Картофелеуборочная машина
fSfIs А 01 D 21/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕЧИЯ
К ПАТЕНТУ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным «накам (21) 5005336/15 (22) 22.07.91 (46) 07,09.93, Бюл. Г+ 33 — 36 (76) Перельман Г,Е, (54) КАРТОФЕЛЕУБОРОЧНАЯ MILLIÈÍÀ (57) Испол ьзоват<ив: fl сельс<<охозлйствен ном машиностроении, f3 частности B кзртофелеуборочных машинах, Сущность изобретения; машина включает лемехи-опрессовщики, оснащенные синхронным с ходом трактора гидростатическим приводом, состоящим из редуKToprl-áàëêf1 катк f oro лемеха с приводнь<м гидромоторо<1. Г!итаИзобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к машинам для уборки картофелл.
Известна картофелеуборочная машина, содержащая перед подкапывзющим устройством пассивные катковые лемехи-off рессовщики с регулируемым углом раствора между ними, применяемые с целью предварительного крошенил почвь< гребней длл улучшения ее сепарации, отделения клубней от ботвы и осуществленил принудительной подачи обжатой массы на основной элеватор, в качестве которого использован каскадный элеватор с регулируемой высотой перепадов. з такхке и ряд других узлов, необходимых для выполHåния процесса уборки картофелл.
Однако применение пассивных ка1ковых лемехов, для принудительного вращения которых использу: ся тяга трактора, затрудняет работу картофелеуборо <ной машины и приводит к повышенной пробу.;совке колесного хода трактора при повы<иении степени обжима почвы гребней что снижа„„RU „„2000044 С ние последнего осуществляетс or гидронасоса с приводом от раздаточной коробки трактора через дополнительный редуктор, согласу<ощий частоту вращения нзсосз с необходимой частотой вращения гидромотора
II(<в«дз кз тково< о л;.: v:,J. функционирование синхронного гидропривода осуществляетсл на базе использования гидросистемы управления гидроподьемником трактора. В . этом случае рабочие скорости машины в несколько рзз превышают рабочие скорости
TрздиционI<Ой Ifàртофелеуборочной машинь<. 4 з. Известно также использование в качестве сепаратора Käñ <адного элеватора с регулируемой вь<сотой перепадов. Однако элементы регулировок эти каснадою взаимосвязаны между собой, что препятствует независимой настройке каждого каскада в отдельности и создает значительные <Оудобства при их регулировке. Кроме того, большое расстояние между смежными каскадами нарушает стабильность движенил сепарируемой массы по элеватору, так как у <3cfov. подье <а массы на следующий каскад оказывается длиннее участка "горизонтального" разгона массы. Недостатком также является наличие двух гладких роликов I ff рычагах каскада, что приводит к значитель <ым поперечным сдвигам полотна элеватора, эздевзнию за боковые рычаги каскадов, повышению боковых зазоров между полотном элеватора и боковыми щитками <1 приводит к потере клубней. 2000011 ) 1 i I< /> f C < < { -".г)1<ы ботвООгдвли(ели карта(1)ЕЛЕу,: i.:; мл:IIL>t<, состоя(ц!>е из редкопрут>I с т1) Ilci10 f)T(.
1>лс<» (? K(t! ботпоприж!1мной транспортер, <: >«,ьt!< L;:1 б cKO»eч><пи рсзинотканР:: /..=:i M на l)ex влллк 000р )к нлходя>цихг < 3:)з,!r.:.<".TBLief4 ры (лж»Г -<>ружинных i e i" . e . / < I!; 1 JT <,! О!!ОС (1 1 Повы(пеklile К
> л.>., : /бгр0 -!Нои >4 3/! 7 Я (/Л >ГО (OIIP/< 111ВГ!" > <1 11 0!JBLIIIJB :-.»((1 Об,<(и/1(3 ri0«Bi .;";/)е/и)/>о!1(Р(1 "i I: I i: >г" бл 3< !10 1 )1 Оl»
С<-;!>Л Н;1. Л ЦРЛЬ ДОСт!»" г. l ГЕ.», П<> Вl!0 //С -,1< 1 }<({l< Г /)«!,< )1 .1 <, ." 411/1 (11) :.." )/ / ° 1",/ i >i < {)/ П i((CJ )" ,.? I?0<;.: < !,<1/ f,«;;, <;;1 i<(i «« i IT!!/if<
° ; . . -!i 0:. Л <<>,/.< Ч I><-: j I! 1 1 „ i> f!f/T P 0 <, т З1,<-,;f/0/i/-3 I! <.Ii; ) 1!X /<,,, с<:<.!Iл/Гi /il41!l!/I сof /L>1>Ibl c.. {>лко>4 сис1с 1 1ь< г(>Д>?<.<пс)(<Не><ника 1 >//>KTof?(3, КРОме тГ)ГО, B LLC/; Я, У I!00!!i/? <ЛДЕ>К НО с Г(I работы гидростатичес кого Г! риводз клтKcJ f3h х л Р л!Охов, каждый кз (х Г) 13>1 и л<.14ек оснав ".í независимым длл работы Io злкр»oi; с eric гидроконтуро>1 нлссс-мотор, сос/оя<цим из двух одинак/>()ь!х реверсиB!! < Х, И <.! { J f J 4 Г И 14 1,1 Х Г И рп {? 0 >4 0 Т 0 Р 0 В П 0 С Т О Я Н!; Г)Го Об1.с (.1з одиl< ИЗ I: ) 1 < f) :Р Кл lоч 14 и 1. ежим-.. нлГОса 11 )/ст>)н« " 3!л сОГллсу 10 Гци>4 редукторе привода -<со".OI) и непос1?ЕДСТВЕ14HO СВЛЗаН !<с/ilOPH(JЙ И СЛ11/3140И магистралями и предоxрлнигельным Këзпл Hc)t4 с гидромотором, установленным нл редукторе-балке KBTKoBo(o ле<4екз, з л(;нил подпитки насоса длл компе!<слции обьемных дренлжных потерь двух гидромBLL114!4 контура привода связана со сливной >4;3filСтра. ь:O НаСОГЗ СИСтЕЛ<Ы ГидрОПОдЬЕМНИкл «рактпрл, с баком которого Г.оединенз /Iр :l к>!Л<1 f40ã(ããðBëh (L)/Lf)0кон<ópз приво/l >! <; /l1l1 Гlfi(11 <Д ДЛЛ ГИНКf>0 р/<Го-,,! г хо/-./)M Г{)/3> (Op(< B i! /I<)y Г Г 0, I > (1 В < f ) .. . .; il И З Л И(1! 1 !1 < I . < () /! 14 И Ч Г > Л сi (. Г И < 1/3 ) с:10 /15 Г;/1 55 при(4ененил можРт быть ВыполнРн ре!<ерсивным, при этом гидромагистрали контуоз насос-kio!ор .Нлбжены двумя предохранитпльнh!ми к/Iапан<)Mè Ilа напоpliых лиHL4ktх и двумя Г>брзтт<ыл<и кллпзнлми на линиях BcBcüIBc3!3!i(<, рзботз>0<ц!>х г!опеременно в зависимости от í".,правления рабочего потока. В л1- > lil >1> I t? 10 с рамой маI В .1 и Ы, Л f? 3 С (1 O Л, I (1! . М 0,»К / { / B T О Р Ы M И П Р Р В Ы1 1 роли i/)!/> . . -:н (l,li с>>ежнли каскадов не f1 p/! л 4 lJJ/><>1 ii/l! I I I I-:I боковых 1?1.1 !лГО В каскада<. ><Всу<({!.<к i.! Ct! I)(., ро/II I;лб>0!! /; .. Tt . и) 0 /30(л, >)ипг>/ <Ень! в <111де Bri! „3;I < !Г >:, i r!3 if)i I(/. р 3!;<10/IO< (et< tihle II."3, { p/! f:/ «, i« Г- r i!!< io n,? <ãt! e rip JXO/, i массы, l< 1! /1i I ; / / .,)Г)/!!1К/)!3 K1!Il!11I4 3/IЬНО ДО((У i. (I I «ii, 0 /),:! I i ". :: Д;I!I /Lk) II >40(O 1 ИПЛ ЗЛЕВЗI 0 f<;) ! (< :/ 1/ i) !)/<; <,Г/ //>л/< IT(<л<, (4/)<
II )л!< . >в(.. <: р-.,<к0{>у! 1 .I 30f/I трл>>спорте1):) и I>,/г r 1::, ". I iic>l 0 I! 1/1 !!iir 1 Г> КОН Цевой Г>1(> .;- ;!,,;. 01 /. 1 !)I!l (4 1 звездочка>111, cf i(!»l ()Р! i, :>! /I i i. I г)(100/) х кс) P i!i/> I/ ..! l1 /, !i !li< l1,!!/I >1> < I If i >!;Л f К pe/Lvr>rif// i c). >,ó l р »1 r птпfi;, 1(/1 /! . >,1 Ilгч {){ з>„!.;), !1(!,И(ILIà >1-I 1, 01/Сl Р)/К 1!1 Oil 3(I ": ХЕ/ i 3 11Л !11/4 I Ь(, В><Д С(?ОКУ; нл <1/L>r,2 i.r«ся ex<<(4/3 />вух1?чд 1<ых клтко >ых /!<.(<екоп, >)ид спереди; нл ф(4Г..1 10 ж<), вид f3 пл;>не; . <<1 1>г. 1 — констОуктив!>л«сх(/ил Op,>It,lx К IT/!0>JI,IX ле<4ехпв <и:I, r: li(! p-/1,!1; нл /»>иг.5 ((ринци(!и:) i,>IB; c .i.мл;/(1)/)стати:(еского приводл I ;л1кcl!3l.ix ле еxoB Oг>/?Вссов(({иков дт>я cl1t ):/)рт<1><3/>Рубо{?о нзл 14з!вина содержит раму citenx!1 1, рл/<у >4з>пины 2 и последовател>,но 0,><..г<оложенные нл ней опорнопрофил ip)/!!»LLLIe катки 3. клтковые ием/?хи-опрессов>дики 1 с регулируемь>ми углпл(р;)гтг,)л и выготой рлбочего контура, ос>,оB> 2000044 цилиндры 11 управления, а также ряд других элементов, обеспечивдквд« < выполнение машиной технологического n<)oilеcc!3 уборки картофеля. Катковые лемехи-опрессовщики состо- 5 ят из двух основных элементов: нижнсгс дискового лемеха 12, неподн«>к in смонтированного на валу 13 катка, и верхнего телескопического барабана 14. смонтированного на валу катка нд опорах ка ен<133, 10 Валы 13 катковых лемехов смонтированы о редукторах-балках 15, на которых установлены гидромоторы 16. Редукторь<-балки 15 имеют торцовые цапфы, с помощью которых катковые лемехи крепятся к раме маши- 15 ны 2 и могут синхронно поворачиваться вокруг цапф или измеHpния угла рдс) н0ра катков. При двухрядном варианте ныпо "II При однорядном варианте ныполне><ия катковых лемехnf» они р IбоTý 22, При этом слиf)ные, <лдсистрали 21 дополнительно соединены со сливно>й мдг«ст- 35 ралью 23 бака 24 гидроподьемника трактора. а дренажные сливы 25 I(3cocof3 и моторов обьединены между собой ll соединены с заливной горлов«но« 26 Г>акд 21, Для оариднта реверсивного привода 40 катковых ломе оо (cM.4)I»ã.б) ><неоны гакже попарно соединены между собой магистралями — напорной 27 и сливной 28, рдбо)а<ощих попеременно о TQM или ином рс.ж«м н зависимости от направления доижен«я рд- 45 бочего потока. Кроме того, ь<дпорндя 27 и слионая 28 магистрали дополнительно связаны трубопрооодо л 29 со сливной маг<»стралыо 30 бака 24 системы гидроподьемника трактора через обратные кл;)пак<ь< 31 и 32,:3 50 дренажные сливы 33 насосов и моторов обьединены между собой и спединеHf, с залинной горловиной 26 бака 24. Напорная 27 и слив <ая 28 магистрали гидроконтуров насос-мотор дополнительно 55 связаны между собой двумя предохранительными клапанами 34 и 35. Напорнь»е магистрали 27 име<от также;1еста для подкл>очения приспособлен«я 36> для замера давления. Обратные клапаны 31 и 32. предохрани тельные клапаны 34 и 35 рдбо)дют также noneper енно в зависимости пт «дпрдвле ния рабочего пс))ока. Основной каскадный элеватс)р 5 содер>к<лт несколько рь<чажных элементов 37, придающих рабочей ветви прут кового элена)ора форму ступенчатой поверхности, Ры <ажные элементы 37 закреплены о раме Mÿø«Hh! шар><ирно <1 выполнены «з .".;.-. 0коных плоск»лх рычагов 38, охват«.вающих эле; тор и связанных между собой поперечной )рубои. К одному из боковых рычагов 38 перпенд<<кулярно его оси приварен дополн«<ельнь<й рычаг 39, который шарнирно соединен талрепной связью 40 с рамой мдш>.H>l. Боковые рычаги 38 по концам осна<<сены роликовые элементами, первый из кот: рых располагается под рабочей ветвью эл» <а<про 5 «оыпол><ен в виде звездочки 41, а <, »!! IIÃ1;<л<,><0,11с)<)У»11»>лый1 Г) 3ДИУС ДлЯ KQHKp i: T ! 0 f 0 T И и д з л е >3:3 1 0 () а . !!Дг P ccflon<7>I!Åf<«33 РЫЧажНЫХ ЗЛЕМЕНfiIn, ::7 i:д<)к,)доо выбран иэ условия, что расC) O;iii«» МС.:::ду pn»itl>:Orn 42 И ЗВЕЗдОЧКОй 41 cI3еяск»ь<х кс»скад )f3 HP. lip< f)oä <)дбочих о;)гдноо мдш«ны ocv щ<3с)нля .Тс1 от на )д отбора мощности трдкT 0 <7.-» I с: р 0:3 е<>с т с м у к д рд а H н и х в а л о о, рндук-оро> и цепных передач. упр-If nel<11e машиной в работе и переьпд»» Tpnícnîðò><îå положение осущестнлдроподьемника тс)дктора «выносных гидро«или>»дров 11. > дГ)от>)ет кдртофелеуборочная машина с к, ткпн»:««лемехами-опрессонщс)ками, ocH-»»iii.! н> i!111 Гидростат11 <еским принодОм для с<»«крон«зации их работы с ход )M тракTonд.;.n< .2tóInù«ì 0Г)разом. Г ;<, ".,I)«жени« машиHы по карT0фельнь«.< о.-ддка>л опорно-профи "l«pg>oil > <1 3 осуii Сcc1нля Ioт пpep f),»pиTел ьHhlй Обжим и фпГ»<л«рпндние гребне«. огрдн«чивая при э<ом глубину хода катковых лек10 :QI)-опрессонщ, I > ) 2д, с<1 > Q 5г) >, Х or> i! I C В/1 Я ЕТСЯ ОТ ГИДРОГ ТЛТИЧРСКОГО 1::од:. 8 со !е1лнии r тягой трзктора. и л цсrro обжима гребнгй клтковые /1(. > I : .,1 О . »I >ЕС ГПЛ Л IOT ИХ Г!ОДКЛ П Ы Ва НИЕ, 1 0: : ° i fi0 (!)Р><1)ые Глыбы и ко>1ки ДО сРпз ):" "., 3,;Гргн) отрывают клубни от . f () aKll Г(i i. и co() >!Ой расти.i L! < i » 1»УД!1Т ./ > <Г) ПОДЗЮ), 1:/ )свa I > (),> О(с>: >2".>j 0 И ГIРДГО" > <; . с с1 с, > .,, > (> -"! i i 1; > > I О! Д > Г> Гl I H" "> >!<ЕI;. и. pa.- ..". i-(сr> ", лсклдл>1 «,. (,;, „3< . >(Г)Г,;.El 1; )Г„ <>riot P.Ptie.— ° . " 1с <>. :; i!:ir (3(1 >)<3> È>lс>EH L> ВЗ/1ЕТЭ 3.; <.",.-.>клх ->одье .!л Ka .K;- Оз В вали(.:<к> .IH ° " .Л(1»ИН>.»<ЗС! pci!i;, :;e ()ЗДОВ. л П >I> i : > )Х зон(3K K >CK/1 a of> ГIО/! jl, i!1
iP.iKj><1Õ ГИЛ )с(Т>> 1>i(i ir(><) »!1>3 )F Ò(Я >Ч) 3 .< .:.3 Г> Р с I 3 < ; V><)L, =.l;!! C >Л /, П()П;)Д- 3-"..1 li Д<) ПОЛНИ ГРЛЬi l il ..>: г:. Т,;; 6, >ii/l0 ,1 ; Лл ij,) tie/ >K j)1 Гa.> Li, ljj J <)- <1(>И> lе(31 Зс< .(>, < - T!:, iv ".i, )н -... (-<6>лбз»< м и eblll(ic>lfc 1!<:,)с f ii O fl(ii >4 j; > >)ill, E j(li (> a fi,, ) Р >,.-,. T: .;(!, 2/(Л(3! !с ГО(: ; " !с i > < i Л! l F.: Л Ч,, (! О >, 02 (> p (. и к . ° !с < ;,.> < -.Ili, i>iil с 1 j ° ° I>лз I>l Г>()(!<1рсс>! ПЛ,, >-, !с З Ae<>K> Ij(i )МР<,\ (KOK ()ac!LI Г:)с И Гlс>>IÃ<з) 13>.I>I Cс>) СЛ !C)pKÎI 1 >l и ::- В.;с >ед маш>1 it!, С I:vr;ep "ii 9, где происходит дог олнительнзл доочисткл клубней. посля iего Kлуб><и по скатному лотку,орки попадают в I(óçoa TpalicilopTHo IU средства, движущегося пapaë/ JIL IIO клрТг><()е/)еуборос<><ой машине, Оv0>I> Lileльнзя доо исткз и сортироплние t/ló()iiåi!I осуществляется нз со(2ти(20влльн< >1 ll»l Управляет рaботои IàL(lèíbl трaкторист, Работа гидростатического привода катковых лемехов длл синхронизации их вращения с ходом Трактора осув<ествляеT(;f3 следу<ощим обрззом. При включении раздаточной коробки трактора, связанной c редуктором 10 клрданнь!м валом, насосы 19 нлчинлют вращаться с частотой, соотвегстВу>о!Дей включенной передаче трактора (см.< i,r.51. рабочий поток от насосов 19 по магистрали 20 поступает в гидромоторы 16 fl12L4f/ дз 3:Г)тковых ле)лехов, вызь<вал из принуд((те/>ь; <>е прэ!цение, Слив рабочей жидкос)и; 3 Гидромо2оров 16 по магистрали 21 поступае(в зону всасыванил насосов 19. Обьемные потери насосов 19 и гидро>, <;rров 16 по обьединенным дренажнь!м сливам 25 поступа!от в бзк 24 системы гидроподьемникэ трактора через заливную горловину 26. Необходимая подпитка насоcot) 19 О<;.уществляется от сливной магистрали 23 Насоса систе 1hl гидроподьемника трактора, «ev <)беспечивл reft работа гидроко!<тура нлсг> -мотор по зaKð IT<2!I схеме. При(ле>(ение <3 Kлрт()фелеубороч><ых >лаL3I I1!„ /3 C!4сас 013-00 Р>Г>ГСОВЩИКОН оснлще) ных r идростлтическим приводом для синхрони,;ill>;Lt их рл(204 bl с. Кодо(л трактора. обесг е !1.;-.;-ет увел<1-:<)н! е рабочей скорости уб>ор;<н и павьll).i(.- . НО cTefloI<11 Обжилла Г!О>чвы ((юб!! :и клрте><2/»3, что (!ри одит к (!редпзри! ./,i,0<21 ó 6 .:3»/jr>рномq крошени>0 по,.)ы Ii/ се(!a(.Г>уе<ль>е <(>рл>«,ии 11 отдг пения> I !Ió(>oå l от f 01!3(<. Кроме того, со-lf I лн(lе fi > з,. >И> .", 3>:. 11 вн ьii(/lrм< ХОП-ОГ)peccoBl j,1K(i>i Kañ>aдным 3/)е()тгором, тзк)K(ОГУ((;,,l lIÎI>131<1 б»з»ДГ>р -<>»<О л!.тивную С )ПЗРЗ,И<0 I,r; I!31,;, <2<(3!)<;ЛЕТ ПОВРЕжДаЕ-! !Г>с(ь I.;>L ": : <-, Oб> .(:Г)>. < ВЛOT в;!cOK >/>0 llpo Иafiojllll Ii <.1<,;.1: .> Р. >(ОГV РУ/)Л " ПРО<>ОI,rre ybo()l(LI КТ<РТОфГ>/)я и,I!a>>lil!,л!, If) (;3<,!Jli;j),!j;Ò ill:)(I )aol! ИСПОЛЬ:301>з>!I" >i EI (: 0il!3 „ () .>!20> < I i< . >! I fО-! ./ 11".1ЗТI< ((. С К И Л.. . О; a x Фг>г)>л /Ia I!aî(ipf т ><ил 1. Кл;>ГО<3>елеуборо Ia I! i! 003<л, вклюЧс3 НЗЦ(ЗЛ lloC/ OÄOÁaÒÃ Ë ЬНО О! I() Н 1 L) (!0()с31! (1ЫГ на parte опорно-про<1)илиру)0(ц!)е катки, кзтковые ле>лехи-опрессоп<ц(1».1 с регулируемы>ли угла>1 раствора и высо-ой рабочего контура, Осн заной касклднь.>1 элеватор, доПОЛНИТЕЛ!сНЫЕ СЕПЗРИРУ>ОО(ИЕ ЗЛЕ()этОРЫ, (20ТВО>>ДЛ/1:1ТГ)ЛЬ С ПЗЛЬЧс",КГ)ВО(! f 01)HOI) РЗСката, Вигруз (ой !1<)oopÎт <ый т()з(<сllîoòåð l! l Кс)ТКОГ)ЬI0 /I el )РХИ ОП (2ЕССO()LL(>4E ГИ/1(2ОС! с)ТИ>!ЕСК!1(1 Г)РИ!)ОДОМ /(ЛЯ СLWI его ppo,<ажнлл линил соединены с баком систем! < Гид()оподъРмникд трактора. 2. (3/1!;Ii(IL4!
>IeaatlL1<3L«4bI>< f>/I!3 рлботы по злкрь!той схеме 2000044 70 гидроконтуром насос-мотор, состоящим из двух одинаковых реверсивных и обратимых гидромоторов постоянного обьема, один из которых включен в режиме насоса и установлен на согласующем редукторе привода 5 насосов и непосредственно связан напорной и сливной магистралями и предохранительными клапаном с гидромотором, установленным на редукторе-балке каткоВого лемеха, а линия подпитки насоса для 10 компенсации обьемных дренажных потерь двух гидромашин контура привода связана со сливной магистралью насоса системы гидроподьемника трактора, с баком которого соединена дренажная магистраль гидро- 15 контура привода. 3. Машина по пп,1 и 2, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что гидростатический привод для синхронизации работы катковых лемехов с 20 ходом трактора выполнен реверсивным, при этом гидромагистрали контура насосмотор снабжены двумя предохранительными клапанами на напорных линиях и двумя обратными клапанами на линиях BcBcblBB- 25 ния. 4. Машина пО п.1 О т л и ч а Ю щ а я l. я тем, что каждый из каскадов элеватора снабжен раздельной независимой талреп ной связью с рамоЙ машины, а расстояние между в1орым и первым роликовым элементами смежных каскадов не превь шлет длины боковых рычагов каскада. несущих на себе роликовые элементы. первые из которых, расположенные под рабочей ветвью полотна элеватора, выполнены в виде звездочек, а вторые, расположенные над рабочей ветвью в зоне прохода массы, выполнены В Виде роликов минимально допустимэ радиуса для данного типа элеватора. 5. Машина по п.1, отличающаяся тем, что ботвоудалитель машины Выполнен в виде редкопруткового транспортера и расположенного над ним в концевой зоне между двумя опорными звездочками, смонтированного на опорах качения в шарнирно закрепленной Н-образной рамке пустотелого прижимного барабана, который пос,a QстВом двg>, йь ° uîl..л i!ружин рдстя женля, соединенных с рамкой прижимного барабана и рамой машины, прижат к редкопрутковому транспортеру. 2000044 2000044 2000044 Составитель Г, Перельман Редактор М. Стрельникова Техред М,Моргентал Корректор М, Куль Заказ 3051 Тираж Подписное НПО "Поиск" Роспатента 113035, Москва. Ж-35. Раушская наб.. 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент". r Ужгород. Ул.Гагарина, 101