Устройство для управления тягой многодвигательной силовой установки при обрыве одного или нескольких тросов

 

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам для управления режимами работы силовой установки самолета, может также использоваться для управления входными звеньями гидроусилителей силовых приводов или симметричными управляющими поверхностями легких летательных аппаратов при использовании гибких управляющих проводок. Изобретение обеспечивает повышение надежности и безопасности полетов путем автоматического подключения ведомых шкивов отказавших тросовых проводок с исправным соседним проводкам за счет взаимного дублирования ведомых шкивов, снижение энергоемкости , материалоемкости и массы устройства. Для этого каждый ведомый шкив имеет два парал-. лельных паза, два радиальных паза и один дуговой паз с клиновым гнездом и снабжен муфтой включения компенсационной муфтой, выходными звеньями и самоуправляемым при исчезновении натяжения или при обрыве троса механизмом взаимного дублированиа содержащим звенья, взаимодействующие с упомянутыми пазами ведомых шкивов и муфт. При этом связи между соседними ведомыми шкивами могут быть как смежными, образующими общую единую группу ведомых шкивов, так и симметричными , образующими отдельные независимые пары. Восстановление работоспособности системы управления тягой двигателя при обрыве тросовой проводки осуществляется автоматически на принципе самоуправления при помощи отстреливающих звеньев и выжидающих дежурных связей системы. Прекращение связи ведомого шкива с неисправной управляющей тросовой проводкой сопровождается подключением соединительной проводки к этому ведомому шкиву, то есть освобождающийся от неисправной тросовой проводки ведомый шкив подключается к исправной соседней тросовой проводке , обеспечивающей управление рачагами топливного насоса двигателя Зил.

ii !1ЮЗЧЯЯ с й. ЯЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по натентам и товарным знакам (21) 5014004/23 (22) 01.07.91 (46) 30.10.93 Бюл. Ня 39-40 (71) Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.Г.М.Бериева (72) Гамолин АД (73) Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.ГMБериева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОЙ

МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ПРИ ОБРЫВЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ

ТРОСОВ (57) Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам для управления режимами работы силовой установки самолета, может также использоваться для управления входными звеньями гидроусилителей силовых приводов или симметричными управляющими поверхностями легких летательных аппаратов при использовании гибких управляющих проводок Изобретение обеспечивает повышение надежности и безопасности полетов путем автоматического подключения ведомых шкивов отказавших тросовых проводок с исправным соседним проводкам за счет взаимного дублирования ведомых шкивов, снижение энергоемкостц материалоемкости и массы устройства.

Ои )Ю пц 2 0" 1846 С1 (51) 864 D 31 14 В 64 13

Для этого каждый ведомый шкив имеет два парал-. лельных паза, два радиальных паза и один дуговой паз с клиновым гнездом и снабжен муфтой включения, компенсационной муфтой, выходными звеньями и самоуправляемым при исчезновении натяжения или при обрыве троса механизмом взаимного дублирования, содержащим звенья, взаимодействующие с упомянутыми пазами ведомых шкивов и муфт. При этом связи между соседними ведомыми шкивами могут быть как смежнымк образующими общую единую группу ведомых шкивов, так и симметричными, образующими отдельные независимые пары Восстановление работоспособности системы управления тягой двигателя при обрыве тросовой проводки осуществляется автоматически на принципе самоуправления при помощи отстрепивающих звеньев и выжидающих дежурных связей системы

Прекращение связи ведомого шкива с неисправной управляющей тросовой проводкой сопровождаешься подключением соединительной проводки к этому ведомому шкиву, то есть освобождакхцийся от неисправной тросовой проводки ведомый шкив подключается к исправной соседней тросовой проводке. обеслечивающей управление рачагами топпивного насоса двигателя 3 ия

2001846

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам для управления режимами работы многодвигательной силовой установки самолета, может также использоваться для управления входными звеньями гидроусилителей силовых приводов или симметричными управляющими поверхностями легких летательных аппаратов при использовании гибких управляющих проводок.

Известно устройство, обеспечивающее частичное или полное восстановление работоспособности отказавших управляющих систем за счет ликвидации неисправной связи и сохранения заданного на момент обрыва или установления какого-либо другого более предпочтительного параметра, которое реализовано в системе управления двигателем самолета за счет замены отказавшей ветви пружиной.

Однако это устройство имеет недостаточную надежность и не обеспечивает живучести при воздействии поражающего фактора.

Цель изобретения — повышение надежности и безопасности полетов путем автоматического подключения ведомых шкивов отказавших тросовых проводок к исправным соседним проводкам за счет взаимного дублирования ведомых шкивов, снижение энергоемкости, материалоемкости и массы устройства.

Это достигается тем, что в устройстве для управления тягой, содержащем рычаги управления двигателями, сервопривод автомата тяги, группу управляющих тросовых проводок по числу двигателей, ведомые шкивы систем управления, тяги, соединяющие ведомые шкивы с рычагами топливных насосов двигателей, каждый ведомый шкив группы снабжен двумя параллельными, двумя радиальными и одним дуговым пазом с гнездом на внешней поверхности, муфтой включения, компенсационной муфтой, э также самоуправляемым при исчезновении натяжения или при обрыве троса механизмом взаимного дублирования, включающим две параллельные пружины, встроенные в пазы ведомого шкива, две пластины с отверстиями и дуговым пазом, муфту включения с радиальным пазом, соосную ведомому шкиву, и два штифта, скрепляющие пружины и пластины в подвижную обойму, причем один — верхний штифт взаимодействует с заделкой управляющего троса и радиальным пазом в шкиве, а другой — нижний, свободно перемещаясь по дуговым пэзам обоймы и ведомого шкива, взаимодействует с радиальными пазами ведомого шкива и муфты включения, а муфта через оыходное

15 звено и жесткую или гибкую соединительную проводку связана с выходным звеном компенсационной муфты соседнего ведомого шкива, подпружиненный контактный выступ которой взаимодействует с клиновым гнездом и поверхностью дугового nasa ведомого шкива, причем связи шкивов могут быть как смежными, создающими общую группу, так и симметричными, создающими симметричные независимые пары.

На фиг. 1 дана принципиальная схемэ устройства с обрывом троса в левой проводке, правая исправна; на фиг; 2 - механизм соединения ведомых шкивов (механизм взаимного дублирования); на фиг. 3 — разрез

А-А на фиг. 2.

Устройство содержит рычаги управления двигателями (ОУД) 1, сервопривод автомата тяги 2, управляющие тросовые

20 проводки 3, ведомые шкивы 4 систем ónðaâления, тяги 5, соединяющие ведомые шкивы

4 с рычагами 6 топливных насосов двигателей. Управляющая замкнутая тросовая проводка 3 имеет стандартную заделку 7 "ма шарик", который контактирует с опорным гнездом 8, переходящим в радиальный паз

9 ведомого шкива 4. Диаметрально противоположно гнезду 8, пазу 9 ведомый шкив 4 имеет гнездо 10, выполненное в виде рэди30 ального паза с непараллельными сторонами, примыкающего к внутреннему радиусу дугового паза 11. Слева и справа параллельно оси гнезд 8, 9, 10 в ведомом шкиве 4 имеются параллельные пазы 12, в которые

35 вложены пружины 13. Пазы 12 с вложенными в них пружинами закрыты пластинами 14 с отверстиями 15 и дуговым пазом 16. HS оси 17 ведомого шкива 4 соосно с ним установлена муфта включения 18 с радиальным

40 пазом 19. Пластины 14 скреплены штифтами и фиксирующими шплинтами 20 и вместе с заключенными в них пружинами 13 создают подвижную обойму 21. Штифты 22 воспринимают усилия пружин 13 и передают их

45 штифту 23, который является выталкивающим органом подвижной обоймы 21 и взаимодействует с заделкой 7 управляющей тросовой проводки 3. и штифту 24, который, плавает в дуговом пазу 16 пластин 14 обой50 мы 21 и дуговом пазу 11 ведомого шкива 4 и взаимодействует с радиальными пазэми— гнездом 10 ведомого шкива 4 и пазом 19 муфты включения 18. Выходное звено 25 муфты 18 посредством жесткой (или гибкой)

55 соединительной проводки 26 связано с соседним ведомым шкивом 4. Проводки 26— перекрестные (от левого шкива к правому, от правого к левому и так далее), по числу двигателей и являются взаимными выжидающими связями ведомых шкивов 4. Штифт

2001846

27, скрепляющий пластины 14, совместно со штифтами 23 и 24 вь<полняет функции направляющих под»и>к»ой обоймы 21 при отстреле и при обжатии пружин 13, Шкив 4 с обоймой 21 и муфтами установлен на оси 17 в корпусном кро»штейне 28, Подсоединение соединительной проводки 26 к шкиву 4 выполнено через выходное звено 29, подпружиненный контактный орган 30 и клиновое гнездо 31 (во внешней поверхности 10 дугового паза 11 шкива 4) компенсационной муфты 32, Шкив 4, обойма 21 и корпусной кронштейн 28 снабжены гнездом 33, через которое они фиксируютсл в нерабочем состоянии (т.е. перед расстыковкой тросов) 15 монтажным фиксатором 34 на определенногл режима, ><эп(;иглср "г,ал!»й <эз", Работа устрп

Безотvазнэл си>уэция, Замкнутые упрэвллю!Диа тро Or>LÄC про- 20

Водки 3, закрепленl<ь<а на »ад) <«их <3/v!tf)e;i (снабженных устро «)л» TI)oc3:. в пределах -10 Д). ко;<тактируют с иа;,о/!), I:1!< шкивами 4 через зада»э>!»ый ><э tl!1x шэрик

7, который под Во;<да <с> В<лагл прад»эр и сльного натлже><ия в тросах (Я! =- 2 SO) зан:,;<3ет нижнее положаииа, т,е. сади/с» B опорное г<<аздо 8. при этом штифг 23, о:)ускаясь по радиальному пазу 9 В<аг<у<ц, < 0 30 шкива 4, этим усилиам через плэсг.ii>!;i 11 и штифты 22 сжимэаг пружины 13. Тэким 00разом, подви;кнэл обойг<э 21 )эниг.<эат !«, Kнее (взведе tt>oe) положение, » 3-Ом положении дуговые пазы 16 плэсги>< 14 cof пада>от с дуговым t)330<4 11 ведомого ш:ивэ

4, т.е, имеют оби<ий reorneTp!>.<аский ц .I<ом муфты нкл>оч".>«)л шкива 4 и муфты 10, Îгжат в!lутрell«cé поверхностью дугo<30< О пэзэ 16 пластин 14, I да он свобод><о парег<ащэатсл по дуго>н ir< лазам шкива !1 пластин при поворотах cосаднего ведомого шкива чаоаз coen<>t«1 re»t 4 > проводку 26. Таким образом, и ри испрэ . ых управляющих тросош»х проводках 3;)аракрестные соеди>-<<<таль<<ыа прогодки 26 лвля>отся Выжидающими (дажур>! <><ир — рэб<3чий (состэ<3»а, 50 подпружинан><ым контакт>>ь>г1 Органом 3 и клиновым гнездогл 31/>уго<)ого r<;)3.3 11 ee,<0мого шкива 4), а другой — <3л;<»э<0! <

24 — дуговой пзз 11 друг<>го вадог..ого шкива). Длл описан<<аи безотказной с)>ту ци;t все подвижныа элементы узла о;стра»:> l1 муфты Включения (7, 21, 24) находлгсл <3 нижнегл положа> <ии, Отказ><эл си/уэцил.

Отказ одинарный, т.е, устэлостный обpbt<3 одног0 упрэвлл>ощего троса в трОсОВОй проводка 3 )левая проводка нэ фиг. 1), или групповой, т,е, механическое повреждение группы управляющих проводок 3 при условии сохранности одной из них. В этих случаях э»аргия сжатых рабочим натяжением пружин 13, освобожденная фактом исчезновения натяжения (отстрелом) через выход— толкатель (штифт 23) подвижной обоймы 21, двигаясь по радиальноглу пазу 9, выталкивает заделку 7 троса из опорного гнезда 8 ведомого шкива 4, освобождая его от неисправной управляющей тросовой проводки

3, создавая этим предпосылки для подключения его к исправной управляющей тросог)0<1 и! 3содка 3 со<,0,1/3, Г)р .1 3Toi< выход тп lv. та ) (LI твнял его ÎT слу i,".: >>ОГО пс»торного контактирования с на«сlij>ii!!t!0!1 управ лющай Тросо<3011 про-!!<3)) й.<, (1ро«аcc отсгралэ п1>оходит в следую«<: и Г)ос/)а,,-.л!)та/;>,!iocT!1: пру>к<1>3» 13, Оп;,.э.:сi, ll;) 0())<0>; .., И03ерхнослги пэрал/! i ь!

<и T)! j 3) f 22, та парад)иот усилия пластинам

14, <и т;! .(:3 у 23, k:0) i)j>t,)1, дВ«Гэлсь по рэдиэль><0..:, п>зу „!l i.!1» 1, займет»архг!".е

I!: и .. );;. ., э зэ/,: / .и 7 у I(3»<3/Tÿx, . ип iîжа>и)а.

<.3 ) ; э,il1! 0(,а; poL!3 свлзи Ведомого шк )Г < 1 с ><а)с;.(э»иай упра»лл>ощай I poco

<ю «<(;:);од»ай . сопроео:кдаа>ся операциа!! »одключанил соединигальной

<) с<,: .;,,!;!1 26 к этс>г.".у»а,<о<<0<>у ш к<1» >, когда

В :,, то/I K»T< ./) > (i!! Ti! I f 3) Г Ода ижной об.й<1!» 1»»од - ., ), плэ»э>ощаго шэр»ирэ (<ы<1 пэз — п<аздо 10

Вада>.i-.i 0 шкива 1 с îд><ограменно 1 фикса«<)i.!; II» oi) ))в/ r!,, )Ti. Вкл)оча><>1я 10. ПрО«асс -)0«кл>0 <а<<ил ос»обождэ<ощегося от г<<; с))р»><ой упрэuniiiol«e! тросо»ои npof o, ри 3 <3)!: )э:1 v. испраэ><ой сосаднаи проЕ 0 < К . f j ) 0 Х С Д <1 Т» C /t e jl )! IO L«e й1 посла,;сгэга;)ь><ости; даижущиас» вверх

/<од /«. йст!)< Сгл пру)ки! i 13 <3лэcти»ь> 14 по<)а(3,>.0 .лг.;!1»><аи!на< 0.;>эдиуса дугового паза 16 с;30д )т и<п)., т 2/1» радиальный пэз 10

»!ада -<0 шки»э:1:1 О<< =-r)t«It<»cT»арх»аа

Г>0/..., Kа! . : ". B I!) Kl! t)а 1 ll j>3/<. »/<û!cì пазу 19

r 1 )1 ! ы Г ". л v ) а i «!:! 1 <>. (Г1 у 4 т э 1 0 ) а () а 3 В ы к 0 дtl0а зс )<с",5, соа/«1!«)га/)ь><у>0 п>-,оводку 26, В! >,...;) <с зьа< о 29 ком) ансэц);он>:oй му,I)TL!

32 i !Oд<прy»<,!1!

i са.)зз 3!!3 C к ))1> !3Lыгл Г>!аздо/1 31 вo В»аи)

ficI1i!а:: (х)<0.".3«ду; и! Ого пэзэ 11 cocr,fk!Of о ва,)0<...!0) исправ»<а» у< рэа.;л>п.,эл

ТРО„".)!;Э:I П (30Э»Ля) -Т С Ь.:

И>1 f!! ) ;") C)i . 0 ТО!) ).<Г))<ОГО I .э, /3 T3! < .а

2001846

55 присоединившимися рычагами топливных регуляторов отказных тросовых проводок 3.

В ситуациях с двойным отказом, т.е. когда обрыв управляющего троса сопровождается другим отказом — заклиниванием оборвавшимся управляющим тросом соединительных проводок 26, освобождение шкива 4 (с исправной управляющей проводкой

3) от неисправной соединительной проводки 26 происходит полуавтоматичвски при приложении к рукоятке РУД 1 усилия, в 2,5 раза превышающего номинальное эксплуатационное усилие перемещения РУД, вследствие чего наклонная плоскость клинового гнезда 31 в дуговом пазу 11 шкива 4 выталкивает подпружиненный контактный орган 30 компенсационной муфты 32 в верхнее положение, в дальнейшем он катится по внешней поверхности дугового паза 11, не передавая крутящего момента, Таким образом осуществляется мгновенное подключение ведомого шкива 4 отказавшей тросовой проводки 3 к соседней исправной управляющей проводке 3 при условии, если значения режимов группы были одинаковы (синхронны). Работа на одинаковых режимах (синхронная работа) является правилом для группы управляющих систем, если же отказ произойдет в ситуации, когда режимы в группе были не одинаковыми, то парирование будет не мгновенным, а отложенным (задержанным), блокировочным элементом является внутренний радиус дугового паза 11 ведомого шкива 4, до момента выравнивания режимов отказавшей системы и исправной, Момент отказа не проявляется ни внешними признаками, ни показаниями приборов (при синхронной предоткаэной работе), а для оценки послеотказной ситуации и правильных действий для обеспечения безопасности последующей эксплуатации предлагаемое техническое решение обеспечивает выдачу тактильной сигнализации (мышечно-суставной) об отказах с информацией об их характере эа счет отключения РУД 1 оТ ведомых шкивов 4 при обрыве управляющих тросовых проводок 3. когда РУД 1 отказавшей проводки 3 окажется "легким" (обрыв одного или обоих тросов) и когда он окажется фиксированным (обрыв тросов с последующим заклиниванием неисправной тросовой проводки 3).

При несинхронной предотказной работе возможны два варианта приведения к

45 нулю разницы в значениях режимов; за счет исправной и за счет неисправных систем, в том и в другом случаях прохождение тактильной сигнализации об отказе(ах) будет при нулевой разнице или же более ранним — при воздействии РУД 1 на неисправную тросовую проводку 3 ("легкий" рычаг).

Кроме этого, предлагаемое техническое решение создает следующий положительный эффект: стопроцентное сохрзнение работоспособности рабочих органов отказавших тросовых систем; сохранение исходных уровней надежности, безопасности, послеотказной эксплуатации и живучести как собственных, так и связанных с ними других функциональных систем (например, САУ, блокировочные связи и др.); снижение энергозатрат, материалоемкости и массы устройства эа счет паразитирования, так как в предлагаемом техническом решении нв требуется ни дополнительной энергетики (даже происходит снижение собственных энергозатрат) как при ручном, так и при автоматическом управлении за счет уменьшения противодействия сервоприводу автомата тяги вследствие уменьшения количества замкнутых управляющих тросовых проводок 3, ни дополнительных управляющих связей, осуществляется оно на принципе самоуправления, вследствие этого является малозатратным (устройством, способом парирования отказов в групповых управляющих тросовых системах).

К примеру, в системе управления двигателями для схемы самолета "Бе-200", а также семейства "Альбатрос-8", "ВПС", "ВПР" — высокоплан с двигателями на пилонах над крылом, где имеется свободное воздушное пространство под палубой и над верхней обшивкой лодки, можно выполнить взаимные выжидающие связи симметричных двигателей по предлагаемому техническому решению прямолинейными (типэ "струна") — легкими жесткими тягами или в комбинации с тросами, т.е. действительно с малыми затратами, что позволяет отнести данное техническое решение к категории "малозатратных устройств, механизмов". (56) Заявка ФРГ М 2845788, кл. В 64 С

13/30,о публик. 1988.

2001846

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОЙ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ

УСТАНОВКИ ПРИ ОБРЫВЕ ОДНОГО ИЛИ

НЕСКОЛЬКИХ ТРОСОВ, содержащее рычаги управления двигателями, сервопривод автомата тяги, группу управляющих тросовых проводок по числу двигателей, ведомые шкивы систем управления двигателями. тяги, соединяющие ведомые шкивы с рычагами топливных насосов двигателей, отличающееся тем, что каждый ведомый шкив имеет два параллельных, два радиальных и один дуговой паз с гнездом на внешней поверхности и снабжен муфтой включения, компенсационной муфтой, выходными звеньями и самоуправляемым при исчезновении натяжения или при обрыве троса механизмом взаимного дублирования, включающим две параллельные пружины. установленные в пазах ведомого шкива. две пластины с отверстиями и дуговым пазом и два штифта, соединяющих пружины и пластины в подвижную обойму, при этом один штифт взаимодействует с заделкой управляющего троса, перемещаясь в радиальном пазу ведомого шкива, а другой, перемещаясь по дуговым паэам обоймы и ведомого шкива. взаимодействует с радиальными пазами ведомого

10 шкива и муфты включения, которая. в свою очередь, через выходное звено и жесткую или гибкую соединительную проводку связана с выходным звеном компенсационной муфты соседнего ведомого шкива, снаб1б женной подпружиненным выступом, взаимодействующим с клиновым гнездом и дуговым пазом исходного ведомого шкива. причем связи этих шкивов между собой могут быть как смежными, образующими

20 общую единую группу ведомых шкивов, так и симметричными, образующими отдельные независимые пары.

2001846 ю

° °

Ю

° ° ° ° °

° °

°

° °

Заказ 3151 Тираж Подписное

НПО "ПОИСК" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

° ° °

° °

° 3

° °: °

Устройство для управления тягой многодвигательной силовой установки при обрыве одного или нескольких тросов Устройство для управления тягой многодвигательной силовой установки при обрыве одного или нескольких тросов Устройство для управления тягой многодвигательной силовой установки при обрыве одного или нескольких тросов Устройство для управления тягой многодвигательной силовой установки при обрыве одного или нескольких тросов Устройство для управления тягой многодвигательной силовой установки при обрыве одного или нескольких тросов Устройство для управления тягой многодвигательной силовой установки при обрыве одного или нескольких тросов Устройство для управления тягой многодвигательной силовой установки при обрыве одного или нескольких тросов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в проводках управления самолетом

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области авиационной техники
Наверх