Смазочная композиция

 

Использование: в авиационной технике. Сущность: композиция содержит в мас.%: N-фенил--нафтиламин 0,5-0,65; п,п'-диизооктилдифениламин 0,8-1,2; трикрезилфосфат 4-5; дециловый эфир гиппуровой кислоты 0,2-0,3; бензотриазол 0,05-0,1; три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат 0,4-0,5; полиэтилсилоксановая жидкость 9-11; эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции C5 -C9 до 100. Технический результат - улучшение антиокислительных и смазывающих свойств композиции. 2 табл.

Изобретение относится к смазочной композиции на основе синтетических масел с улучшенной термоокислительной стабильностью.

Для развития современной авиационной техники необходимы масла, отвечающие ужесточенным требованиям по ряду эксплуатационных свойств.

Одним из важных эксплуатационных показателей авиационных масел является стабильность их к окислению при высоких температурах (>200°С). В наибольшей степени этому требованию отвечают синтетические масла на сложноэфирной основе. Однако несмотря на высокую термоокислительную стабильность сложноэфирных масел, пределы их работоспособности в настоящее время не удовлетворяют запросам современной техники.

В связи с этим возникает необходимость создания смазочных композиций, сочетающих высокую термоокислительную стабильность с хорошими смазывающими свойствами.

Известна смазочная композиция ПТС-225 на основе пентаэритритового эфира монокарбоновых кислот С5 9 и 10% полиэтилсилоксановой жидкости, содержащая 0,6% N-фенил--нафтиламина, 1,3% п,п'-диизооктилдифениламина, 5% трикрезилфосфата, 0,6% диоксидициклопентадиена (ДЦП), сополимера (п-2), 0,1% бензотриазола.

Известна смазочная композиция, содержащая эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот С 5-C9, полиэтилсилоксановую жидкость как компонент основы и присадки: п,п'-диизооктилдифениламин, N-фенил--нафтиламин, бензотриазол и дециловый эфир гиппуровой кислоты.

Однако указанные композиции обладают недостаточной термоокислительной стабильностью, а смазывающие и антиокислительные свойства этих масел становятся неудовлетворительными при высокотемпературном окислении.

Целью изобретения является повышение термоокислительной стабильности и улучшение смазывающих свойств композиции.

Цель достигается тем, что смазочная композиция на основе эфира пентаэритрита и синтетических жирных кислот С 59 (ПЭЭ), содержащая полиэтилсилоксановую жидкость (ПЭС-7) и присадки: п,п'-диизооктилдифениламин (ДАТ), N-фенил--нафтиламин (ФАН), бензотриазол (БТЛ), дециловый эфир гиппуровой кислоты (п-71), согласно изобретению дополнительно содержит три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат (п-30) и трикрезилфосфат (ТКФ).

Масло получено механическим смешением компонентов и имеет следующий состав, мас.%:

ФАН0,5-0,65 ДАТ0,8-1,2 п-300,4-0,6 ТКФ4-5п-71 0,2-0,3БТЛ 0,05-0,1ПЭС-7 9-11ПЭЭдо 100

п,п'-Диизооктилдифениламин получают алкилированием дифениламина. Дециловый эфир гиппуровой кислоты получен этерификацией гиппуровой кислоты дециловым спиртом. Три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат (п-30) получают взаимодействием борной кислоты с неполным эфиром пентаэритрита и n-оксидифениламином.

Для выбора оптимального варианта масла были проведены испытания с различными ингредиентами присадки.

В табл.1 представлены физико-химические константы и результаты испытаний предложенной и известной смазочной композиций по ужесточенному методу ЦИАМ (ГОСТ 23797-79) при температуре 225°С в течение 50 ч. Термоокислительную стабильность (ТОС) масел оценивали по изменению их кинематической вязкости, кислотного числа и внешнему виду масла, реакторов и пластинок после окисления, которые являются важным показателем для оценки смазочного масла при высокотемпературном окислении. Улучшение термоокислительной стабильности предлагаемой композиции сказывается в относительном уменьшении роста кинематической вязкости при -40°С, внешнем виде масла, реактора и пластинок после окисления (см. табл.1).

Полученные результаты дифференциально-термического анализа (ДТА) согласуются с исследованиями термоокислительной стабильности, масло после окисления при 225°С более светлое и прозрачное, чем известное масло. Температура начала разложения масла (Т нэп)-255°С, коррозия металлических пластин отсутствует.

Данные таблицы свидетельствуют также о преимуществе предлагаемой композиции по смазывающим свойствам (Рк =156 кгс; Ди=0,28 мм против Pк=80 кгс; Ди=0,38 мм) по сравнению с известной аналогичной композицией.

Представленные данные показывают, что опытная композиция, разработанная для применения при температурах до 225°С, выдержала испытание при указанной температуре и превосходит известную композицию, взятую в качестве базы сравнения.

Как видно из результатов испытаний, оптимальными концентрациями присадок в предложенной смазочной композиции являются следующие: N-фенил--нафтиламин - 0,6%; п,п'-диизооктилдифениламин - 1,3%; трикрезилфосфат - 5%; дециловый эфир гиппуровой кислоты - 0,3%; бензотриазол - 0,1%; три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат - 0,5%; полиэтилсилоксановую жидкость - 10%.

В табл.2 приведены сравнительные данные с известным составом и все показатели испытаний предлагаемого масла на ЧШМ (Рс, Из).

Анализ результатов испытаний свидетельствует о том, что замена N,N'-дифенил-(2,5-ди-трет-бутил-п-фенилендиамина) (п-26) на три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-фениламино-фенокси)]-этоксиборатом (п-30) приводит к созданию масла, сочетающего высокую термоокислительную стабильность с хорошими смазывающими свойствами, т.е. обр.I: -40=241,90 мм2 /с против обр.1 -40=36250 мм2 /с (см. табл.2).

По смазывающей способности, оцениваемой на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75, предлагаемое масло заметно превосходит известное масло обр.1: Ди=0,28 мм; Рк=156 кгс против обр.2: Ди=0,60 мм; Рк=100 кгс).

Таблица 2 Наименование показателейИзвестное масло обр.1Предлагаемое масло обр.2 1. Вязкость кинематическая,    мм2/с   при -100°С 4,364,43 при -40°С3345 54212. Кислотное число, мг KOH/г 0,240,32 3. Смазывающая способность на    ИШМ (ГОСТ 9094-75)   Рс, кгс -195Рк, кгс100156 Ди, мм0,60 0,28Из- 604. Термоокислительная стабильность:по видоизмененному методу ВТИпри 240°С,50 ч по ГОСТ29737-79при 225°С, 50 ч - вязкость кинематическая    мм2/с   при 100°С 9,486,89 при -40°С36250 24190- кислотное число, мг KOH/г 0,204,29 - содержание осадка, % 0,150,17 - коррозия, г/м2, на    ШХ-1500 АК-40 0М-2-2,10 0

Формула изобретения

Смазочная композиция, содержащая эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот С59 , полиэтилсилоксановую жидкость, п,п'-диизооктилдифениламин, N-фенил--нафтиламин, бензотриазол и дециловый эфир гиппуровой кислоты, отличающаяся тем, что, с целью улучшения антиокислительных и смазывающих свойств, композиция дополнительно содержит три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат и трикрезилфосфат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

N-фенил--нафтиламин0,5-0,65 п,п'- диизооктилдифениламин0,8-1,2 трикрезилфосфат4-5 дециловый эфир гиппуровой кислоты 0,2-0,3бензотриазол 0,05-0,1три-(карбопентоксиметилен)-ди-  -[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)   ]-этоксиборат 0,4-0,5полиэтилсилоксановая жидкость9-11 эфир пентаэритрита и синтетических  жирных кислот С59до 100



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к составам присадок к смазочным маслам, улучшающим их моющие, диспергирующие и антикоррозионные свойства, и может быть использовано в маслах двигателей внутреннего сгорания, агрегатов и узлов трансмиссии автомобильной техники

Изобретение относится к составам присадок к минеральным маслам, улучшающим их антиокислительные, антинагарные и противокоррозионные свойствами, и может быть использовано в маслах двигателей внутреннего сгорания, агрегатов и узлов трансмиссии автомобильной техники
Изобретение относится к составам турбинных масел, применяемым в маслосистемах для смазки газовых, паровых гидротурбин, турбокомпрессоров, в качестве гидравлической жидкости в системах регулирования этих агрегатов
Изобретение относится к составам турбинных масел, в частности композиции присадок, добавляемой в масло

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для коробок передач, содержащей: (а) органическое соединение молибдена, выбранное из по меньшей мере одного органического комплекса молибдена, полученного путем реакции: (i) жира типа моно-, ди- или триглицерида или жирной кислоты, (ii) источника амина формулы (I), где X1 и X2 представляют собой О или N, а n и m равны 1, если X1 или X2 представляет собой О, и n и m равны 2, если X1 или X2 представляет собой N, и (iii) источника молибдена, выбранного из триоксида молибдена или молибдатов, в достаточном количестве для обеспечения от 0,1 до 20,0% молибдена в расчете на массу комплекса, (б) одну или более чем одну противоизносную и противозадирную присадку, выбранную из тиа(ди)азолов, (в) одну или более чем одну фосфорсодержащую и/или фосфорно-сернистую противоизносную и противозадирную присадку, выбранную из фосфитов, фосфатов, фосфонатов, тиофосфатов или тиофосфитов, (г) по меньшей мере одно основное масло; причем указанная смазочная композиция имеет массовую долю молибдена, составляющую от 90 до 180 м.д. Также настоящее изобретение относится к применению композиции для смазывания коробок передач. Техническим результатом настоящего изобретения является получение смазочной композиции для коробок передач, обеспечивающей защиту против выкрашивания на зубьях передачи, дающую возможность ограничить изнашивание синхронизаторов и предотвращающую их блокировку, позволяющую легко переключать зубчатые передачи и нечувствительную к воде. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 1 табл.

Настоящее изобретение относится к компоненту смазки, включающему: а) по меньшей мере один анион, выбранный из группы, состоящей из манделато борат аниона, салицилато борат аниона, малонато борат аниона, сукцинато борат аниона, глутарато борат аниона и адипато борат аниона, и б) по меньшей мере один катион, выбранный из группы, состоящей из тетраалкилфосфоний катиона, холин катиона, катиона имидазолия и пирролидиний катиона, отличающийся тем, что по меньшей мере один катион имеет по меньшей мере один алкильный заместитель с общей формулой CnH2n+1, где 1≤n≤80. Также настоящее изобретение относится к смазке и к использованию компонента смазки. Техническим результатом настоящего изобретения является создание компонентов смазок с улучшенными противоизносными свойствами, не содержащих галогены. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 23 пр., 2 табл., 7 ил.

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.Техническим результатом является повышение антифрикционных и нагрузочных характеристик смазочных композиций на основе минеральных, синтетических или полусинтетических моторных масел.Технический результат достигается тем, что композиция на основе минерального, синтетического или полусинтетического моторного масла с добавкой алкилового (С6-С12) эфира молочной кислоты (алкиллактат), соединения молибдена - комплекса диоксимолибдена(VI) с бензоилгидразоном 2-гидроски-1-нафтальдегида /комплекс молибдена/ и органических соединений, в качестве органических соединений содержит синтетическое масло на основе эфира пентаэритрита и жирных (С6-С10) кислот (эфира-2), например Б-3В (синтетическое масло), и дополнительно полиэтилсилокеан, а также 2-гидроксинафтилдодецилимин.При этом компоненты добавки взяты в соотношении, мас. %: 2-гидроксинафтилдодецилимин 0,1-1 комплекс молибдена 0,1-2 алкиллактат 10-50 синтетическое масло 20-80 полиэтилсилоксан 7-50 Количество добавки в композиции составляет 1-15%. 1 табл.

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение антифрикционных и нагрузочных характеристик смазочных композиций на основе минеральных моторных масел. Технический результат достигается тем, что композиция на основе минерального моторного масла с добавкой алкилового (С6-С12) эфира молочной кислоты (алкиллактат), эфира пентаэритрита и жирных (С6-С10) кислот (эфира-2) дополнительно содержит нафтенат кобальта. При этом компоненты добавки взяты в соотношении, мас.%: нафтенат кобальта 0,5-5 алкиллактат 10-70 эфир-2 20-85 Количество добавки в композиции составляет 0,5-10%. 1 табл.

Использование: для смазки газовых, паровых гидротурбин и турбокомпрессоров в качестве гидравлической жидкости в системах регулирования этих агрегатов. Сущность: турбинное масло содержит, мас.%: кислый эфир алкенилянтарной кислоты - 0,01-0,03; 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол- 0,48-0,60, азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена - 0,01-0,07; алкилтолуолалкиламинотриазол – 0,01, 0,02-0,03, 0,05; 2,6-диалкилфенол-п-этилалкилат - 0,01, 0,03, 0,05; продукт конденсации олеиновой кислоты с диэтаноламином и борной кислотой, модифицированный гидроокисью калия, - 0,32-0,40 и нефтяное масло с кинематической вязкостью 20-23 мм2/с при 50°C - остальное до 100. Технический результат - повышение антиокислительных свойств турбинного масла и соответствующее снижение его потерь в условиях применения. 2 табл.
Наверх