Система предстартового разгона летательного аппарата

 

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

<ю) Rß (и) N02681 1 (I3 8@ ® (21) 5003268/23 .(22) 01.07.91 (46) 15.11.93 Бюл. Ne 41-42

{76) Пикуль Вадим Николаевич

{54) СИСТЕМА ПРЕДСТАРТОВОГО РАЗГОНА

ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (57) Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам для облегчения взлета ЛА

Положительный эффект состоит в повышении надежности старта ЛА путем уменьшения нагрузки на направляющие на участках большой. кривизны, а также защите их от воздействия струй ЛА, уменьшения опрокидывающего момента, действующего на тележку при движении flO трамплину. Это достигается тем, что в системе, содержащей катапультную тележку, разгонную горку и трамплин 7, тележка.выполнена в виде двух шарнирно соединенных секций 1,2. Система снабжена устройством торможения в виде натянутых секций 1Я. Система снабжена устройством торможения в виде натянутых лент 13. На задней секции 2 тележки установлен струеотражатепьный щиток 12. При движении тележки сначала скатываются с горки, а затем начинают скользить, что осуществляется специальной формой опорной поверхности направляющих 5, 6. 2 з.п. ф — ль 3 ил.

2002681

Изобретение относится к авиации, а име1н1о к наземным средствам для облегчения взлета ЛА, и может быть применено также в ракетной технике при старте ракет большей массь1, 5

Известно устройства для предстартового разгона ЛА, содержащее односекциониую.тележку с ложементом и узлом сцепления и автоматического расцепления с летательным аппаратом и опорной повер- "0 хиостью скольжения, Поверхность эта едина. I Орка сиабжеиа направляющими кэкдля

ОГ10 <2 Кс1ЧЕIIИЯ, таК И ПОД ОПОРНУIO nОВЕРХ

11ость сколь>кения, На начальном участке т1211йктории разгона тележо1 уровень на"

1112а "ля1ОIцих IIII_#_cQ у рави 11 поверхнОсти скольжения, а I a заключительном участке траектории разгона — вь1ше уровня направля1ощихдля Опор качения на величину, большую клипенсе опор качения. Между 20

11а1а21ьиым и заключительным учавтками имеется переходный участок с. переменным зна Ie)IIIeIn разности уровней направляю1цих для ка1ен11я и скольжения. Горка предусматривает вначале ускорен11ый спуск 25 . тележки вниз, потом разбег состава по горизонтальной прямой с подкл1очением реактиr2I- I.,õ двигателей ЛА и далее убыстр211ощееся еосхожде11ие тележки на .грамплии. На этом трамплине аппарат до- 30

С. Игав" ВЗЛЕтиай СКОРОСТИ За СЧЕТ СОВМЕСтнога действия .своих двигателей и движителей тележки, Торможение тележки обесг1ечивается путем воздействий как газов,Ix струй, о1 брасываемых ЛА, так и с по- ЭБ мощью собственных разгонных и тс2рмозных движителей. При этом разгон11ые.дви)кители должны обладать реверсом тяги, Недостаток устройства-прототипа со- 40 стоит в том, что прохождение его удлиненной односекциониой тележки по местам пути с увели,еиной кривизной в вертикальной плоскости Ie позволяет единой опорной поверхности скольжения плавно 45

В писы Реться в наг1 ра ел я ющие Горки, Б результате удельные нагрузки на направляющие при взлете, например, ракеты тяжелого класса достигнут весьма больших значений, что может привести к. разруше- 50 нию ледовых напрзвл21ющих

Положительный эффект при использовании изобретения заключается в повышении наде)кности старта ЛА путем уменьшения нагрузки на направляющие на участках большой кривизны, а также защиты их or воздействия струй ЛА, уменьшения опрокидь1вак)щего момента, действующего на тележку при движении по трамплину.

Для этого известная система предстартового разгона ЛА, содержащая катапультную тележку с опорными поверхностями скольжения и разъемными узлами крепления ЛА, разгонную и трамплинную горки с направляющими, опорная поверхность которых на начальном участке выполнена с возможностью взаимодействия с опорными поверхностями колес с плавным переходом к концу разгонного участка в поверхность, взаимодействующую с опорной поверхностью скольжения тележки, снабжена системой торможения тележки в виде гибких лент, закрепленных с натягом на катапульгHOA горке с возможнбстью взаимодействия с опорной поверхностью колес тележки, при этом тележка выполнена в вице двух шарнирно соединенных секций и снабжена струеотражател ьн ым LUHTKQM, размещенным в концевой части задней секции.

Кроме того, шарнирное соединение двух секций выполнено в виде колесной пары, идентичной другим колесным napaÿ тележки, при этом узлы крепления гибких лент размещены симметрично вдоль направляю-. щих в плоскостях вращения колес, длина лент между верхними и нижними узлами крепления больше длины передней секции тележки, а система торможения тележки дополнительно снабжена размещенными на ее передней секции реверсными двигателями, Для увеличения эффективности торможения нижние узлы крепления гибких лент размещены выше, а верхние узлы крепления — ниже опорных поверхностей колес, при этом верхние узлы крепления выполнены в аиде поворотных блоков, а охватывающие их шкивы ленты, поперечный профиль которых идентичен профилю опорной поверхности колеса, на свободном конце снабжены грузами, На фиг,1 показана трамплинная горка с тележкой на горизонтальной прямой, на фиг,2 — тележка и горка в поперечном р 1зрезе по шарнирной оси межсекционного. сцепления узла; на фиг,З вЂ” принципиальная схема взаимодействия тележки с ледовыми направляющими горки и с гибкими тормозными лентами, Двухсекционная тележка изображена в упрощенной — трехосновной компоновке, Она состоит из передней 1 и задней 2 секций, При этом ось 3 серединных опор качения — колес 4 является еще и единой осью шарниров межсекциоиного узла сцеплеНия.

Трамплинная горка имеет направляющие колес в виде рельсового пути 5 (см.фиг.1), с которым сопрягаются тележные опоры качения на начальном и переходном

2002681 участках спуска, и направляющие скольжения 6, Последние выполнены иэ термостатированного льда и контактируют с опорными поверхностями скольжения С1 и С2. принадлежащими тележке. Такими же направляю- 5 щими скольжения оснащен и трамплин 7.

Кроме опор тележка снабжена днищевыми гребнями 8 (фиг,2), Эти гребни при режиме скольжения заглублены в центральную дорожную борозду, что проложена 10 между параллельными поверхностями скольжения.

На передней секции тележки размещен

ЛА 9 с приподнятой носовой частью. На той же секции по бокам ракеты имеются мощ- 15 ные турбовинтовые двигатели 10, Их пропеллеры способны реверси;".г .тться. B помощь указанной реверснай тяге Сорт основной секции ocHQL ått твердатапливным реактивным движителем кратковременного 20 действия.

Задняя секция тележки сцеплена шарнирами 11 с упомянутой осыа серединных опор качения и снабжена струеатра>кательным щитком 12. Ега ширина (не показана) 25 не выходит за габарит-| pat:eTIIo!o миделя.

Гибкие тормозные ленты 13 расположены в плоскостях вращения колес. Ниж1гие узлы крепления лент закреплены на роликах 14 на высоте ht, Зта высота больше 30 уровня колесных гребней в данной точке пути.

Верхние узлы крепления лент перекинуты через шкивы 15 и находятся на урогие

lip, ката рыйл в аз вы ше н над трамплинам 35 меньше, нежели вершины опор качения в соответствующей точке подъема.

К концам лент подвешены грузы 16.

Нижние поверхности лент име1ат профиль ф. Зтат профиль воспроизводит канфигура- 40 цию образующей опор качения тележки, ваэма>кностыо взаимодействия с опорной поверхностью колес тележки, при э>ам тележка выполнена в виде двух шарнирна саедине1гных секций 11 снабжена стр>LOT" ражательным щиткам, разме1це11ным в концевой части задней секции, 50 2. Система па п,1, отличающаяся тем, ЧТО ШаРНИРНОЕ СОЕД1лНЕН1ЛЕ ДВУХ СЕКЦИ выполнено в виде кал,clto1; пары, it!! !ITtt t най другим колесным парам тележки. О1>. атом узлы крепления гибких лент раэмеща55 ны симметрично вдаль направляютц 1х в плоскостях вращения колес, длина J1F 1 между верхн1<ми tt н1лжнит;;11 y„ -. 1аt.;1. крс,ления больша длины передней секц1л: -глежки, а ct

Формула изобретения

1. СИCTEMA ПРЕДСТАРТОВОГО РАЗГОНА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая катапультную тележку с опорными поверхностями скольжения и разъемными узлами крепления летательного аппарата, разгонную и трамплинную горки с направляющими, опорная поверхность которых на начальном участке выполнена с вазможностью взаимодействия с опорными поверхностями колес с плавным переходом к концу разгонного участка в поверхность, взаимодействующую с onopèîé поверхностью скольжения тележки, отличающаяся тем, что она снабжена системой торможения тележки в виде гибких лент, закрепленных с натягом на катапультной горке с

Тележки, находясь наверху трамплинной горки (не показано), трогаются с места тягой пропеллеров двигателей 10 (фиг.2).

Разгоняясь во время спуска с горки сначала по рельсам 5 (фиг.1), тележка плавно переходит с режима качения на ежим скольжения. Центр массы состава снижается, При этом катапультная тележка наде>кно контактирует опорными поверхностями

С1 и Сг с криволинейными участками ледовых направляющих 6. При сходе на удлиненную гариэонтальну1о прямую производится эапускдвигателей первой ступени ЛА. Колеса обеих секций 1 и 2 продолжают при этом вращение и подобно маховикам снима1от некую долю работы по обеспечении поперечной „стайчтлвай тележк1,, Когда тележка, поднимаясь па трамплину 7, задает нужный угол и взлети> О с :apacTb ЛА, происходит рев:,pc1яг1л телажс. гных двигателей, вращающих воздушные в1плть1, ЛА освобождается ат ла>кемента и стартуа-т, при этом его струи тормозят хад тележки.

3 таму же саде йс1 вуат твердотопливный движитель 10, Тележка кратковременна оста на в t t188eTcsl t1,далее за Q I !!t хада 4 cGt I R

eT c трамплина, Баэвращен1ле катапульты на горку в исходное пола.кен11е на дас1игается с помощью фуникулера, В там случае, если адин из тармаэ1:ых движителей HQ сработает, тележка ираско1ив расчетную точку старТа, плавно заклинится опарами Kà«åttèë основной секц1л1л под ленты 13. Укаэанные гибхиа ленты синхронна охватывают,,"-р1ш 1-:ы колес. Груз,.

16 пр1л этом аднавпаменна припаднима1 ися посредствам шк. вав 15, (56) Авторское свидетельство СССР

К. 1784529, кл. В 64 F 1/02, 1990.

2002681

Составитель П. Снежко

Техред M.Морге нтал

Корректор А, Мотыль

Редактор Н. Федорова Тираж

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Подписное

Заказ 3210

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 на ее передней секции реверсными двигателями, 3, Система по п,2. отличающаяся тем, что нижние узлы крепления гибких лент размещены выше, а верхние узлы крепления - ниже опорных поверхностей колес, при этом верхние узлы крепления выполнены в виде поворотных блоков, а охватывающие их шкивы ленты, поперечный

5 профиль которых идентичен профилю опорной поверхности колеса, на свободном конце снабжены грузами.

Система предстартового разгона летательного аппарата Система предстартового разгона летательного аппарата Система предстартового разгона летательного аппарата Система предстартового разгона летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к посадке летательных аппаратов, и касается способа и системы посадки пилотируемого летательного аппарата на авианесущий корабль

Изобретение относится к области авиации , а именно к аэродромному оборудованию для торможения ЛА, и может быть использовано в конструкции аэрофинишера

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам посадки самолетов и наземным техническим средствам посадки самолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам аварийной посадки самолетов, и к самолетам с разгружающейся при аварийной посадке конструкцией шасси

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к наземному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов, и может быть использовано для аварийного торможения самолетов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления торможения, и предназначено для установки на маневренные летательные аппараты

Изобретение относится к области летательной техники, в частности к наземным системам для обслуживания летательных аппаратов, и касается способа и устройства для предстартового разгона летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к мобильным аэрофинишерам

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к наземному оборудованию для обслуживания летательный аппаратов, и касается устройства для аварийного торможения самолетов
Изобретение относится к авиационному транспорту и может быть использовано при разработке технологических способов аварийного торможения скоростных летательных аппаратов при их аварийной посадке

Изобретение относится к авиации и касается конструирования уловительных тележек для спасения самолетов в аварийных ситуациях

Изобретение относится к аэродромному оборудованию

Изобретение относится к аэродромному оборудованию

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для улавливания и плавного опускания на землю неисправных самолетов

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) с безаэродромной посадкой

Изобретение относится к аэродромным тормозным посадочным устройствам

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения, и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на посадочные полосы с ограниченными размерами, а также при запоздалом касании шасси посадочной полосы
Наверх