Система управления угловым положением космического аппарата

 

Изобретение относится к области космической техники. Система содержит датчик ориентации, усилитель-сумматор, корректирующее устройство с последовательно соединенными дифференциалом и блоком запаздывания, логические элементы, исполнительный орган с встроенным тахогенератором и нормально разомкнутым ключом. Между ключом и усилителем-сумматором включено запоминающее устройство. Технический результат - повышение точности. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к системам автоматического управления угловым положением космического аппарата (КА).

Общеизвестны системы управления угловым положением КА, содержащие пропорциональный датчик ориентации, релейный элемент с зоной нечувствительности и зоной неоднозначности (петля гистерезиса), осуществляющий включение исполнительного органа. Устойчивость в такой системе обеспечивается путем охвата релейного элемента отрицательной обратной связью через апериодическое (запаздывающее) звено. В этом случае сигнал ошибки подвергается импульсной модуляции и среднее значение управляющего момента становится пропорциональным в первом приближении величине ошибки и ее первой производной по времени.

Известно, что в предельном цикле длительность импульса зависит лишь от параметров релейного элемента, постоянной времени и коэффициента пропорциональности апериодического звена обратной связи и не зависит от величины углового ускорения КА, определяемого отношением управляющего момента инерции КА (см. Экспресс-информация "Системы автоматического управления", №4 за 1965 г., реферат №14, стр.18-19).

В случае возможных изменений величины управляющего момента исполнительного органа в процессе эксплуатации это является существенным недостатком, так как приводит к значительному изменению параметров предельного цикла и в случае увеличения управляющего момента к повышенному расходу энергии (рабочего тела) даже при отсутствии возмущений на КА.

Если исполнительный орган выполнен в виде электродвигателя с инерционным ротором, то практически всегда принимают меры к стабилизации динамического момента электродвигателя, что существенно усложняет всю систему.

Предлагается система в значительной степени свободна от названного недостатка. Блок-схема такой системы приведена на фиг.1, где обозначено: 1 - пропорциональный датчик ошибки ориентации, 2 - усилитель-сумматор, 3 - поляризованное электронное поле с зоной нечувствительности ± Uсраб и зоной неоднозначности |Uсраб - Uотп| (петлей гистерезиса), 4 - электродвигатель с инерционным ротором, 5 - тахогенератор, встроенный в электродвигатель (датчик угловой скорости ротора электродвигателя), 6 - объект управления, космический аппарат, 7 - запоминающее устройство, 8 - нормально разомкнутый электронный ключ, 9 - инверсный блок с передаточной функцией W=-1, 10 - двухполупериодный выпрямитель, 11 - дифференцирующий блок, 12 - однополупериодный выпрямитель, пропускающий напряжение положительной полярности, 13 - однополупериодный выпрямитель, пропускающий импульсы отрицательной полярности, 14 - блок постоянного запаздывания на время , 15 - логический элемент ИЛИ, 16 - логический элемент И, 17 - логический элемент НЕ.

Система работает следующим образом. Пусть ошибка ориентации такова, что на выходе усилителя 2 напряжение превышает положительный уровень срабатывания реле 3. Это приводит к срабатыванию реле 3 и включению электродвигателя на разгон, при этом создается отрицательный управляющий момент -Му. Одновременно в момент срабатывания реле 3 на вход дифференцирующего блока 11 с выхода реле 3 через двухполупериодный выпрямитель 10 подается ступенчатое напряжение. Это ступенчатое напряжение в блоке 11 дифференцируется, и импульс напряжения положительной полярности (соответствует моменту включения реле 3 независимо от знака управляющего момента благодаря наличию двухполупериодного выпрямителя 10) через выпрямитель 12, пропускающий напряжение только положительной полярности, подается на вход логического элемента ИЛИ, а с его выхода на электронный ключ 8, в результате чего ключ 8 на короткое время замыкается и через него на блок 7 подается напряжение с выхода тахогенератора 5, где оно запоминается до следующего замыкания ключа 8. При каждом последующем замыкании ключа 8 на блоке 7 запоминается новое значение напряжения тахогенератора 5.

Так как запомненное блоком 7 напряжение, соответствующее начальной угловой скорости ротора электродвигателя, и напряжение с тахогенератора 5, соответствующее текущей скорости ротора электродвигателя, подаются на вход усилителя-сумматора 2 (при этом напряжение с тахогенератора подается через инверсный блок с передаточной функцией W=-1), то на выходе блока 2 напряжение после включения реле 5 изменяется по закону

где К1 - коэффициент пропорциональности датчика ориентации [в/рад], (t) - ошибка ориентации [рад], КТГ - коэффициент пропорциональности тахогенератора [в сек/рад],

i - момент инерции ротора электродвигателя [гсмсек2],

М у(t) - управляющий момент [гсм].

Коэффициент усиления усилителя-сумматора 2 по всем входам принят равным 1.

Через время t=u напряжение U2 уменьшится до напряжения отпускания реле 3 (т.е. U2=Uотп) и исполнительный орган выключится. Во время паузы напряжение на выходе блока 2 (на входе реле 3) изменяется по закону

где МТ(t) - тормозной момент электродвигателя [гсм], остальные обозначения прежние.

Через время 0 после выключения реле 3 напряжение достигает вновь напряжения срабатывания +Uсраб или минус U сраб в зависимости от фазового состояния объекта управления, т.е. происходит импульсная отработка начального рассогласования с последующим установлением автоколебаний.

В момент выключения реле 3 на входе дифференцирующего блока 11 напряжение скачком уменьшается до нуля и с выхода блока 11 импульс напряжения отрицательной полярности (соответствует отпусканию реле 3 независимо от знака предыдущего включенного состояния) через выпрямитель 13, пропускающий только напряжение отрицательной полярности, и блок постоянного запаздывания на время подается на вход логического элемента И (блок 16). Если через время после выключения исполнительного органа 4 реле 3 оказывается вновь включенным, то импульс отрицательной полярности с блока 14 не проходит на вход блока 15, так как на второй вход логического элемента И (блок 16) подается сигнал с выхода реле 3 через двухполупериодный выпрямитель 10 и логический элемент НЕ (блок 17) и он будет соответствовать логическому нулю.

Если же через время после выключения исполнительного органа реле 3 остается выключенным, то отрицательный импульс с выхода блока 14 проходит на вход блока 15 и осуществляет замыкание ключа 8, в результате чего в блоке 7 запоминается новое текущее значение напряжения тахогенератора 5, что обеспечивает опережение на включение исполнительного органа в предельном цикле и соответствующее уменьшение амплитуды автоколебаний и расхода энергии.

Если принять, что за время импульса u и за время паузы величины Му и соответственно МТ остаются постоянными, то в предельном цикле при отсутствии внешних возмущений длительность импульса равна

где Uсраб - Uотп определяют ширину петли гистерезиса реле 3, а длительность паузы (при одностороннем предельном цикле) определяется как

Эти соотношения справедливы при вращении КА в соответствии с дифференциальным уравнением

где J - момент инерции КА (гсмсек2 ),

- сумма проекций управляющего и возмущающих моментов на ось вращения КА.

Обратно пропорциональная зависимость u от величины Му обеспечивает в этой системе независимость амплитуды угловой скорости и расхода энергии в предельном цикле от величины управляющего момента.

Максимальная угловая скорость в предельном цикле определяется соотношением

Если на КА действует постоянное внешнее возмущение величиной Мв, то тогда

На фиг.2а изображен характерный переходный процесс и установившиеся автоколебания в системе, сплошной линией показана зависимость угловой ошибки от времени, а пунктирной - зависимость напряжения на выходе усилителя-сумматора 2 (на входе реле 3) от времени. Система работает в режиме стабилизации углового положения КА по одной оси в инерциальной системе координат.

На фиг.2б-2л приведены временные диаграммы напряжений на основных блоках системы. Индексы напряжений по оси ординат указывают на номер соответствующего блока.

Блок постоянного запаздывания 14 настраивается на задержку входного импульса на время , величина выбирается равной примерно (0,5-0,8) времени паузы в предельном цикле.

Как и любая система, в которой используют в качестве исполнительного органа электродвигатель с инерционным ротором и управляют изменением кинетического момента ротора, предлагаемая система должна быть дополнена подсистемой разгрузки электродвигателя. Разгрузка электродвигателя может быть выполнена обычными средствами с использованием газорактивных двигателей, магнитопривода или их комбинации.

Формула изобретения

Система управления угловым положением космического аппарата, содержащая датчик ориентации, усилитель-сумматор, корректирующее устройство с последовательно соединенными дифференциатором и блоком запаздывания, логические элементы и исполнительный орган с встроенным тахогенератором и нормально разомкнутым ключом, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности работы системы и сокращения расхода рабочего тела, в ней между ключом и усилителем-сумматором включено запоминающее устройство.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области управления ориентацией и движением центра масс космических аппаратов (КА) и направлено на получение максимального значения скорости коррекции орбиты КА с минимальными ошибками управления при одновременном применении реактивных двигателей ориентации (ДО) и силовых гироскопов (СГ)

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для изменения или стабилизации параметров орбиты и ориентации космического аппарата (КА)

Изобретение относится к области управления движением космических аппаратов (КА) с помощью реактивных двигателей (РД), преимущественно электрореактивных, устанавливаемых на геостационарных спутниках

Изобретение относится к тяговым системам космического аппарата и, главным образом, к электростатическим тяговым системам

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для защиты космических объектов от жидких контаминантов

Изобретение относится к космической технике, в частности к реактивным средствам управления ориентацией и движением центра масс космических аппаратов

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройству двигательных установок космических аппаратов

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано на космическом объекте (КО) при возникновении необходимости срочного его покидания

Изобретение относится к области объединенного управления ориентацией и движением центра масс космических аппаратов (КА)

Изобретение относится к космической технике и более конкретно к способам управления относительным движением космических аппаратов на околокруговой орбите
Наверх