Пара трения

 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерация о патентам и товарным знакам (21) 4906643/27 (22) 31.0191 (46) 15.10.93 Бюп йа 37-38 (71) Пермский машиностроительный завод имВ.ИЛенина; Пермский политехнический институт (72) Халин Г.Ф. Мокроносов ЕД; Лузгин В.В„

Меркушев АА; Вайнштейн Б.Н.; Желобов Н.Г.

Шкляев Ю.В. (73) Общество с ограниченной ответственностью Темп" (54) ПАРА ТРЕНИЯ (57) Сущность изобретения: в паре трения по мень(в(Ш((Il)3 124 (5Ц шей мере одна из металлических деталей имеет пазь в которых установлены упругие вставки из немет аплического материала. Равномерность зазора между деталями пары обеспечивается за счет того, что вставки из упругого неметаппического материала выступают над поверхностью а детали на величину te I — зазора между деталями пары При этом объем выступающих частей вставок не превышает объема зазора е между деталями пары, а вершины с зквидистантны поверхности а ответной детали 3 ил.

2001324

Изобретение относится к деталям машин и предназначено для использования в узлах трения с высокой точностью базирования элементов. Оно также может быть использовано в качестве центрирующего устройства, например, беззаэорной оправки для шлифования точных деталей.

Известна контактная пара, содержащая вал и охватывающую его втулку по посадке с гарантированным зазором. Недостатком этой пары является неточность базирования элементов относительно друг друга вследствие несимметричности зазора ме>кду сопрягаемыми поверхностями при горизонтальном расположении и увеличении зазора по мере износа трущихся поверхностей.

Известна другая контактная пара, одна из металлических деталей которой имеет вставки из неметаллического материала.

Точность базирования элементов этой пары выше вследствие того, что эа счет использования вставок из различных самосмазывающихся компонентов снижается износ трущихся поверхностей, По технической сущности и достигаемому результату эта пара является наиболее близкой к предлагаемой и принята за прототип. Однако. точность базирования элементов этой пары относительно друг друга остается недостаточной вследствие несимметричности зазора при горизонтальном расположении элементов пары. Кроме того, при эксплуатации известной пары неизбежны сильные вибрации из-за зазоров, возника ощих между деталями, Целью изобретения является повышение точности центрирования и гашения вибраций.

Поставленная цель достигается тем, что в известной контактной паре, по крайней мере одна из металлических деталей которой имеет пазы, в которых установлены вставки из упругого неметаллического материала. вставки выступают над поверхностью детали, в которой они установлены, на величину зазора между деталями пары или превышающую ее, при этом объем выступающих частей вставок не превышает обьема зазоров между деталями.

Кроме того, величину обьема выступающих частей вставок можно определить из условия обеспечения их упругой деформации в сборке, В другом варианте величину объема выступающих частей вставок можно определить из условия обеспечения их пластической деформаци 1 в сборке.

Выступание вставок над поверхностью детали, в которой они установлены. на вышеуказанную величину исключает зззор

55 между упругими элементами и сопрягаемой деталью и относительное перемещение сопрягаемых деталей в направлении выбора зазора, что повышает точность базирования и гашения вибраций.

При выступлении вставок на величину, меньшую величины зазора, происходит смещение деталей относительно друг друга.

Выполнение частей-вставок. расположенных на расстоянии от поверхности детали, на которой они установлены, объемом, нв превышающим объем зазоров между деталями, позволяет при нагружении обеспечить деформацию вставок без их разрушения.

Выступание вставок на величину. определяемую из условия их упругой деформации в сборке. позволяет обеспечить восстановление формы вставок при снятии нагрузки и таким образом обеспечить точность базирования деталей пары и надежную работу контактной пары в качестве разъемного соединения — опоры скольжения или самоцентрирующейся оправки.

Выступание вставок на величину, определяемую из условия их пластической деформации в сборке, позволяет обеспечить натяг в соединении и таким образом повысить точность базирования деталей относительно друг друга беэ натяга по металлу.

Известно выступание вставок над поверхностью детали. на которой они установлены, Известно устройство, у которого величина выступания меньше эазорь, что не обеспечивает точности базирования.

Известно устройство, у которого вставки расположены в пазах с боковыми зазорами, что снижает жесткость и при работе с большими нагрузками может произойти значительное смещение оси охватываемой детали относительно охватывающей.

B предложенной контактной паре вставки выступают на величину зазора или превышающую ее, что позволяет повысить точность базирования и гасить вибрации при работе.

На фиг, 1 изображена контактная пара в варианте разъемного соединения — опоры скольжения для вращательного движения или самоцентрирующейся оправки (штриховой линией изображена вставка в недеформированном состоянии); на фиг. 2 контактная пара в варианте опоры скольжения для поступательного движения; на фиг, 3 — контактная пара в варианте неразьемного соединения (вал с втулкой).

В варианте разьемного соединения детали с самоцентрирующейся оправкой представлена деталь 1, расположенная на

2001324

30 оправке, в металлическом корпусе 2 которой выполнены замкнутые пазы 3, а в них установлены вставки 4 из упругого наметаллического материала (например полиуретана). Вставки 4 выступают над поверхностью 5 а корпуса 2 на величину Ь > e — зазора между корпусом 2 оправки и детали 1. При этом объем выступающих частей вставок 4 не превышает объема зазора е между деталями. а вершины с вставок 4 эквидистантны 10 поверхности а корпуса 2. Величину объема выступающих частей вставок 4 определяют из условия обеспечения их упругой деформации в сборке.

При установке детали 1 нэ оправку про- 15 исходит упругая деформация вставок 4, при этом сдеформированный упругий материал затекает в зазоры е между деталями 1 и 2, сохраняя постоянный контакт вставок 4 с поверхностью детали 1, тем самым обеспе- 20 чивая точность центрирования и гашение вибрации при обработке детали 1, В варианте опоры скольжения для поступательного движения представлена направляющая станины и суппорта, 25 содержащая станину 5, суппорт 6 (см,фиг. 2).

Вставки 4 расположены в пазах 3 на поверхности 7 станины 5. При этом поджим супФормула изобретения

ПАРА ТРЕНИЯ, по меньшей мЕРе одна иэ металлических деталей которой имеет пазы, в которых установлены вставки из неметал- 35 лического материала, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности базирования, гашения вибраций и расширения функциональных возможностей путем порта 6 к направляющим станины 5 осуществляется планкой 8, а образовавшийся зазор 9 между сопрягаемыми поверхностями исключает контакт металлических участков, повышает износостойкость и длительное время обеспечивает первоначальную точность базирования и гашениа вибраций.

Так, в паре суппорт — направляющая станины при высоте выступания вставок 0,03 мм, при ширине .10 мм. наличии шести вставок величина зазора по всему сечению пары составила 0,025 мм, В варианте нераэъемного соединения (вал Q втулкой), величину объема выступающих частей вставок 4 определяют иэ условия их пластической деформации при установке втулки 10 на вал 11 для обеспечения натяга в соединении и точного базирования вала относительно втулки.

Таким образом, предлагаемая контактная пара обладает по сравнению с прототипом более высокой точностью базирования и снижает возникающие в ней вибрации вследствие равномерного выбора зазора между сопрягаемыми поверхностями.

{56) Авторское свидетельство СССР

М 401203, кл. F 16 С 33/20, 33/26, 33/24, 1976. обеспечения применения в неподвижных соединениях, вставки BblflollHBHbl из упругого материала и выступают над поверхностью детали на величину не менее величины зазора между деталями пары, при этом объем выступающих частей вставок не превышает объема зазоров между деталями, 2001324

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Редактор

Заказ 3123

Составитель В. Ситушкин

Техред M.Moðlåíòàë Корректор Л. Ливринц

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Пара трения Пара трения Пара трения Пара трения 

 

Похожие патенты:

Шарнир // 1791630

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипникам скольжения

Изобретение относится к нанесению защитных покрытий в вакууме и может быть использовано в машиностроении для получения поверхностей трений, например, подшипников скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения, работающих при высоких контактных давлениях

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к радиальным подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения сельхозмашин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах различных машин

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения, работающих в сложных условиях, например в износостойких погружных насосах

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в опорах валов различных машин, в частности в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения различных машин

Изобретение относится к способам получения износостойких поверхностей стальных деталей методом порошковой металлургии и может найти применение для получения износостойкого слоя на стальных деталях узлов трения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения

Изобретение относится к технологии производства узлов и деталей машин и может быть использовано при изготовлении подшипника скольжения
Наверх