Патент ссср 192590
Взамен ранее изданного
ОПИСАНИЕ 392590
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМДБ -JlibCYBV
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от явт, свидетельства ¹
Заявлено IО.I.1964 (Ле 875517, 25-8) с присоединеписм заявки №
Приоритет
Опубликовано 6.I1.1967. 15юллстсиь ¹ 5
1(л. 49а, 23
Комитет по делам изобретений и открыт»й пр» Совете Министров
СССР
МПК В 23b
УДК 621.941.25-86 (088.8) Дата опубликования описания 28.111.1967
Лвтор изобретения
М. А, Ш и манов ич
Заявитель
Завод «Красный пролетари
ВИНТОВОЙ ПРИВОД ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
Известен винтовой привод при молипейших перемещений, содер>кящий основную пару винт —.гайка, опредсляои ук> точность прии>дя, вспомогательное устройство холостого хода и виде зубчатой реечной передачи.
Основная пара выполнена с разъемной гайкой и не выкл счяется во время холостого хода, что сии>кает точностную долговечность привода, Предло>кенный привод отличается тем, что гайка его основной пары выполнена цельной, с зазором между не о и винтом, а устройство холостОГО ходя пзГОтовлено то>не и виде винта с цельной гайкой с зазором между ними, причем Гайка холостОГО хо/ я снабжена ус" тройством для осевого смешения ее витков относительно витков винта, вклочающим основную пару и одновременно выключающим пару холостого хода или наоборот зя счет исключения в последней зазора и одну или другую сторону.
Это отличие позволяет повысить точностную долговечность основной пары винт †-гайка исключением ее из ряооты во время холостого хода и сделать привод более универсальным.
11я фиг, 1 и 2 показано устройство привода ня токарно-винторезном станке; ня фиг. 3---6 даны схемы выбора зазоров в винтовых парах.
Каретка I станка может перемещаться по его станине 2 с помощью винта 3 основной пары или винта 4 пары холостого хода (фиг. 1 и 2). Винты связаны между собой зубчатыми кол.сами 5, передаточное отношение когорых зависит от соотношения шагов винтов 3 и 4, а количество — от направления их винтовых линий. Гайка 6 основной парь1 неподвижна, я гайку 7 можно поворачивать в каретке с Номощью рукоятки В в два фиксированных поло>кения. В обеих парах имеется достаточный осеьой зазор в резьбе.
При нарезании точной резьбы в сторону
15 передней бабки (фиг. 3) каретку ведет пиит 3, при этом контакта между винтом 4 и гайкои 7 нет. Для возврата каре>ки к задней бабке включают обратное вращение винтов (фиг. 4). При этом осевые зазоры в парах вы20 бираются в обратном направлении. В контакт с винтом 4 пойдет гайка 7.
Для нарезки чистовой резьбы в сторону задней бабки (фиг. 5) гайку 7 поворачивают
25 рукояткой 8 во второе фиксированное положени<.. При этом нитка гайки 7 во впадине винта
4 сместится вдоль его оси таким образом, что будет рабо1ать винт 3, После этого возврат каретки в исходное положение к передней баб30 ке осуществляется винтом 4 (фиг. 6).!
92590
Предмет изобретения
Уиг / каА-А
9Ъ» .У
Составитель Л. Кудрявцев
Редактор li. Б. Федотов Техред А. А. Камышникова Корректоры: Е. Ф. Полионвва и В. В. Крылова
Тиран; «>, ) ЗХЗ
Заказ 2, 00@
Подписное
UHHHllll Комитета ио д< лам изобретений и открытий ири Совете Л1ииист >ов СССР
Москва, Uåèòð, lip. Серова д. 4
П и виииятие „Патент", Москва Г-59, пере»яковская няб., 24
1. Винтовой привод прямолинейных перемещений, содержащий основную пару винт — гайкa„определяющую точность привода, и вспомогательное устройство холостого хода, отличающийся тем, что, с целью повышения точностной долговечности основной пары винт — гайка за счет исключения ее из работы во время холостого хода и повышении универсальности привода, гайка его основной пары выполнена цельной, с зазором между нею и винтом, а устройство холостого хода изготовлено тоже v виде винта с цельной гайкой с зазором между ними, причем rайка холостого хода снабжена устройством для осевого смещения ее витков, относительно витков винта, включаю5 1цим основную пару и одновременно выключающим пару холостого хода или наоборот— за счет исключения в последней зазора в одну или другую сторону.
2. Привод по п. 1, отличающийся тем что
10 с целью упрощения его конструкции, устройстЭ 1 во холостого привода выполнено в виде зубчатой реечной передачи также с управляемым зазором в их паре.