Система управления общим и циклическим углами установки лопастей подъемно-маршевого воздушного винта

 

Изобретение относится к области авиастроения . Цель изобретения - снижение веса (и габаритов системы и повышение ее надежности, а .также исключение измененип циклического угла установки лопастей в позиции маршевого воздушноговинта, а также повышение технологических характеристик и эксплуатационной технологично- CT|I, Система управления содержит буотерную часть, состоящую из механизма автомата перекоса с невращающимся кольцом и вращающимся кольцом, связанным тягами и поводками с рычагами поворота лопастей, установленными в их комлевой , валов, тяг и приводов. Полый вал подсифтемы управления циклическим углом устайовки лопастей расположен внутри полого вала трансмиссии, проходящего внутри консоли крыла, и заканчивается конической зубчатой шестерней, кинематически связанной с конической шестерней валика невращающегося кольца механизма автомата перекоса. Вал подсистемы управления общим углом установки лопастей расположен внутри полого вала подсистемы управления циклическим углом и снабжен элементом кинематической пары, соединенным со штоком подсистемы управления общим углом установки лопастей воздушного винта. Невращающееся кольцо автомата перекоса установлено на валике с конической шестерней, находящейся в зацеплении с конической шестерней,установленной на верхнем конце ведущего вала автомата перекоса , этот же валик связан со штоком подсистемы управления общим углом установки лопастей воздушного винта. Валы сообщены подшипниками, пары конических зубчатых шестерен снабжены Г-образными кронштейнами с вилками. Имеются варианты выполнения кинематической связи между конической шестерней полого вала и конической шестерней валика автомата перекоса. 4 з.п. ф-лы, 6 ил. Ё 00 со VI о со

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК (si)s В 64 С 27/72

ГО УДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

BE OMCTBO СССР (ГО ПАТЕНТ СССР)

С П ИСАН И Е И ЗОБ РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1! (21 4805842/23 (22 26.03.90 (46 30,08.93. Бюл. ¹ 32 (75 А.М.Лепилкин (56 Патент СUJА ¹ 4573873, кл. 416 — 114, опублик. 1986. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ И

ЦИКЛИЧЕСКИМ УГЛАМИ УСТАНОВКИ ЛОПАСТЕЙ ПОДЪЕМНО-МАРШЕВОГО ВОЗДУ НОГО ВИНТА (57 Изобретение относится к области авиаст оения. Цель изобретения — снижение веса и габаритов системы и повышение ее надежности, а также исключение иэменени циклического угла установки лопастей в по иции маршевого воздушного винта, а та же повышение технологических характери тик и эксплуатационной технологичност 1, Система управления содержит бу терную часть, состоящую из механизма автомата перекоса с невращающимся кольцо л и вращающимся кольцом, связанным тягами и поводками с рычагами поворота лопастей, установленными в их комлевой части, валов, тяг и приводов. Полый вал подсистемы управления циклическим углом установки лопастей расположен внутри

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено для создания летательных аппаратов с несущими винтами дл взлета и посадки по вертикали.

Целью изобретения является снижение веса и габаритов системы и повышение ее надежности, а также исключение изменения циклического угла установки лопастей в позиции маршевого воздушного винта, а

БЫ 1837034 А1 полого вала трансмиссии, проходящего внутри консоли крыла, и заканчивается конической зубчатой шестерней, кинематически связанной с конической шестерней валика невращающегося кольца механизма автомата перекоса. Вал подсистемы управления общим углом установки лопастей расположен внутри полого вала подсистемы управления циклическим углом и снабжен элементом кинематической пары, соединенным со штоком подсистемы управления общим углом установки лопастей воздушного винта. Невращающееся кольцо автомата перекоса установлено на валике с конической шестерней, находящейся в зацеплении с конической шестерней, установленной на верхнем конце ведущего вала автомата перекоса, этот же валик связан со штоком подсистемы управления общим углом установки лопастей воздушного винта. Валы сообщены подшипниками, пары конических зубчатых шестерен снабжены

Г-образными кронштейнами с вилками.

Имеются варианты выполнения кинематической связи между конической шестерней полого вала и конической шестерней валика автомата перекоса. 4 з.п. ф-лы, 6 ил. также повышение технологических характеристик и эксплуатационной технологичности.

На фиг.1 показан вид сверху на концевую часть крыла с поворотным корпусом в положении, когда винт в позиции маршевого винта; на фиг.2 — механизм автомата перекоса (АП) по п.2 формулы; на фиг.3 — вид сверху на втулку четырехлопастного винта; .

1837034 на фиг,4 — кинемэтическая связь положения шарнира на вращающемся кольце АП с положением центра шарнира на.поводке лопасти; нЭ фиг.5 — вид сверху на АП при первом варианте привода к нему;на фиг.6- подшипниковая опора вращающегося кольца АП на невращающемся кольце АП.

На конце консоли крыла 1 с шарнирными опорами на двух усиленных нервюрах находится полый вал 2 поворота корпуса 3, с которым соединен картер 4 с парой конических шестерен 5 и 6, из них ведущая 5 закреплена на полом концевом валу 7 трансмиссии, а ведомая 6 представляет собой зубчатый венец на конце полого вала винта 8; Внутри полого вала 7 находится вал

9 подсистемы управления циклическими углами установки лопастей, который в картере

4 заканчивается малой конической шестерней 10, находящейся в зацеплении с шестерней 11 на конце ведущего валика 12 передачи к механизму АП, находящемуся вне втулки винта 13 внутри обтекателя 14 втулки и АП. Невращающееся кольцо 15 АП закреплено на валике 16 наклона теоретической плоскости АП, на котором закреплена коническая шестерня 17. Внутри полого вала 9 находится вал 18 управления общим углом установки лопастей винта, на котором в картере закреплен кинематический элемент 19 пары для связи угла поворота центрального вала 9 с осевым перемещением штока 20, на котором вне втулки винта закреплен валик 16 неврэщающегося кольца

15 АП. В узле связи конических шестерен 10, и 11 зацепление обеспечивается Г-образным кронштейном 21 с вилкой для охвата ведущего валика 12, препятствующим осевому отходу шестерни 11, и кронштейном

22, цилиндрический валик которого находится в полости шестерни 11 соосно с ним, препятствующим выходу оси ведущего валика 12 из плоскости оси поворотного вала

2 и полого вала винта 8 поворотом относительно оси последнего. Опирающиеся на внутреннюю поверхность вала винта 8 поперечные шайбы 23 с отверстиями для ведущего валика 12, закрепленные неподвижно на штоке 20, обеспечивают. параллельность осей валика 12 и штока 20.

В первом варианте привода АП (фиг.1) кинемэтическая связь конических шестерен

10 и 17 выполнена в виде штока 24, состоящего из двух частей — вала 25 и телескопического продолжения 26, соединенных посредством шлицэ и зуба. На верхнем и нижнем концах штока 24 установлены конические шестерни 27 и 11, взаимодействующие с коническими шестернями 10 и 7 полого вала 9 и валика 16 АП соответственно.

Во втором варианте выполнения привода АП (фиг,2) шток 28 содержит коническую шестерню на нижнем конце и цилиндрическое зубчатое колесо 29, поворот которого создает поворот зубчатого колеса 30 нэ конце объемлющего шток 20 вала 31, взаимодействующего с цилиндрическим зубчатым колесом 32, взаимодействующим с цилиндрическим зубчатым колесом 33, находящимся на одной оси с конической шестерней 34 привода валика АП. Зацепление обеспечивают кронштейны 35 с вилкой для предотвращения осевого отхода шестерни 34 и опоры на шток 20 и кронштейн 36, цилиндрический валик которого находится внутри конической шестерни 34. Для образования второй подшипниковой опоры валика 16 не20 вращающегося кольца 15 АП нэ конце штока

20 закреплен дугообразных кронштейн 37.

На фиг,5 показано невращающееся кольцо

15 с тремя распорками для увеличения прочности и жесткости этого кольца, а также вращающееся кольцо 38 АП с шарнирами для крепления тяг, На концевом валу 7 трансмиссии закреплена цилиндрическая шестерня 39, находящаяся в зацеплении с шестерней 40, 30 закрепленной на основном валу 41 транс миссии, На валу поворота картера 4 с корпусом может быть закреплена шестерня 42, находящаяся в зацеплении с цилиндрической

35 шестерней 43, которые являются составной частью устройства для автоматического возврата винтов в позиции несущих винтов в случае отказа и повреждения основной гидравлической системы (масляной) поворота

40 винтов.

Между соосными валами 2 и 7, 9 и 18 находятся подшипники качения (шариковые, роликовые или игольчатые).

Работа устройства, Вращение винта 13

45 производится неподвижно закрепленными нэ летательном аппарате двигателями посредством трансмиссии, а механизм изменения углов установки лопастей обеспечивает изменение величины равно50 действующей силы винта и ее отклонение только вперед или назад при независимости циклического и общего углов установки лопастей. Передача мощности винту и управление им производится через полый вал 2 поворота корпуса, Связь угла поворота ведущего валика 12 с углом поворота конической шестерни 17 на валике 16 невращэющегося кольца 15 АП обеспечивает независимость циклического и общего углов установки лопастей, а для

1837034 обеспечения выхода двух валов системы уп-! равления из полого концевого вала 7 трансь иссии основной вал 41 трансмиссии п роходит параллельно оси ее концевого вала и вращение этих валов связано парой

Цилиндрических шестерен.

Формула изобретения

1. Система управления общим и циклическим углами установки лопастей пОдъем о-маршевого воздушного винта, ycTýHoâëåHHoão на конце консоли крыла и оворачивающегося в вертикальной плокости параллельно плоскости симметрии юзеляжа летательного аппарата, бустер ая часть которой состоит из механизма автомата перекоса с невращающимся к ольцом и вращающимся кольцом, связан(ым тягами и поводками с рычагами повоота лопастей, установленными в их комлевой части, валов, тяг и приводов, о т— г и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения илеса и габаритов системы и повышения ее надежности, бустерная часть снабжена валами, коническими шестернями, штоком и

1 инематической парой, представляющей обой кривошипно-шатунный или кулачко ый механизм, при этом полый вал подсистемы управления циклическим углом

) становки лопастей расположен внутри полого вала трансмиссии, проходящего внутОи консоли крыла, и заканчивается конической зубчатой шестерней, кинематически связанной шестерней валика не ращающегося кольца механизма автомата перекоса, а вал подсистемы управления обим углом установки лопастей расположен нутри полого вала подсистемы управления ииклическим углом и снабжен элементом кинематической пары, соединенным со

«итоком подсистемы управления общим углом установки лопастей воздушного винта, невращающееся кольцо автомата перекоса становлено на валике с конической шесерней, находящейся в зацеплении с конической шестерней, установленной на ерхнем конце ведущего вала автомата пеекоса, этот же валик связан со штоком подсистемы уп равления общим углом установки лопастей воздушного винта, валы снабжены подшипниками, а пары конических зубчатых шестерен — Г-образными кронштейнами с вилками.

2. Система управления по п, 1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что кинематическая связь

5 между конической шестерней полого вала и конической шестерней валика автомата перекоса подсистемы управления циклическим углом установки лопастей выполнена в виде штока с коническими шестернями на

10 его нижнем и верхнем концах, взг модействующих с коническими шестернями полого вала и валика автомата перекрса соответственно, при этом шток выполнен из двух телескопических частей, соединенных

15 посредством шлица и зуба, 3. Система управления по и. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что кинематическая связь между конической шестерней валика автомата перекоса подсистемы управления цик20 лическим углом установки лопастей выполнена в виде штока с конической шестерней на нижнем конце, вэаимодеиствующей с конической шестернеи полого вала, и цилиндрическим зубчатым колесом на верх25 нем конце, взаимодействующим с цилиндрическим зубчатым колесом, установленным на валу подсистемы управления общим углом установки лопастей, взаимодеиствующим с цилиндрическим зубчатым колесом, находя30 щимся на одной оси с конической шестерней привода валика автомата перекоса.

4. Система управления по и. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью исключения изменения циклического угла установки ло35 пастей в позиции маршевого воздушно:-о винта, ведущая коническая шестерня, установленная на верхнем конце ведущего вала наклона кольца автомата перекоса, выполнена в виде сектора, угол которого .".преде40 ляется с учетом передаточного от ошени.. пары конических шестерен.

5. Система управления по и. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышен .я технологических характеристик и экспл7а45 тационной технологичности, осе=.ые подшипниковые ограничители всех соосчых валов выполнены съемными и р; полож: ны вне отрезков валов, заключе ных м..жду двумя усиленными нервюрами онс ли кры50 ла с подшипниковыми опор ми вала поворота воздушного винта.

1837034

1837034

1837034

Ф5 .27

17 юг. 5

Составитель Л.Кирий

Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь

Редактор С,Кулакова

Заказ 2853 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Система управления общим и циклическим углами установки лопастей подъемно-маршевого воздушного винта Система управления общим и циклическим углами установки лопастей подъемно-маршевого воздушного винта Система управления общим и циклическим углами установки лопастей подъемно-маршевого воздушного винта Система управления общим и циклическим углами установки лопастей подъемно-маршевого воздушного винта Система управления общим и циклическим углами установки лопастей подъемно-маршевого воздушного винта Система управления общим и циклическим углами установки лопастей подъемно-маршевого воздушного винта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации и касается технологии набора высоты вертолетом

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов. Воздушное судно содержит планер и узел главного винта, присоединенный к планеру и включающий множество узлов лопастей. Узел лопасти винта включает лопасть винта, участок поворотного закрылка, расположенный вдоль по размаху лопасти винта, и приводную систему участка закрылка, содержащую линейный привод. Линейный привод расположен внутри лопасти винта, функционально присоединен к участку закрылка с целью вращения участка закрылка вокруг оси закрылка. Линейный привод содержит бесщеточный двигатель постоянного тока, резьбовой вал, функционально присоединенный к двигателю, выходной поршень, функционально присоединенный к резьбовому валу через роликовую гайку для преобразования вращательного движения резьбового вала в линейное движение выходного поршня и множество роликов, расположенных между резьбовым валом и роликовой гайкой и выполненных из самосмазывающегося материала. Достигается повышение надежности работы привода при действии высоких центробежных сил. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям втулок воздушных винтов. Летательный аппарат содержит корпус, привод вращения лопастей относительно продольной оси корпуса, расположенный внутри корпуса летательного аппарата, механизм управления положением лопастей относительно продольной оси корпуса летательного аппарата и лопасти. Основания лопастей закреплены во внутренних обоймах подшипников, установленных своими поверхностями внешних обойм на соответствующих участках внутренних поверхностей соответствующих втулок, шарнирно подсоединенных своими соответствующими концами к соответствующим участкам внешней поверхности вала привода вращения лопастей относительно продольной оси корпуса. Втулки шарнирно подсоединены соответствующими участками своих внешних поверхностей к соответствующим выходам механизма управления положением лопастей относительно продольной оси корпуса, подвижно установленного относительно вала привода вращения лопастей относительно продольной оси корпуса. Участки внешних поверхностей оснований лопастей подсоединены к выходам приводов вращения лопастей относительно их продольных осей. Достигается возможность изменения направления и величины силы, создаваемой лопастями летательного аппарата. 1 ил.
Наверх