Патент ссср 190801

 

О П И С А Н И Е l9QSQI

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик. ав. симос ()T авт. свидетельства ¹

Кл. 62с, 27 03

Заявлено 11.1.!965 (¹ 937559, 40-23) ирисосдии иисм заявки №

ГIриоритст

Опубликовано 29.Х11.1966. Бюллетень № 2

МПК В 64d

УДК 629.13.01/.06 (088.8) Комитет по делам ввооретвний и открытий ври Совете Министров

СССР писания 13.II 1967

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМИТАЦИИ «БОЛТАНКИ»

НА САМОЛЕТЕ

Поведение самолета с системами автоматического или полуавтоматического управления и средства контроля этих систем при полетах в условиях турбулентной атмосферы исследуются на специальных натурных стендах.

Исследование поведения самолета и определение характеристик систем управления при действии ветровых возмущений непосредственно в полете является затруднительным вследствие большого объема летных испытаний и необходимости специальных полетов н районы действия «болтанки».

Предлагается устройство для имитации

«болтанки» непосредственно на борту самолета, которое может быть использовано для определения динамической точности систем автоматического или полуавтоматического управления, а также вероятности ложных срабатываний средств контроля за их работой при действии ветровых возмущений как на режимах захода на посадку по системе СП-50, так и при трассовых полетах.

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства, .показывающая взаимодействие элементов при имитации «болтанки» самолета в режиме горизонтального полета под управлением автопилота; на фиг. 2 — то >ке, в режиме автоматического снижения самолета по равносигнальным зонам курсо-глиссадных радиомаяковв.

При применении предлагаемого устройства для имитации «болтанки» предусматривается установка на самолет электронного имитатора, воспроизводящего поведение самолета с

«зажатыми» органами управления в условиях турбулентной атмосферы.

Устройство, имитирующее поведение самолета в режиме горизонтального полета под управлением автопилота (фиг. 1), состоит из генератора 1 «белого» шума, широкополосного усилителя 2, формирующего фильтра > . усилителя низкой частоты 4, сумматора 5, центральной гировертикали б, датчика угловой скорости 7, корректора высоты 8, рулевой машины автопилота 9 и измерительного устройства 10.

В режиме автоматического снижения самолета по зонам курсо-глиссадных радиомаяков для имитации «болтанки», кроме упомянутых узлов, используются также (фиг. 2) курсовой радиоприемник 11, глнссадный радиоприемник 12, шаговый искатель 18, усилители 14 и

15 и электромеханические часы 1б.

Генератор 1 создает напряжение хаотического спектра частот, которое после усиления н широкополосном усилителе 2 поступает в формирующий фильтр 8, выделяющий определенную полосу частот. Сигнал с выхода формирующего фильтра после дополнительно30 го усиления н преобразования усилителем

35 низкой частоты 4 поступает в сумматор 5, а затем на рулевые машины автопилота 9, отклоняющие рулевые поверхности (на черте>ко не показаны).

Возникающие в результате этого изменения параметров движения самолета регистрируются датчиками, установленными на самолете. Для режима горизонтального полета самолета такими датчиками являются центральная гировертикаль б, корректор высоты 8 и датчик угловой скорости 7, сигналы с которы.: поступают в сумматор 5, В сумматоре происходит сложение напряжений, поступающих от усилителя низкой частоты 4 и датчиков б„7 и

8. Суммарное напряжение peI »cтрируется измерительным устройством 10, определяющим его среднеквадратичное значение. Хаотическое изменение суммарного напряжения используется для имитации изменения параметров движения самолета в условиях «болта нки».

Для имитации «болтанки» самолета в режиме автоматического или полуавтоматического управления заходом на посадку используется блок-схема, изображенная на фиг. 2.

Аналогично описанной выше схеме работы сигнал с генератора 1 «белого» шума после усиления в широкополосном усилителе 2 и фильтрации в формирующем фильтре 8, усиления напряжения выделенной полосы частот в усилителе низкой частоты 4 поступает на вращающийся контакт шагового искателя 18, который приводится в движение электромеханическими часами 1б. Электрические импульсы этих часов поступают в обмотку реле шагового искателя 13, передвигающего поочсредно вращающийся контакт с одного активного сопротивления на другое, изменяя общее сопротивление на выходе усилителя низкой частоты 4, которое подается на усилители 14 и 15. Напряжение, поступающее с усилителя

15, сравнивается с напряжением сигналов, поступающих от курсового 11 или глиссадного

12 радиоприемников, в сумматоре 5 и подается на рулевые машины автопилота 9 самолета.

Суммарный сигнал с курсо-глиссадных радиоприемников 11 и 12 и усилителя 15 представляет собой изменение отклонения самолета от равносигнальной зоны при действии на самолет ветровых возмущений. Одновременно измерительное устройство 10 регистрирует средпеквадр ITH÷IIoå значение суммарного сигнала, Аналогично рассмотренной на фиг. 2 схеме собирается блок-схема для имитации изменений угла тангажа или крена при действии на самолет порывов ветра.

Предмет изобретения

Устройство для имитации «болтанки» на самолете, включающее имитатор изменения параметров движения самолета без системы управления при,полетах в «болтанку», состоящий из генератора «белого» шума, блоков суммирования и фильтров, и систему автоматического управления самолетом с автопилотом, вычислительными блоками и датчиками, отличающееся тем, что, с целью приближения оценки работы системы автоматического управления самолетом к условиям реальной

«болтанки», фильтры имитатора через блоки суммирования подсоединены к входу автопилота, к которому подключены также датчики системы автоматического управления самолетом.

190801

Фиг. 1

Заказ 184/12 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель И. А. Колосов

Редактор В. П. Борисова Техред Л. Бриккер

Корректоры: Е. Д. Курдюмова и О. Б. Тюрина

Патент ссср 190801 Патент ссср 190801 Патент ссср 190801 

 

Наверх