Устройство для управления силовой установкой самолета

 

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления силовыми установками самолетов Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности устройства за счет самоуправляемое™ перехода с ручного управления на автоматическое и наоборот, повышение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситуациях и снижение материалоемкости и массы устройства Цель достигается тем. что каждый рычаг управления двигателем снабжен двухпозицион- HI.IM самопереключающимся механизмом, который содержит переключатель с пружиной, связанный тягой с двухпозициснным контактным органом Последний содержит вилку с дуговым пазом, в котором установлена плавающая ось с роликом-толка- . взаимодействующим при ручном управлении с предупредительными упорами Средством переключения является ограниченное перемещение ру коптки относительно рычага управления 4 ил

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ ч

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5014805/23 (22) 01.07.91 (46) 30.10.93 Бюп. М 39 — 40 (71) Таганрогский авиационный научно — технический комплекс им.Г.М.Бериева (72) Гамопин АФ. (73) Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.ПМ.Бериева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОИ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к обпасти авиационной техники и может быть ислопьзовано в системах управления силовыми установками самопетов. Цепь изобретения — повышение эксппуатационной надежности устройства за счет самоуправпяел1ости (в) RU (11) 2001845 С1 (51) 5 В 64 D 31,/04 перехода с ручного управпения на автоматическое и наоборот, повышение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситулциях и снижение материапоемкости и массы устройства Цель достигается тем, что каждый рычаг упрлвпения двигатепем снабжен двухпозиционным слмоперекпючающил.ся механизмом, который содержит перекпючатепь с пружиной, связанный тяго;1 с двухпозиционныл1 контактным органом Поспедний содержит випку с дуговьlh1 пазом. в котором устлновтк на пгавлющая ocb с ропиком — толкатеп м, вззимодсйствующнм при ручном упрагпении с пр. дупредитепьныл1н упорами Средством перекл очения RBRHQTcH ограниченное перемещение рукомки опюситгпьно ры гага управления 4 ип

2001845

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к системам управления силовыми установками.

Известно устройство для управления силовой установкой самолета, содержащее рычаги управления двигателями с рукоятками и предупредительными упорами и управляющие проводки к рычагам дозировки топлива на двигателях, Недостатком известного устройства является то, что оно не обеспечивает автоматического управления тягой двигателей.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности устройства эа счет самоуправляемости перехода с ручного уп рзвлеHèë на автоматическое и наоборот, обеспечение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситуациях, а также снижение материалоемкости и массы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления силовой установкой самолета, содержащем рычаги управления двигателями с рукоятками и предупредительными упорами и управляющие проводки к рычагам дозировки топлива на двигателях, каждый рычаг управления двигателем снабжен двухпозиционным саr. îïåðåKëþ÷à îùèìñÿ механизмом, содер>кащим переключатель качающегося типа или возвратно-поступательного действия с пружиной, связанный соединительной тягой с двухпозиционным контактным органом рукоятки управления двигателем, вклю яющим вилку с дуговым пазом, в котором установлена плавающая ось с роликомT0лкàTåëåм, взаимодействующим при ручном управлении с предупредительными упорами, при этом средством переключения являегсч ограниченное перемещение руко- 40 ятки относительно рычага управления двигателем.

На фиг. 1 показан общий вид предлагаемого устройства; на фиг. 2 — то же. вид против полета; на фиг. 3 — пример устройст- 45 ва для четырехдвигательного самолета с переключателями возвратно-поступательного действия, вид по полету; на фиг. 4— разрез А-А на фиг. 3, Устройство для управления силовой установкой самолета содержит рычаги управления двигателями (РУД) 1, сервопривод 2 автомата тяги системы автоматического управления обьектом, рычаги дозировки топлива на двигателях 3 и управляющие проводки 4. Рукоятка 5 с толкателями 6 (от себя) и 7 (на себя) посредством валика 8 шарнирно закрепленная на РУД 1. совместно с качалкой 9, также шарнирно закрепленной на рычаге 1 посредством штыря 10, составляет двухпозиционный самопереключающийся механизм "Ручное — Автоматическое управление" с пружиной 11.

Переключатель имеет нейтральное положение 12 и отклоненное от нейтрали "на себя" или "от себя" положение 13. С помощью валика 14 к качалке 9 шарнирно подсоединена тяга 15, второй конец которой посредством валика 16 соединен с вилкой 17. В вилке 17 выполнен дуговой паз 18. В пазу 18 размещена ось 19, поджимаемая к верхней кромке пружиной 20. На оси 19 шарнирно установлен ролик-толкатель 21. Вилка 17 с дуговым пазом 18,осью 19 и роликом-толкателем 21 представляет собой двухпозиционный контактный орган РУД. Вилка 17 шарнирно закреплена на РУД 1 штифтом 22., В верхнем положении (при ручном управлении) ролик-толкатель 21 может взаимодействовать с предупредительными упорами 23 или 24 с углом скоса a < 90О. обозначающим "Номинальный режим" при перемещении РУД .вперед в сторону "Взлетного режима" (ВР) или режим "Полетного малого газа" (МГ), которые закреплены в дуговых регулировочных пазах 25 корпусной планки

26 болтами 27, В другом конструктивном исполнении (фиг. 3 и 4) переключатель удерживается в верхнем и нижнем положениях фиксатором 28 с пружиной 29.

Работает устройство следующим о6раэом

В полете, когда принимается решение перейти на автоматическое управление тягой двигателей, рука снимается с рукояток

5, нажимается кнопка "Включение AT" на штурвале или на пульте пилотов (не показана). К этому моменту переключатель "Ручное — Автоматическое управление" под действием пружины 11 занимает нейтральное положение 12, а все связанные с ним элементы (14, 15.,16. 17, 19. 21) занимают нижнее положение. РУД перемещаются сервоприводом 2 автомата тяги в диапазоне Мà — BP беспрепятственно, так как ролики-толкатели 21 перемещаются в свободной беспороговой зоне г1 Q. Ось 19 ролика-толкателя 21 находится в верхней части дугового паза 18, . соответственно там же ролик-толкатель 21 и пружина 20, Для устройства, показанного на фиг. 3. 4, подвижные элементы занимают нижнее положение.

В этой ситуации обеспечена полная защита сервопривода 2 от перегрузок со стороны порогов, используемых при ручном управлении.

При переходе на ручное управление тягой воздействие руки на рукоятки 5 "на себя" или "от себя" приводит.к подламыванию их на валиках 8, а также повороту качалок 9

2001845 на штырях 10 и перемещению валиков 14 с тягами 15 и всех связанных с ними элементов (16, 17, 19. 21) в верхнее положение 13, Это движение используется для перевода роликов-толкателей 21 РУД в пороговую зону, Ролики-толкатели 21 при перемещении

РУД катятся по своду корпусной планки 26, встречаясь с упорами 23 или 24 в зоне гр гз.

Взаимодействие элементов устройства при движении РУД "от себя" выглядит так, При встрече ролика-толкателя 21 со скосом упора 23 вертикальная составляющая усилия руки Рл вследствие независимой подвески ролика-толкателя 21 в вилке 17 будет отжимать ролик-толкатель 21 вместе с осью 19 по пазу 18, сжимая пружину 20 в направлении к центру вращения РУД. Валик 16 тяги 15 и переключатель в верхнем положении усилием Рг р не будут нагружаться вследствие не зависимой от этих элеменФормула изоб ретени я

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА, содержащее рычаги управления двигателями с рукоятками и предупредительными упорами и управляющие проводки к рычагам дозировки топлива на двигателях, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности устройства путем обеспечения самоуправляемости перехода с ручного управления на автоматическое и наоборот, повышения безопасности полетов путем уменьшения объема действий в пороговых ситуациях и снижения материалоемкости и тов подвески ролика-толкателя 21 в пазу 18 вилки 17.

При движении РУД "на себя" ролик-толкатель 21 встречается с упором 24, взаимодействие элементов устройства аналогично срабатыванию при движении "от себя"

Для устройства, изображенного на фиг.

3 и 4, подвижные элементы занимают верхнее положение, Естественная избирательность ручного и автоматического управлений гарантирует высокую эксплуатационную надежность системы управления силовой установкой самолета, упрощение пилотирования при взлете и посадке (без лишних движений) и значительное снижение материалоемкости и массы. (56) Самолет ЯК-40, Инструкция по эксплуатации, 1969, кн. 2, гл. 3.2, с, 1 и 2. массы устройства, каждый рычаг управления двигателем снабжен двухпозиционным самопереключающимся механизмом, 25 содержащим переключатель качающегося типа или возвратно-поступательного действия с пружиной, связанный соединительной тягой с двухпозиционным контактным органом рукоятки управления двигателем, 30 включающим вилку с дуговым пазом, в котором установлена плавающая ось с роликом-толкателем, взаимодействующим при ручном управлении с предупредительными упорами, при этом средством переключе35ния является ограниченное перемещение рукоятки относительно рычага управления двигателем.

2001845

2001845

I ° °

° °

° 6 ° °

° б

° °

Э

1 °

° 4

° °: ° 1

° б

° ° ° б

Устройство для управления силовой установкой самолета Устройство для управления силовой установкой самолета Устройство для управления силовой установкой самолета Устройство для управления силовой установкой самолета Устройство для управления силовой установкой самолета Устройство для управления силовой установкой самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиастроению, в частности к устройствам для предотвращения несанкционированного запуска двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, в частности к системам управления двигателем самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления силовыми установками летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в системах управления силовыми установками летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления силовыми установками

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам управления силовыми установками летательных аппаратов, где требуется автоматизированное коммутирование блокировочных электроцепей при ручном управлении двигателями

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к органам управления транспортными средствами

Изобретение относится к авиации, а именно к системам и устройствам управления самолетом и его агрегатами

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к ручному управлению силовыми установками летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления двигателями летательных аппаратов. Устройство для определения положения рычага (2) газа содержит датчики положения (P, R), каждый из которых связан с первичным вычислителем управления полетом, и датчики положения, каждый из которых связан с вычислителем управления двигателем, при этом упомянутые датчики положения распределены, по меньшей мере, по трем группам датчиков, не имеющим общей простой неисправности, и, по меньшей мере, один вычислитель (PRIM), называемый интерфейсным вычислителем, содержащий, по меньшей мере, один вход для приема данных измерения, передаваемых вычислителями, связанными с датчиками положения, а также выходы к вычислителю управления двигателем (EEC). Повышается достоверность вычисления положения рычага газа и надежность работы системы управления, снижается вес устройства и упрощается технология. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям устройств управления тягой силовых установок на воздушных судах. Система управления летательного аппарата содержит штурвал, штурвальную колонку и, по меньшей мере, один орган управления тягой с электроприводом. Орган управления тягой конструктивно связан с силовой установкой летательного аппарата, а электропривод установлен с возможностью перемещения органа управления тягой. Орган управления тягой включает в себя средства коммутации с двумя лепестками, установленными слева и справа от плоскости симметрии штурвала с возможностью управления положением органа управления тягой. Средства коммутации выполнены в виде трехпозиционного переключателя, содержащего корпус переключателя, контактную группу, возвратные пружины со штоками и траверсу. Лепестки установлены на траверсе, траверса шарнирно установлена в корпусе переключателя и подпружинена возвратными пружинами. Контактная группа установлена на корпусе переключателя и траверсе и связана с электроприводом с возможностью реверсирования электропривода рукоятки, а корпус переключателя установлен между штурвалом и штурвальной колонкой. Повышается удобство управления тягой силовой установки, упрощается обучение и уменьшается вероятность ошибок пилотирования. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх