Приборная доска

 

,(2 ) 27.06.91 (4 ) 30.08.93. Бюл. hh 32 (71) Научно-исследовательский институт а иационного оборудования (7 ) В.Н.Волокитин, В.Н.Волокитин, С.И.Кад ш, В.И.Константинов и Е.В.Гусев (3) Научно-исследовательский институт а иационного оборудования

6) Руководство по летной эксплуатации

-204. АНТК им, А.Н.Туполева, 1988.

4) ПРИБОРНАЯ ДОСКА

7) Изобретение относится к области авиаонной эргономики и может быть испольвань при создании прибврных досок улучшение эргономических показателей процесса восприятия информации и управления самолетом по резервным приборам, а также защита основных средств отображе.ния ийформации от световых лучей с боковых направлений. Приборная доска, содержащая основные и резервные средства отображения информации и органы управления, снабжена дополнительными поворачивающимися боковыми панелями, на тыльных сторонах которых смонтированы резервные приборы. Причем поворачивающиеся панели снабжены механизмом фиксации их на определенных углах поворота. з.п.ф-лы, 3 ил.

У

Изобретение относится к области авиаионной эргономики и может быть испольовано при создании приборных досок етательных аппаратов.

Цель изобретения — улучшение эргоноических показателей процесса восприятия нформации по резервным приборам, а таке защита основных средств отображения нформации от световых лучей с боковых аправлений.

На фиг.1 показана приборная доска, ид сбоку (со стороны левого летчика); на иг.2 — то же, вид спереди: на фиг.3 — мехаизм фиксации, На приборной доске 1 установлены эканные многофункциональные индикаторы для отображения пилотажно-навигационой информации, а также для контроля састония самолетных систем. Такие индикаторы становлены по одному комплекту каждому етчику. Кроме них на приборной доске 1 установлены органы управления и эадатчики, для выбора режимов полета. С левой и правой сторон каркаса приборной доски 1 шарнирно крепятся две боковые панели 3. Я имеющие возможность разворота и установки в положение, когда их тыльная сторона оказывается параллельной плоскости приборной доски 1, а установленные резер- 09 вные пилотажно-навигационные индикато- (,Д ры лицевыми частями оказываются в Q(j, оптимальной для глаз летчика зоне сьема информации. 00

Приборная доска 1 связана системой соединения с козырьком 4 H центральным пультом управления 5 и представляет собой каркасную конструкцию, в которой смонти-,Ь рованы экранные индикаторы (s данном (Ъ примере их шесть), выдающие основную пилотажн О-навигационную информацию. Боковые панели 3 являются несущей конструкцией для установки резервных приборов

1838181

6-.10, по своей конструкции аналогичны приборной доске 1. Крепление резервных приборов осуществляется с применением

-известных крепежных деталей, аналогичных применяемым при установке основных 5 приборов. Подводка питания к резервным приборам осуществляется традиционным способом с помощью гибких жгутов.

На панелях 3 установлены по принципу креста комплекты резервных приборов, в 10 состав которых входят указатель скорости 6, авиагоризонт 7, высотомер 8, вариометр 9, радиомагнитный индикатор 10. Толщина панелей 3 определяется глубиной конкретных резервных приборов 6-10, 15

Использование приборов, например, на жидких кристаллах позволяет уменьшить их глубину в 6-7 раз по сравнению с электромеханическими и довести толщину боковых резервных панелей до 40-50 мм.. 20

Поворотные панели снабжены механизмом фиксации, например, типа подпружиненного шарика 11, что обеспечивает фиксацию боковых панелей 3 в конечных положениях (транспортном и рабочем). На- 25 личие промежуточных точек фиксации позволяет использовать боковые панели 3 в качестве защитных экранов от засвета лицевых частей основных пилотажно-навигационных индикаторов. 2 световыми лучами с 30 боковых направлений.

8 нормальной полетной обстановке летчики пользуются пилотажно-навигационной информацией с индикаторов 2, расположенных ма приборной доске 1. В случае отказа 35 основных приборов боковых панели 3 поворачиваются из утопленного в боковой нише положения в рабочее положение до совмещения их с плоскостью приборной доски 1.

В момент соприкосновения боковой панели 40

3 с плоскостью приборной доски 1 происходит включение резервных приборов. При этом резервные приборы устанавливаются в оптимальной для глаз зоне сьема информации и летчики осуществляют управление 45 летательным аппаратом по этим приборам.

Использование боковых панелей 3 в качестве защитных экранов от засвета лицевых частей индикаторов световыми лучами производится по мере необходимости за счет фиксации их в определенных положениях в зависимости от направления засвечивающего светового потока.

Предлагаемое техническое решение позволяет улучшить эргономические показатели кабины экипажа в части повышения точности считывания информации с каждого комплекта резервНых пилотажно-навигационных приборов на каждом рабочем месте летчиков и вследствие этого повышения точности пилотирования самолетом, уменьшения утомляемости летчиков в процессе пилотирования за счет оптимального размещения приборов на линии визирования и вследствие этого повышения безопасности полета, более рационального использования площади приборной доски за счет выноса резервных пилотажно-навигационных приборов за ее пределы.

Формула изобретения

1. Приборная доска, содержащая основные и резервные средства отображения информации, и органы управления, о т л и ч ею щ а я с я тем, что, с целью улучшения эргономических показателей процесса восприятия информации и управления самолетом по резервным приборам, она снабжена дополнительными поворачивающимися боковыми панелями, на тыльных сторонах которых смонтированы резервные приборы.

2.Доска поп.1, отл ича юща я с ятем, что. с целью защиты экранов основных средств отображения информации от световых лучей с боковых направлений, поворачивающиеся панели снабжены механизмом фиксации их на определенных углах поворота, (1

Приборная доска Приборная доска Приборная доска 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам измерения скорости

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам измерений скорости

Изобретение относится к авиационным приборам и может быть использовано в системах управления расходом и заправкой топлива

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для регистрации числа посадок и времени наработки двигателя самолетов и вертолетов

Изобретение относится к области авиационного приборостроения

Изобретение относится к авиационной топливоизмерительной технике

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к авиации и позволяет повысить точность определения воздушных параметров, зависящих от статического давления
Наверх