Полимаран

 

К ИАТЕЙТУ

Комитет Российской Федерации не патентам и товарным знакам (21) 4918974/ t 1 °

Щ 06.ОЖН (46» 15.11,93 Ьол. Ма 41-42

P6) Ряйккенен Роберт Рикхартович (64$ ПОЛИМАРАН (57} Изобретение относится к судостроению и мо: жет применяться при создании многокорпусных судов — полимаранов, например, с весепьно-парусным вооружением или иным движителем Сущность изобретения: лолимаран имеет центральный водоизметцаощий корпус 1, гидролыжи 2 и щ айние поплавки 3. Все элементы полимарана соединены между собой съемными поперечными балками.

Корпус 1 имеет надстройку 7; Продольные балки 8 служат дяя установки весел 9 и леерных стоек 29.

Л-образная мачта 1-1 упановлена шарнирно по обе стороны корпуса 1 и подкреплена лодкосами 12.

Парусное вооружение из трех косых парусов бер(о) RU (и) 2ОО2661 Ñ1 (51) 5 В63В1 12 мудского типа установлено на мачте 11. Стоячий такелаж мачты 11 имеет вертикальный штаг 13 крепления поперечной шкоторины грот-паруса и гика„расположенный в плоскости мачты 11. Палуба полимарана выполнена в виде решетчатого покрытия и жестких настилов 20, покрытых сверху сеткой.

Релинги 22 соединяют между собой корпус 1 и гидролыжи 2, Рулевое устройство состоит из румпеля, рулевой коробки 27 и главного руля 25. В гидролыжах выполнены сиденья для размещения гребцов. В носу и корме гидролыж 2 выполнены многофункциональные контейнеры с люками. Палубы поплавков 3 расположены ниже уровня общей палубы, на уровне которой размещены их надстройки 23. Надстройки 24 гидролыж 2 размещены выше палуб центрального корпуса 1 и крайних поплавков 3. Поплавки 3 имеют килевые балки 30 и шверты 31. 3 ил.

2002661

Изобретение относится к судостроению и может использоваться при создании многокорпусных судов — полимаранов, например с весельно-парусным вооружением или иным движителем.

Известен полимаран, содержащий центральный водоиэмещающий корпус, выполненный с развалами бортов, расположенные по обе его стороны гидролыжи и крайние поплавки, соединенные между собой и центральным корпусом схемными поперечными балками, пропущенными через центральный корпус и гидролыжи кроме крайних-поплавков, надстройку над центральным корпусом, выполненным с вырезами для сообщения с ней, продольные балки по наружным краям крайних поплавков для установки весел и парусное вооружение, причем миделевы сечения всех корпусов совмещены в одной поперечной плоскости.

Недостатками данного технического решения являются, во-первых, сложность конструкции, связанная с наличием семи корпусов и необходимостью соединения их в жесткую конструктивно-силовую схему, во-вторых, невысокая надежность конструкции иэ-за ее многоэлементности, в"третьих, недостаточно высокие ходовые качества иэза наличия пяти одновременно и постоянно контактирующих с водой корпусов, что увеличивает гидродинамичес кое can роти вление и, в-четвертых, недостаточная надежность и безопасность экипажа, обусловленная как всеми вышеприведенными недостатками, так и сложностями в управлении этим полимараном.

Целью изобретения является упрощение конструкции полимарана, повышение его надежности, улучшение ходовых качеств полимарана и повышение безопасности экипажа.

Это достигаеся тем, что в полимэране, содержащем все вышеуказанные сходные признаки с прототипом, число съемных поперечных балок полимарана равно трем, полимаран снабжен Л-образной мачтой, шарнирно установленной по обе стороны от центрального корпуса, и подкрепленной . Подкосами к гидролыжэм на центральной съемной поперечной мидель-балке и связанной с корпусами стоячим такелажем, имеющим вертикальный штаг крепления передней шкоторины грот-паруса и гика, расположенный В плоскости Л-06р83НОА мачты и соединенный с ее шпорами растяжками, палубой, выполненной в виде решетчатого покрытия по обе стороны от центрального корпуса между ним и каждой из гидролыж на участках от носовой и кормовой съемных

20 крайних поплавков, но не выше надстройки центрального корпуса, центральный корпус снабжен главным рулем, установленным в кормовой его части шарнирно на горизон"0 тальном поперечном шарнире в рулевой коробке, соединенной с румпелем с возможностью перестановки и изменения угла наклона последнего относительно палубы полимарана, и выполненным выступаЗ5 ющим за нижние обводы днища центрального корпуса, и леерными стойками по обоим внешним бортам крайних поплавков, установленными на продольных балках, причем длина центрального корпуса

55 поперечных балок в сторону носа и кормы полимарана соответственно, и жестких настилов по обе стороны от центрального корпуса между ним и каждой из гидролыж от мидель-балки до носовой и кормовой схемных поперечных балок, примыкающих к борту центрального корпуса, не доходя до бортов гидролыж, причем все зоны жестких настилов поверх последних закрыты сеткой, релингами, выполненными в виде плоских силовых ферм, соединяющих центральный корпус и гидролыжи между собой по их носу и корме, а парусное вооружение полимара-. на выполнено Бурмудского типа из трех косых парусов, установленных на Л-образной мачте, надстройка центрального корпуса выполнена в плане шириной, равной ширине центрального корпуса, палубы крайних поплавков расположены ниже уровня общей палубы, на уровне которой установлены надстройки крайних поплавков, днища крайних поплавков размещены выше днища центрального корпуса, но ниже гидролыж, надстройки которых в свою очередь раэмещены выше палуб центрального корпуса и превышает длину каждой из гидролыж, длина которых в свою очередь превышает длину крайних поплавков, снабженных килевыми балками по всей длине их днищ и швертами, установленными в швертовых колодцах со смещением к корме крайних поплавков от центральной их части с воэможностью поворота в швертовых колодцах к корме в горизонтальное положение, при котором шверты не выступают за нижние обводы днища центрального корпуса, а корпусы крайних поплавков в сечении выполнены круглыми, ширина центрального корпуса превышает ширину каждой из гидролыж в плане, в свою очередь ширина которых превышает ширину каждого из крайних поплавков, причем в гидролыжах выполнены места для размещения гребцов, сама гидролыжа в плане выполнена с прямоугольными кормой и носом, выполненными с многофункциональными контейнерами с люками, сечение

2002661 ее нижней водоизмещающей части выполнено по форме полукруга. а ширина каждой из гидролыж превышает ее собственную высоту.

На фиг.1 изображен полимаран, вид сбоку; на фиг.2-тоже, вид в плане; на фиг.3 — вид по стрелке А на фиг.2.

Полимаран имеет центральный водоизмещающий корпус 1, выполненный с развалами бортов, и расположенные по обе его стороны гидролыжи 2 и крайние поплавки 3, соединенные между собой .и центральным корпусом 1 съемными поперечными балками 4, 5 и 6. Надстройка 7 расположена над центральным корпусом 1, выполненным с вырезами для сообщения с ней. Продольные балки 8 установлены по краям крайних поплавков 3 для установки весел 9, Полима ран имеет парусное вооружение 10, установленное на Л-образной мачте 11. Мачта

11 шарнирно установлена по обе стороны от центрального корпуса 1 и подкреплена подкосами 12 на центральной съемной поперечной мидель-балке 5. Мачта 1"1 связана с корпусами полимарана стоячим такелажем, имеющим вертикальный штаг 13 крепления передней шкоторины 14 грот-паруса 15 и гика 16. Штаг 13 расположен в плоскости мачты 11 и соединен с ее шпорами 17 растяжками 18. Палуба полимарана выполнена в виде решетчатого покрытия 19 по обе стороны от центрального корпуса 1 между ними и каждой из гидролыж 2 на участках от носовой 4 и кормовой 6 съемных поперечных балок в сторону носа и кормы полимарана соответственно и жестких настилов 20 по обе стороны от центрального корпуса 1 между ним и каждой из гидролыж 2 от мидель-балки 5 до носовой 4 и кормовой 6 съемных поперечных балок, примыкающих к корпусу 1, не доходя до бортов гидролыж

2. Все зоны жестких настилов 20 покрыты сверху сеткой 21. Релинги 22 выполнены в виде плоских силовых ферм, соединяющих корпус 1 и гидролыжи 2 между собой по их носу и корме. Парусно вооружение 10 полимарана выполнено в виде трех косых парусов Бермудского типа. Надстройка 7 корпуса 1 в плане выполнена шириной, равной ширине центрального корпуса 1. Палубы крайних поплавков 3 расположены ниже уровня общей палубы, на уровне которой выполнены надстройки 23 крайних поплавков 3, Днища поплавков 3 размещены выше днища корпуса 1, но ниже днищ гидролыж, надстройки которых 24 в свою очередь размещены выше палуб центрального корпуса

1 и крайних поплавков 3. но не выше надстройки 7 корпуса 1. Центральный корпус 1 снабжен главным рулем 25, установленным

49

55 в KopMQBGA его части шарнирно на горизонтальном поперечном шарнире 26 в рулевой коробке 27, соединенной с румпелем 28 с возможностью перестановки и изменения угла наклона относительно палубы полимарана. Главный руль 25 выполнен выступающим за нижние обводы днища корпуса 1.

Леерные стойки 29 установлены на продольных балках 8, Длина центрального корпуса 1 превышает длину каждой из гидролыж 2, длина которых в свою очередь превышает длину поплавков 3. Крайние поплавки 3 имеют килевые балки 30 по всей длине их днищ. Шверты 31 поплавков 3 установлены в швертовых колодцах (не показано) со смещением к корме крайних поплавков 3 от центральной их части с возможностью поворота в швертовых колодцах в горизонтальное положение, при котором шверты 31 не выступают за нижние обводы днища корпуса 1, Сечения корпусов крайних поплавков 3 выполнены в виде окружностей. Ширина центрального корпуса 1 в плане поевышает ширину каждой из гидролыж

2 в плане, в свою очередь ширина которых превышает ширину каждого из крайних поплавков 3, В гидролыжах 2 выполнены сиденья 32 для гребцов, а в их корме и носе выполнены многофункциональные контейнеры 33 с люками 34. В крайних поплавках размещены грузы с распределением сосредоточенных нагрузок от грузов в зоне съемных поперечных балок 4, 5 и 6, Полимаран эксплуатируется следующим образом.

Объемная решетка из корпуса 10 гидролыж 2 и поплавков 3. врезаясь в гребни волн, повышает йх устойчивость, Вследст; вие этого они разрушаются под воздействием ветра и гравитационных сил. В процессе такого гашения высокочастотных составляющих волны, т,е. выглаживания поверхности, конструкция полимарана только в самой минимальной степени воспринимает на себя энергию разрушаемых волн, Этот фактор играет существенную роль для увеличения живучести и повышения надежности судна и экономии материалов, расходуемых на его конструкцию, что существенно упрощает последнюю. Распределенная многоярусно на широкой поверхности воды плавучесть ограничивает осадку полимарана даже на вершине волн.

Это защищает GT заливания низко pGGAQJlo женную от поверхности воды палубу. Благодаря отсутствию борта у крайних поплавков

3, волны, не встречая сопротивления, плавно перекатываются через круглые палубы крайних поплавков 3, проходя через свободные пространства между поплавками 3 и

2002661 гидролыжами 2, Крайние поплавки 3 вместе со своими надстройками 23 защищают полимаран от внешних воздействий со стороны борта. При крутой бортовой волне ее гребень плавно перекатывается через круглую палубу поплавков 3 и попадает под днища гидролыж 2. Это предупреждает возникновение брызг и исключает смывание гребцов за борт, При встречой волне носы нижерасположенных крайних поплавков 3 поднимаются на поверхность под действием выталкивающей силы. Когда гребень волны подходит к зоне млделя, нос и корма полимарана выходят из воды, а его осадка увеличивается из-за временной потери части плавучести, Этот недостаток плавучести в следующий момент возмещается гидролыжами 2, находящимися выше, а также центральным корпусом 1, выталкивающая сила на который в данный момент увеличилась, Гидролыжи 2, днища которых расположены над уровнем ватерлинии, защищают полимаран снизу от жестких ударов волн.

Кроме того, это обеспечивает плавную всхожесть на волну, увеличивает устойчивость полимарана на курсе. Борта центрального корпуса 1 увеличивают боковое сопротивление и полезную емкость, а его днище, выступающее вниз относительно днища остальных элементов, а также их возможная конструктивная двухслойность снижают вероятность получения пробоин при встрече с подводными препятствиями, Надстройка 7 центрального корпуса 1, закрывающая люки жилых помещений от воздействия внешней среды, снижает вероятность их затопления, Кроме то-î,,она позволяет обитать на двух этажах, т.е, увеличивает коэффициент полезного использования жилого пространства. Надстройка 7 увеличивает продольну|о и поперечную жесткость полимарана.

При воздействии ветра на паоусное вооружение 10, установленное на мачте 11, полимаран совершает движение в крейсерском режиме, Полимаран может управляться парусным вооружением 10 Бермудского типа как отдельно, так и в сочетании с имеющимся у него рулевым устройством, Рулевьпм устройством полимаран .управляется путем отклонения главного руля 25. Перемещая румпель 28, угол наклона которого относительно палубы может изменяться для удобства руления, связанный с рулевой коробкой 27, отклоняется и главный рупь 25, Поперечный горизонтальный шарнир 26. на котором установлен главный руль 25 в рулевой коробке 27, позволяет ему поворачиваться в горизонтальное положение назад к

40 корме полимарана при движении последнего по отмелям или вблизи иных препятствий. Для этого же шверты 31 крайних поплавков 3 установлены в швертовых колодцах {не показано) с возможностью поворота в швертовых колодцах в горизонтальное положение, при котором боковая, а теперь нижняя кромка каждого шверта 31 не выступает за нижние обводы днища центрального корпуса 1. Для повышения прочности крайних поплавков 3 при встрече с подводными препятствиями с последними взаимодействуют килевые балки

30.

Палуба полимарана используется как для перемещения экипажа от одного элемента полимарана к другому, так и для отдыха и размещения экипажа в дневное время в нештормовую погоду. Решетчатое покрытие 19 палубы полимарана может играть дополнительно роль препятствия для небольших волн. Последние, ударяя снизу, частично протекают через решетчатое покрытие 19 и тем самым происходит их гашение, Жесткие настилы 20 для повышения устойчивости на их постоянно омываемой водой поверхности членов экипажа сверху покрыты сеткой 21, что увеличивает сцепление ног членов экипажа с настилами 20.

В абсолютный штиль полимаоан может перемещаться эа счет весельного вооружения 9, установленного на продольных балках 8, Гребцы размещаются в гидролыжах 2 на сиденьях 32 для них. Многофункциональные грузовые контейнеры 33 могут быть использованы как непосредственно для размещения грузов, загружаемых через люки 34, так и как спальные места, куда член экипажа проникает через тот же люк 34.

При эволюциях полимарана или при качке нагрузки от сосредоточенных грузов в крайних поплавках 3 будут передаваться на конструкцию полимарана через съемные поперечные балки 4, Ь и 6, в зоне которых грузы крайних поплавков 3 и распределены

Наличие трех съемных поперечных балок 4, 5 и Ь позволяет обеспечить взаимозаменяемость элементов полимарана или замену имеющихся элементов на другие аналогичные — гидролыж 2, крайних поплавков 3, самих балок 4, 5 и 6.

Изобретение позволяет в силу удачно выбранной конструкции улучшить ходовые качества полимарана, упростить его конструкцию и соответственно, повысить его надежность, Наличие и взаимное расположение элементов полимарана, гидролыж 2, поплавков 3, их положение относительно центрального корпуса 1 позволяет повысить безопасность. экипажа при самых

2002661 неблагоприятных для плавания условиях, при которых риск для жизни членов экипажа на всех судах иного типа, нежели на предлагаемом, гораздо выше. Это обеспечивается выбранной конструкцией данного полимарана, его компоновкой.

Формула изобретения

ПОЛИМАРАН, содержащий централь- 0 ный водоизмещающий корпус, выполненный с развалами бортов, расположенные по обе его стороны гидролыжи и крайние поплавки, соединенные между собой и центральным корпусом поперечными сьем- t 5 ными балками, пропущенными через центральный корпус и гидролыжи кроме крайних поплавков, надстройку нзд центральным корпусом, выполненным с вырезами для сообщения с ней, продольные 20 балки по краям крайних поплавков для установки весел и парусное вооружение, причем миделевы сечения всех корпусов совмещены в одной поперечной плоскости, отличающийся тем, что число съемных 25 поперечных балок полимарана равно трем, полимзрзн снабжен Л-образной мачтой, шарнирно установленной по обе стороны от центрального корпуса, подкрепленной подкосами к гидролыжами на центральной З0 сьемной поперечной мидель-балке и связанной с корпусами стоячим такелажем, имеющим вертикальный штаг крепления передней шкоторины грот-паруса и гика. З5 расположенный в плоскости Л-образной мачты и соединенный с ее шпорами растяжками, палубой, выполненной в виде решетчатого покрытия по обе стороны от центрального корпуса между ним и каждой из гидролыж на участках от носовой и кормовой съемных поперечных балок в сторону носа и кормы полимарана соответственно, и жестких настилов по обе стороны от центрального корпуса между ним и каждой из гидролыж от мидельбалки до носовой и кормовой сьемных поперечных балок, примыкающих к борту центрального корпуса, не доходя до бортов гидролыж, причем все зоны жестких 50 настилов поверх последних закрыты сеткой, релингами, выполненными в виде плоских силовых ферм, соединяющих центральный корпус и гидролыжи между собой по их носу и корме, а парусное вооружение полимарана выполнено Бермудского типа из трех косых парусов, установленных на Л-образной мачте, надДанная конструкция полимзрана получена экспериментальным путем по результатам многолетных испытаний многочислен н ых аналогов предлагаемого полимарана. стройка центрального корпуса в плане выполнена шириной. равной ширине центрального корпуса, палубы крайних поплавков расположены ниже уровня общей палубы, на уровне которой установлены надстройки крайних поплавков, днища крайних поплавков размещены выше днища центрального корпуса. но ниже гидролыж, надстройка которых, в свою очередь, размещена выше палуб центрального корпуса и крайних поплавков, но не выше нздстройки центрального корпуса, центральный корпус снабжен главным рулем, установленным в кормовой его части шарнирно на горизонтальном поперечном шарнире в рулевой коробке, соединенной с румпелем с возможностью перестановки и изменения угла наклона последнего относительно палубы полимарана, и выполненным выступающим за нижние обводы днища центрального корпуса, и леерными стойками по обоим внешним бортам крайних поплавков, установленными на продольных балках, при этом длина центрального корпуса превышает длину каждой из гидролыж, длина которых, в свою очередь, превышает длину крайних поплавков, снабженных килевыми балками по всей длине их днищ и швертами, установленными в швертовых колодцах со смещением к корме крайних поплавков от центральной их части с возможностью поворота в швертовых колодцах к корме в горизонтальное положение, при котором шверты не выступают за нижние обводы днища центрального корпуса, а корпусы крайних поплавков в сечении выполнены круглыми, ширина центрального корпуса в плане превышает ширину каждой из гидролыж в плане, в свою очередь, ширина которых превышает ширину каждого из крайних поплавков, причем в гидролыжах выполнены сидения для гребцов, сама гидролыжа в плане выполнена с прямоугольными кормой и носом, выполненными с многофункциональными контейнерами с люками, сечение ее нижней водоиэмещяющей части выполнено по форме полукруга, а ширина каждой из гидролыж превышает ее собственную высоту.

2002661

2002661

Составитель В. Бернадский

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор В. Петраш

Редактор

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035. Москв-, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Заказ 3209

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран Полимаран 

 

Похожие патенты:

Полимаран // 2002660

Полимаран // 2002659

Полимаран // 2002658
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании многокорпусных судов - полимараноа Сущность изобретения: полимаран имеет два водоизмещающих корпуса 1, две гидролыжи 2, соединенные с корпусами 1 двумя съемными поперечными балками 3 и 4

Изобретение относится к судостроению и может быть применено на судах народного потребления, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Изобретение относится к области судостроения и может быть применено на судах, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Изобретение относится к области судостроения и может быть применено на судах, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Судно // 1824806
Изобретение относится к области судостроения и касается обводов корпуса мелкосидящего быстроходного судна с системой днищевых воздушных каверн

Изобретение относится к способам движения тел в текучих, несжимаемых, изотропных средах с ближним порядком структурных элементов, в частности в водной среде

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх