиллятов и гудрона.

Дистиллятная масляная фракция подвергается селективной очистке 200-250 фурфурола при температуре верха экстракционной колонны 117-119 С.

Гудрон направляют на стадию глубокой деасфальтизации.с получением деасфальтизата 0,2-0.5 мас.g с применением 500-600 мас.$ сжиженного пропана при давлении

3,8-4;0 МПа, при температуре верха экстракционной колонны 86-90, низа — 60 С. Да1825815 лее полученный деасфальтизат с коксуемостью 0,2-0,5 мас.,(и дистиллятный рафинат компаундируют в соотношении 23:32-77:68 мас. $ соответственна, Качества смеси деасфальтизата и дистиллятного рафината приведены ниже:

Кинематическая вязкость при 100 С, мм /c 11,08

Индекс вязкости 80

Плотность при 20 С, кгlм 897,2

Коксуемость, мас. 3(, 0,04

Кислотное число, мг КОН/r 0,01

Температура вспышки, определяемая в открытом тигле 218

Цвет па ЦНТ, ед. ЦНТ 5,5

Смесь деасфальтизата и дистиллятнаго рафината подвергают гидроочистке на промышленных катализаторах Ai-NI-Mo или AlCo-Ма при давлении 3,5-4,0 МПа, температуре 260-340 С, количестве водородсодержащега газа 300-500 л/л час, скорости подачи сырья 1,0-1,5 час

В результате получают смазочные масла с широким диапазоном вязкости (от vioo6 до т10а-16 мм /с), Ниже приведены примеры осуществления способа.

Пример. Смесь малопарафинистых нефтей подвергают атмасферновакуумной перегонке и получают дистиллятные и остаточную масляные фракции. ,Цистиллятную масляную фракцию с вязкостьюпри100 С10,5мм /сподвергают очистке (200 мас. ) фурфуролом при температуре в экстракцианной колонне верх—

114 С и получают рафинат со следующими качествами: кинематическая вязкость при

100 С 9,73 мм2/с, плотность при 20 С 895,9 кг/м, индекс вязкости 72 ед., коксуемость

0,04 мас., температура вспышки 216 С, выход 70,0 )(.

Остаточную масляную фракцию (гудрон), выкипающую выше 500 С, подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне: верх — 90 С, низ—

60 С, и получают деасфальтизат с коксуемостью 0,2 мас., вязкостью — 14,4 мм /с при

100 С, плотностью при 20 С вЂ” 898,9 кг/м, выходом — 38,57ь на гудрон.

Рафинат дистиллятв и деасфальтиэата компаундируют в соотношении 68 32 и получают масло с вязкостью 10,3 мм /с при

100 С, индексом вязкости — 84 ед., температурой вспышки — 230 C. êîêñóåìîñòüþ

0,327, которое подвергают гидродоочистке на катализаторе AI-Со-Мо.при температуре

300 С, давлений — 4 МПа, скорости 1,0 ч, количество водорода 300 г/л сырья.

В результате получают базовое моторное масло со следующими качествами; кинематическая вязкость при 100 С 10,2 мм /с, индекс вязкости 85, температура вспышки

226 С, коксуемость 0,31 мас, Выход масла составляет 9,7 на нефть, Качества масла с пакетом присадок приведены в табл.2.

Пример 2. Смазочное масло получают согласно примера 1, но при этом остаточную масляную фракцию (гудрон), выкипающую выше 500 С, подвергают глубокой деас15 фальтиэации пропаном при температуре в колонне: верх-88 С, низ — 60 С, и получают деасфальтизат с коксуемостью 0,35 мас., вязкостью при 100 С вЂ” 17,2 мм /с, плотностью при 20 С вЂ” 899,3 кгlм и выходом 40 5

20 мас,% на гудрон.

Рафинат дистиллята и деасфальтизат компаундируют в соотношении 73:27 и получают масло с вязкостью 10,4 мм /с при

100 С, индексом вязкости — 83 ед„темпера25 турой вспышки 232 С, коксуемостью — 0,34 мас,, которое подвергают гидроочистке на катализаторе Al-Co-Мо при 300 С, давлении

4 МПа, скорости подачи сырья 1,0 ч, количестве ВСГ 300 л/л ч сырья.

30 В результате получают базовое моторное масло со следующими качествами: кинематическая вязкость при 100 С 10,3 мм2/с, индекс вязкости 84 ед,, температура вспышки 228 С коксуемость 0,32 мас, ; Выход

35 масла составляет 9,6 на нефть.

Качества моторного масла с пакетом присадок приведены в табл.2.

Пример 3. Смазочное масло получают согласно примера 1, 40 При этом остаточную масляную фракцию (гудрон) подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне: верх- 86 С, низ - 60 С, и получают деасфальтизат с коксуемостью 0,5 мас.7, вязкостью при 100 С 23,11 мм /с, плотностью при 20 С 901,2 кг/м и выходом 44,0 мас. на гудрон.

Рафинат дистиллята и деасфальтизат компаундируют в соотношении 77:23 и получают масло с вязкостью 10.5 мм /c npu

100 С, индексом вязкости 83.ед., температурой вспышки 234 С, коксуемостью 0,36 мас.7„которое подвергают гидродоочистке на AI-Co-Ма при условиях, укаэанных в при55 мере 1.

В результате получают базовое моторное масло со следующими качествами: кинематическая вязкость при 100 С вЂ” 10,4 мм /c, . индекс вязкости 85 ед., температура вспышки 228 С, коксуемасть 0,34 мэс.$.

Выход масла составляет 9,6% на нефть.

Качества масла с пакетом присадок представлены в табл. 1, Примеры 4 и 5 демонстрируют огугцестВЛЕНИЕ СПОСОба ПРИ ЗВПР8ДВЛЬНЫХ ЗНс;;8;iИях коксуемости деасфальгизата (пример -",— коксуемость 0,8%, пример 5 — коксуемость

0 1о/)

Пример 5. Смазочное масло получа10т согласно примера 1. 10

При этом остаточную масляную фракцию (гудрон) подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне: верх — 84 С, низ — 60" С, и получают деасфальтизат с коксуемостью ОЯ мас,%, 15 вязкостью при 100"С вЂ” 25,6 мм /с, плотностью при 20"С вЂ” 901,8 «r/ì, вь1ходом на гудрон — 50,2 мас.%.

Рафинат дистиллята и деасфальтизат компаундлруют в соотношении 80;20 мас,% 20 и получают масло с вязкостью 10,6 мм /c. при 100 С, индексом вязкости 78 ед„температурой вспышки — 236" С, коксуемость1о

0,5 мас.%, которое подвергаю гидродоочистке на Al-Со-Мо катализаторе прл услови- 25 ях, указанных в примере 1, В результате получают базовое моторное масло со следующими качествамл: «инематическая вязкость при 100 С 10,4 мм /с, индекс вязкости 80 ед., температура 30

2 вспышкл 230"С, коксуемостью 0.48 мас,,,, Выход масла составляет 10,4% на нефть.

Качества масла с пакетом присадок представлены в табл.2. 35

Пример 5. Смазочное масло получают согласно примера 1. При атом остаточную масляную фракцию {гудрон) подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне; верх — 92 "С, низ — 60 С, 40 и получают деасфальтизат с коксуемостью

0,1 мас.%, вязкостью при 100" С вЂ” 12,2 мм /с, плотностью при 20 С вЂ” 892,6 кгlм, выходом 34,2 мас.% на гудрон.

Рафинэт дистиллята и деасфальтизат 45 компаундируют в соотношении 64:36 мас.%, соответственно, и пол чают масло с вязкостью при 100 С 10,2 мм /с, индексом вязкости 86 ед„температурой вспышки

226 С, коксуемостью 0,3 мас.%, которое 50 подвергают гидродоочистке на катализаторе Al-Со-Mo(AI-Ni-Mo) при температуре

300 С, давлении 4,0 МПа, скорости подачи сырья 1,0ч, количестве Водорода

-1

300 n/ë ч. 55

В результате получают масло со следующими качествами: кинематическая вязкость пp«100"Ñ 10,2 мм /с, индекс вязкости 86 ед., температура вспышки

224" С, коксуемост1 0,28 мас.%, Выход м-.сл составляет 7,7;, -,.

Качества масла с пакетом присадок представлены B тагаев,2.

Примеры 6-8 11лл1остриоу|от осуществла Гие способа на парлфинистом сырье, Пример 6. Смесь парафинистых нефтей подвергаloT атмосферновакуумной

ПЕРЕГОНКЕ И ПОЛУ 181От ДИСтИЛЛЯгп1ЫЕ И ОСтатсчную масляную фракции, Дистиллятг1v1o масляную фракцию с

B. ÿBi<0cTL io 5,92 м1 /с 11pL1 100вC подвергают очистке фурфуролом (250 мас.%) при температуре в зкстракционной колонне: верх—

116 С-.: низ — 76"С, и получают рафинат со следующими кач ества vи; ки нема1 ическая вязкость при 100"С вЂ” 5,55 мм /с; плотность

flpL 20 С 882 кг/м ; коксуемость 0,01 мас.%, температура вспышки 204"С.

Выход рафината составляет 72,0% на

МаСЛс1 НУ 10 ф дс1 1< L",1Ю.

Остаточ.1 ло масляную фрB«öèio (гудрон), ьь кипа10щую Bыше 475 С, подвергают глубокой деасфальтизации при температуре в колонне: верх — 89"С, низ — 55"С, и получа1от деBci1çëBTL! .àò с коксуемост1-10 0,27 мас. %; вязкостью — 13,1 мм /с при 100" С; выходом — 50.7% на гудрон.

Рафинат дистиллята 1 деасфальтизата

ПОДВЕPl Bl Ò Депс:! Вф!1НИЗВЦ 1i1 В РBCTBOP8 ацетон — толуо и ри м111.ус 25 С, Количес1во кетона -з смеси растворителей при депарафинизации дистиллята составляет 3D, остато .ного — 25 ;-;,, соотношание растворителя и cbl pOBB 3;1 и 4 . 1, cooTBBTcTBGIДепарафГ1и11рованн1.18 рафинат дистиллята и деасфальтизаi компаундируют B соотношении 83:17 и подвер а«1Т гидрировани о при 280 С, давлении 4 ЫПа, объемной с1<орости 1.0 ч и количестве водорода

° -1

300 л/л сырья. Катализатор Al-Ñî- lo(Ai-NiMo).

В р83 >llbTBT8 пол/ча10т баBO 008 мОтОр ное масло Ы-8 со следующими качествами: кинематическая B".зкость при 100"С 7,15

mr i /c; плотноСть Ops 20 С 886,2 ; тем пература BCO iu1«!. — 210 С; коксуемость

0,03 мас.%.

В В! "Од;

КаЧ 8СТВ а 1"1аСЛа С П сЗ «8 ÃСМ П Р11СаДО К представлень в табл.3.

Пример, Газо-.ioà !LBñ!10 получают согласно пример" 6, При это1. Остаточную масляную фракцию. Вь:кипающую выше

475 С, подвеОГа10т Глубокой деасфальтизации при температуре в колонне: верх -87 С, о низ — 55ОС и получают деасфальтизат с коксуемостью0„ мас, :. BBB!,Ocòü о и::!!100 С о г — 15,3 мм /с, Выходом 51,0 мас. „ . на г) дрон.

ДепарафинлрОван н ь18 раф11 BT д11стиллята и деасфальтизат ко1 1паунд11р10т в со1825815

Таблица 1 отношении 84:16 мас. и подвергают гидрированию при условиях, указанных в примере 2, и получают базовое масло с вязкостью при 100 С вЂ” 72 мм2/с. индексом вязкости — 88 ед., плотностью при 20 С—

886,4 кг/м, температурой вспышки — 210 С, коксуемостью — 0,035 мас,%.

Выход масла составляет 10.3 мас, на нефть, Качества масла с пакетом присадок представлены в табл.3.

Пример 8. Базовое масло. получают аналогично примеру 6, При этом остаточную масляную фракцию подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне: верх — 85 С. ниэ — 55ОС и получают деасфальтиэат с коксуемостью 0,5 мас.%, с вязкостью при 100 С вЂ” 16,5 мм /с и выходом — 52,5 мас,7.на гудрон.

Депарафинированные рафинат дистиллята и деасфальтизат компаундируют в соотношении 85;15 мас, и подвергают гидродоочистке при условиях, укаэанных в примере 2, и получают базовое моторное масло с вязкостью при 100 С вЂ” 7,25 мм /с, индексом вязкости — 87 ед„температурой вспышки — 208 С, Выход масла составляет 10,2 мас. на нефть, Качества масла с пакетом,присадок представлены в табл.3.

В табл, 4 приведены качества деасфальтизата, полученного по предлагаемому способу и остаточного рафината по прототипу, Из вышеприведенных данных видно, что по своим качествам деасфальтиэат, полученный по предлагаемому способу и остаточный рафинат, согласно прототипа, близки между собой. Однако предлагаемый способ значительно упрощает технологию производства базовых масел, При запредельных значениях коксуемости, т,е, при 0,1 (пример 5) наблюдается

5 уменьшение выхода деасфальтизата, увеличен расход пропана при деасфальтиэации, т.е, ухудшены технико-экономические показатели процесса. При коксуемости 0,8% (пример 4) полученное масло не удовлетво10 ряет по качеству требованием TY

38.101.1198-89 на масло М-12-Вг.

Полученное по данному способу масло (пример 1-3, 6-8) после добавления присадок соответствует по качеству требованиям

15 ТУ 381011198-89 на масло M-12-Вр и ТУ

38001.344-82 на масло М-8-В1 (см, табл. 2 и

3).

Таким образом, предлагаемый способ имеет значительные преимущества перед

20 известным.

Формула изобретения

1. Способ получения смазочного масла путем атмосферно-вакуумной перегонки

25 нефти с. получением дистиллятных масляных фракций и гудрона, деасфальтизации последнего пропаном, селективной очистки дистиллятных фракций с получением рафината и последующей гидроочистки, о т л и30 ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения способа и повышения выхода масла, деасфальтизацию гудрона проводят до получения деасфальтизата с коксуемостью 0,2-0,5 мас,% и гидроочистке подвергают смесь де35 асфальтизата и рафината, 2, Способ по и, 1, отличающийся тем, что при использовании в качестве сырья высокопарафинистой нефти, рафинат и деасфальтизат подвергают депарафини40 зации.

1825815

CO

С > CII

v c ч» еч.:Я ф о сч

LA

C) о

LO

LA

Ф

X о

СЧ

X " о

LA X

I о

X о ч» ое>

° С-, I

z х

О СО П

%

IL0 *Ю

z x z

IA

v л

K

Б о

00 л о о о о сО с

LA а» LA P) Оф

00 о о

ЗЖ

LA

Ф

X

2 и . с о

IA

С Э

СС СО О

СО- WО>

%

С« о ф ф ч л о о о о

00 СЧ 3

СО о

00 и

СО О «

Ю чЕ а>

CO о о л съ

СЧ

С«

C) IA о o

СЧ

СЧ

X

С с

C)

С« о

° С,ОСО e LAIA

Ц»» С С6 СП

СЧ

° g) о о с«л л сч

LA о

Б

CO о

С« о

СЧ

Ф CI %- О LA e

СО - СО ЕЪ Оъ

CO о

00 о о ф СЧ

О) С Ъ

LA

СЧ

СЧ о о о о ш л л

CO

I л

С ) в о

О

L» х

2f

1» 3

СС с у с о

Е

v Iо и

m X

l5, Ф о

° Ф

E з

Il и

Ф т

0l

z т

О

СЧ о

X (» о

О и х

С9 сЧ а

Q3 о

Я сч

Ф

X с

Ф о

Й х

z

Ф

;>е

r о с

С0 ( о

Ф с

Ф

ImY о с

Ф

z

С9 о х

Ф

Е

z с д и X m

0С CC

® m m

v Ф m о о

Ф о v

0 V O д m cQ

st%

FL с о з.х

j O

4 и Ф с

m 4»

О. >»

Д g а О

Ф а

X x

Ф 1

I- Cl

«Ф

X х о о

z а с I» о

Ф щ. с

2 ь

v z

Я м

С0 О а о а

Ф О с а а

Ф О

ЪС .

О.

Ф

Х

:у о з

z О

z Ф

О >

Xsam х хф z, a.

О О,X

C C0 .. S

0 с0 а о юlc» о Ф о ,р х

С х

Е5 и о

Ф

I о о о о о х

Ф

C фМ

О.

О Ф х- Ф о с о с о

1825815

М)

СЧ о о о:ь.

СЧ X

Х

X ф

О СЧ

СО

Са 4

О С 3 о

v ( у

LA о

Л

Х O Ф ц с

Х С.)

О LA С ( о

LA ((СО ф и у у

X о оо

> о

СВ

C) X

» »

X X

LA

CV !

»

Ж

СЧ

LA о

CV с

Ф

Щ

Х

Х

X

Ф с о

П

Ф

Ф

CO

CD с

Ф

ЬЩ

Ф

Щ о (:

Ф

Б

CQ ф о

Ф

K

Щ

О (О (О О в ос

СО(О СО

СА

СО СЧ СО с- ф

СЧ; (О (О

C)

СО С ) СО с- t3

Щ с

О

Щ

I

CQ

X дС к

% ("(Ф

Щ 3- о л с о с

О >, 5

v x

a g Ф

m о о х о с х о

Б СО И

С Э о о о ((.. о

О) CQ СО С Ъ

СО

1825815

Таблица 4

Составитель Т. Мамедова

Техред М. Моргентал Корректор Н. Гунько

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2306 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., 4/5

Способ получения смазочного масла Способ получения смазочного масла Способ получения смазочного масла Способ получения смазочного масла Способ получения смазочного масла Способ получения смазочного масла Способ получения смазочного масла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам получения дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтехимической технологии, в частности к способам получения малосернистого дизельного топлива, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к химической технологии, в частности к способам гидроочистки бензиновых фракций, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к способу получения бензола из углеводородных бензолсодержащих смесей различного происхождения, содержащих ароматические и неароматические углеводороды и соединения серы
Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей промышленности, в частности к способам стабилизации гидрогенизата обессеривания углеводородного сырья

Изобретение относится к получению синтез-газа в способе получения керосина и газойля из природного газа

Изобретение относится к нефтепереработке и, конкретно, к получению реактивного топлива

Изобретение относится к способу получения углеводородных продуктов
Наверх