Якорь электрической машины и способ его сборки

 

Использование: в электромашиностроении , в частности в конструкции якорей электрических машин и технологии их сборки. Сущность изобретения: якорь электрической машины содержит сердечник 1, в пазах 2 которого размещена обмотка 3, имеющая корпусную изоляцию 4. Обмотка .закреплена в пазу сердечника клином, состоящим из трех продольных элементов 5 - 7 и размещенным в боковых канавках 8 паза, имеющего форму ласточкиного хвоста. Средний элемент 6 клина имеет форму ласточкиного хвоста и размещен в канавках 9 крайних элементов 5 и 7 клина на сторонах, обращенных друг к другу. Между элементами клина 5, 6 и 7 и обмоткой 3 образован канал 10 для прохождения хладагента. На дно паза и в боковых канавках 8 уложены упругодеформируемые элементы 11 и 12. Способ сборки якоря электрической машины содержит следующие операции: сборку шихтованного сердечника, установку упругодеформируемого элемента на дно паза; укладку обмотки в пазы шихтованного сердечника; последовательное укладывание сверху в каждый паз сердечника упругодеформируемых элементов и крайних элементов клина; установку крайних элементов клина в боковые канавки паза; забивание среднего элемента клинз с торцовой стороной паза в канавки крайних элементов клина. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 1 ил. 7 П

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 3/48, 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ .

«

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4946196/07 (22) 20.05.91 (46) 23.07,93. Бюл, № 27 (71) Харьковский политехнический институт им,В,И.Ленина (72) В.Ф.Болюх и А.К.Черкасов (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹792487,,кл. Н 02 КЗ/48, 1978.

2, Авторское свидетельство СССР

¹ 1185499, кл. Н 02 К 3/487, 1984.

3. Авторское свидетельство СССР

¹ 1339759, кл, Н 02 К 3/48, 1987. (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И

СПОСОБ ЕГО СБОРКИ (57) Использование: в электромашиностроении, в частности в конструкции якорей электрических машин и технологии их сборки.

Сущность изобретения: якорь электрической машины содержит сердечник 1, в пазах

2 которого размещена обмотка 3, имеющая корпусную изоляцию 4. Обмотка.закреплена в пазу сердечника клином, состоящим из трех продольных элементов 5 - 7 и разме7 П 5 Ы», 1829087 А1 щенным в боковых канавках 8 паза, имеющего форму ласточкиного хвоста. Средний элемент 6 клина имеет форму ласточкиного хвоста и размещен в канавках 9 крайних элементов 5 и 7 клина на сторонах, обращенных друг к другу. Между элементами клина 5, 6 и 7 и обмоткой 3 образован канал

10 для прохождения хладагента. На дно паза и в боковых канавках 8 уложены упругодеформируемые элементы 11 и 12. Способ сборки якоря электрической машины содержит следующие операции; сборку шихтованного сердечника, установку упругодеформируемого элемента на дно паза; укладку обмотки в пазы шихтованного сердечника; последовательное укладывание сверху в каждый паз сердечника упругодеформируемых элементов и крайних элементов клина; установку крайних элементов клина в; забивание среднего элемента клина с торцовой стороной паза в канавки крайних элементов клина. 2 с, и 1 з и ф лы, 1 ил, б 7 1Z

1829087

Изобретение относи ся к электромашиностроению, в частности к якорям электрических машин.

Цель изобретения — повышение надежности, На чертеже показан якорь электрической машины.

Якорь машины содержит сердечник 1, в пазах 2 которого размещена обмотка якоря

3, имеющая корпусную изоляцию 4. Обмотка 3 закреплена в пазу сердечника клином, состоящим из трех продольных элементов клина 5-7 и размещенным в боковых канавках 8 верхней части паза, имеющего форму ласточкиного хвоста. Средний элемент 6 клина также имеет форму ласточкиного хвоста и размещен в канавках 9., выполненных в крайних элемен-,ах 5 и 7 клина на "торонах, обращенных друг другу. Ме кду элементами 5 — 7 и обмоткой 3 образ-.. -;=-н::анал

10 для прсхода хладагента. На дно паза уложен уг.ругодеформируемый элемент 11. выполненный, например, в виде плañòèí÷àтой пружины. упругодеформируемый элемент 11 размещен в пазу в предвари 1-ельно деформированном состоянии так, что по мере уменьшения высоты обмотки якоря из-sa усыхания изоляции в процессе эксплуаraции восстанавливающие усилия ynpyraäåформируемого элемента, действующие -,a обмотку паза, поджимают ее к поверхности контакта с элементами 5 и 7 клина, не давая возможности перемещаться под действием центробежных и динамических сил, обусловленных условиями работы машины.

В боковых канавках 8 уложены упру:одеформируемые элементы 12, выполне"ные, например, в виде пластинчатой пружины или резиновой прокладки. Зто позволяет в совокупности с нижним упругодеформируемым элементом 11 нстранить механические перемещения обмотки в пазу под действием центробежных и динамических сил, действующих на обмотку, С целью повышения надежности расклиновки боковые контактирующие поверхности 9 элементов 5 и 6, 6 и 7 клина выполнены с уклоном (например 1:100) по длине паза.

Способ сборки якоря электрической машины содержит следующие основные операции: сборка шихтованного сердечника якоря; установка упругодеформируемых элементов на дно паза и укладка обмотки ь пазы сердечника; установка упругодеформируемых элементов в боковые канавки паза; последовательное укладывание сверху в каждый паз сердечника крайних элемен10 тов клина; забивание среднего элемента клина с торцовой стороны паза в канавки крайних элементов клина, Предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность работы и улучшить охлаждение электрической машины за счет устранения механических повреждений корпусной изоляции обмотки якоря и самих клиньев и образования канала для прохождения хладагента, Формула изобретения

1. Якорь электрической машины, содер>кащий шихтаванный сердечник, в пазах которого уложена обмотка, закрепленная с помощью составных клиньев, состоящих и трех продольных элементов, о т л и ч а ющ и и " я тем, что, с целью повышения надежности, средний элемент клина выполнен в форме ласточкина хвоста, установленного в канавках, выполненных в крайних элементах клина на сторонах, обращенных одна к другой, при этом между крайними элементами клина, обмоткой и средним элемгн гом клина образован канал для прохода хлада гента.

2, Якорь машины по п.1, о т л и ч а юI шийся тем, что между крайними элементами клина и боковыми стенками паза размещены упругодеформируемые элементы.

3. Способ сборки якоря электрической машины, заключающийся в укладке оомотки в пазы шихтованного сердечника и установке в боковые канавки паза составных клиньев, состоящих из трех продсльных

45 элементов, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повышения надежности, сверху в каждый паз шихтованного сердечника последовательно укладывают и устанавливают в боковые канавки паза крайние элементы клина, после чего с торцовой стороны паза между крайними элементами клина в их каíàaêè плотно устанавливают средний элемент клина.

Якорь электрической машины и способ его сборки Якорь электрической машины и способ его сборки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к беспазовому статору электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к беспазовым статорам электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в турбогенераторах с газовым охлаждением обмотки ротора

Изобретение относится к крупному электромашиностроению Целью изобретения является снижение вентиляционных потерь

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных турбогенераторах

Изобретение относится к электротехнике , в частности к технологии производства электрических машин, а более конкретно к устройствам для формования катушек

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Наверх