Электрическая машина ветохина в.и.

 

Сущность изобретения: электрическая машина содержит статор и ротор с валом и подшипниками. Благодаря тому, что подшипники выполнены в виде состоящей из высокопрочной металлокерамики с одной и антикоррозионной стали с другой стороны скользящей пары улучшаются виброакустические характеристики. 4 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к погружным электрическим машинам, которые применяются для приводов различных механизмов и движителей подводных аппаратов и буровых устройств. Цель изобретения улучшение ВАХ. На фиг. 1 изображен подшипниковый узел со щитом и валом в разрезе; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 и 4 подшипниковый узел со щитом и валом, варианты. На валу 1 ротора электрической машины установлен подшипник, содержащий скользящую пару, состоящую с одной стороны из насаженной на вал вращающейся вместе с ним втулки 2, выполненной из антикоррозионной высокопрочной термообработанной стали, например из стали 40х13 ИЛИ Ди-49, разработанной Институтом точных сталей, г.Москва (указанные стали обработаны с точностью 9-10 класса) и с другой стороны из неподвижной части 3, которая выполнена из высокопрочной металлокерамики. Последняя, например ВАМК-27 (разработана предприятием п/я Г-"4128, г. Москва), является стойкой к морской воде. Металлокерамическая часть 3 запрессована в подшипниковый щит 4. Между валом 1 и подшипниковым щитом 4 образован открытый зазор 5. Втулка 2 и неподвижная часть 3 скользящей пары имеют упорные 6 и опорные 7 поверхности, соответственно соприкасающиеся друг с другом с соблюдением обычных для подшипников скольжения зазоров. Упорная поверхность неподвижной керамической части 3 имеет канавками 8 (фиг.2), направленные от центра к периферии. Опорные поверхности неподвижной керамической части выполнены со шлицами 9, сообщающими канавки 8 у центра с внешней средой, а на периферии с полостью корпуса электрической машины. Скользящая пара подшипника скольжения электрической машины может быть выполнена в виде эквивалентных технических решений, изображенных на фиг.3 и 4. В этих случаях упорные поверхности то же имеют канавки, а опорные шлицы. Все отверстия 10, имеющиеся в подшипниковых щитах 4, закрыты мелкими латунными сетками 11. Машина работает следующим образом. При вращении вала 1 ротора электрической машины вместе с насаженной на него втулкой 2 последняя в составе скользящей пары обеспечивает нормальное трение скольжения совместно с неподвижной керамической частью 3, запрессованной в подшипниковый щит 4. Сочетание высокопрочной антикоррозионной термообработанной стали с высокопрочной керамикой обеспечивает надежную и долговременную работу машины при эксплуатации в условиях непосредственного окружения морской водой. Смазка скользящей пары осуществляется морской водой, которая поступает через открытый зазор 5 между подшипниковым щитом 4 и валом 1 и далее по зазорам между опорными и упорными поверхностями скользящей пары засасывается в полость корпуса электрической машины (под действием центробежных сил, создаваемых ротором электрической машины). Для увеличения интенсивности прохождения воды через подшипник, которая за счет одних зазоров недостаточна, предусмотрены канавки 8 на упорных поверхностях и шлицы 9 на опорных поверхностях керамической части. Проточные сечения канавок и шлицов увеличивает интенсивность смазки и охлаждения трущихся поверхностей, а также увеличивают количество воды, поступающей на охлаждение внутренних частей электрической машины. Входные и выходные отверстия 10 подшипникового щита 4 закрыты мелкими латунными сетками 11, которые предотвращают машину от попадания в полость ее корпуса мелких предметов или организмов из морской среды. Технико-экономические преимущества заявленного устройства состоят в повышении надежности, улучшении ВАХ и повышении ресурса работы. Вместо шарикоподшипников предлагаются подшипники скольжения со скользящими парами из высокопрочной металлокерамики и антикоррозионной высокопрочной стали.

Формула изобретения

Электрическая машина по авт. св. N 288381, отличающаяся тем, что, с целью улучшения виброакустических характеристик, подшипники вала ротора, установленные аксиально с зазором между валом и подшипниковыми щитами, выполнены в виде состоящей из высокопрочной металлокерамики с одной и антикоррозионной стали с другой стороны скользящей пары с опорными и упорными поверхностями и последние со стороны металлокерамики имеют канавки, направленные от центра к периферии, а опорные поверхности имеют шлицы, сообщающие полость корпуса машины с внешней средой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к погружным электрическим машинам, которые применяются для привода различных механизмов и движителей подводных аппаратов и буровых морских добычных установок

Изобретение относится к э.чектромашиностроению

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска

Изобретение относится к области бурения скважин и может быть использовано для питания электроэнергией скважинных приборов
Наверх