Устройство световой сигнализации торможения автомобиля

 

Использование: в устройствах сигнализации о торможении автомобиля. Сущность изобретения устройство содержит формирователь с двумя триггерами на транзисторах, датчик контроля подачи топлива с контактами, ключевой элемент, выполненный на транзисторах, реле, сигнальные лампы, связанные с источником питания через контакты датчика положения рычага переключения передач и переключатели. 2 злф-лы, 5 ил.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИИ..

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4904933/11 (22) 25.01.91 (46) 30.11.93 Бюл. Мя 43-44 (76) Смоленский Юрий Иванович (54) УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ (57) Использование: в устройствах сигнализации о торможении автомобиля. Сущность изобретения: (19) RU (11) 2ОО3521 Cl (51) 5 В 60 1 44 устройство содержит формирователь с двумя триггерами на транзисторах датчик контроля подачи топлива с контактами, ключевой элемент, выполненный на транзисторах, реле, сигнальные лампы, связанные с источником питания через контакты датчика положения рычага переключения передач и переключатели. 2 зпф-лы, 5 ил.

2003521

Подшипник, смазка и контакты изолированы от воздействия внешней среды (пыли, грязи, воды) колпаком 35. Он одевается на плату 29 и закрепляется лапками.

Входной вал 28 скрепляется с контролируемым органом, регулирующим подачу устанавливаемый враспор между рычагом переключения передач и его приводом.

На фиг, 1 представлена принципиальнэя схема устройства световой сигнализа- топлива в двигатель, или обрезиненным роИзобоетение относится к устройствам автоматики, преимущественно для автомобилестроения.

Известно устройство световой сигнализации торможения автомобиля, содержащее лампы стоп-сигнала, включенные в цепь их питания переключатель стоп-сигнала и реле.

Недостатком известного устройства является то, что при современных скоростях и плотности движения автотранспорта на дорогах, оно обеспечивает сигнализацию лишь о конечном этапе торможения — сжатии тормозных барабанов тормозными колодками. Между тем этому этапу торможения предшествуют еще три этапа торможения, в особенности на скользких дорогах: торможение двигателем на принудительном нехолостом ходу; на принудительном холостом ходу; на принудительном холостом ходу совместно с торможением ножным тормозом.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения более раннего оповещения о начале торможения автомобиля.

Поставленная цель достигается тем, что устройство световой сигнализации торможения автомобиля, содержащее лампы стоп-сигнала, включенные в цепь их питания переключэтель стоп-сигнала и реле, снабжено механически жестко связанным с указанным переключателем стоп-сигнала дополнительным переключателем стоп-сигнала, дополнительными лампами, стоп-сигнала, датчиком положения рычага переключения передачи, датчиком контроля подачи топлива в двигатель, связанным входом с его выходом формирователем сигнала и электронным ключевым элементом, через который формирователь сигналов выходом соединен с реле, контакты которого и связанные с ним контакты датчика положения рычага переключения передач и дополнительного переключателя стоп-сигнала включены в цепь питания дополнительных ламп стоп-сигнала, подключенных через указанные контакты параллельно лампам стоп-сигналов. Датчик контроля подачи топлива содержит подшипник качения, кольца которого связаны между собой вязкой пластической связкой, а формирователь сигнала выполнен на триггере с двумя устойчивыми состояниями. Датчик положения рычага переключения передач содержит шток, размещенный в корпусе и

50 ции торможения автомобиля; на фиг. 2— конструкция датчика контроля подачи топлива в двигатель; на фиг. 3 — вид сбоку, с вырывом датчика контроля подачи топлива в двигатель; на фиг. 4 — конструкция датчика положения рычага переключения передач; на фиг. 5 — установка датчика положения передач с возможностью взаимодействия с рычагом перемены передач.

Устройство содержит формирователь, включающий в себя триггер с двумя устойчивыми состояниями, выполненный на транзисторах 1 и 2, конденсаторах 3, 4, резисторах 5, 6, 7, 8, (связанный с ним датчик контроля подачи топлива с подвижным контактом 9 и неподвижными контактами 10, 11, электронный ключевой элемент, выполненный на транзисторах 13, резисторе t4, связанный с реле 15 с контактом 15.1, включенный в цепь питания сигнальных ламп 16, 17. Сигнальные лампы 18, 19, связанные с переключателем 20, переключатель 21, датчик 22 положения рычага переключения передач, диод 23, светодиод 24, резисторы 25, 26, 27.

Датчик контроля подачи топлива содержит входной вал 28 с надетой на него при скользящей посадке и смазке платой 29 и жестко закрепленным на валу внутренним кольцом 30 подшипника качения. Между кольцом 30 и внешним кольцом 31 подшипника заложена вязкая пластическая смазка типа "Молилат", выполненная на основе дисульфида молибдена, Между уступом вала

28, платой 29 и щечками подшипника установлены фетровые кольцевые прокладки 32 для предотвращения паразитных перемещений платы 29 в осевом направлении. На внешнем кольце 31 подшипника закреплен электрический подвижный контакт 9, Он электрически соединен мягким неупругим тонким проводом 33 с промежуточным контактом 34, установленным на диэлектрической плате 29, на которой установлены также на радиусах от оси вала 28 на некотором расстоянии друг от друга два упорных электрических контакта 10. Один из контактов выполнен в виде винта, который может ввинчиваться или вывинчиваться из стойки, а второй стоит неподвижно, так что расстояние между ними может по желанию меняться.

2003521

55 ликом для дизеля, или как в данном случае — цангой 36.

Датчик положения рычага переклн чения передач содержит шток 37 с пластмассовой рамой 38 и подвижными спаренными, изолированными от штока и между собой контактами 39 и 40. Эти контакты распираются распорной пружиной 40. Рама 38 вместе со штоком 37, контактами 39 и 40 и пружиной 41 досылается в крайнее положение силой упругости пружины 42. Сила упругости пружины 42 больше силы упругости пружины 41, так что она не только перемещает шток в крайнее левое положение, но и сжимая пружину 41, прижимает контакты 39 к неподвижным, упорным контактам 43 и 44.

При нажатии на шток 37 по стрелке "От рычага" до упора, в крайнее правое положение, контакты 40 упираются в неподвижные контакты 45 и 46 и прижимаются к ним пружиной 41, При положении штока 37 в некотором среднем положении спаренные контакты 39 и 40 не упираются ни в контакты 43 и 44, ни в контакты 45 и 46. В этом положении цепь а — б разомкнута, а при любом из крайних положений контактов 39 и

40 цепь а — б замкнута.

Корпус 47 переключателя закрепляется с помощью хомутика 48 на тяге 49 привода рычага 50 переключателя коробки перемены передач таким образом, чтобы при рычаге 50, поставленном в нейтральное положение, контакты 39 и 40 переключателя находились бы тоже в нейтральном (среднем) положении, не касаясь упорных контактов 43, 44, 45 и 46. При этом цепь а — б разомкнута. При такой установке корпуса

47 переключателя при включении рычага коробки переключения передач на первую, третью скорость и в положении назад контакты 40 упираются в неподвижные контакты 45 и 46 (цепь а — б замкнута), а при установке рычага перемены передач в положение второй и четвертой скоростей, подвижные контакты 39 усилием пружин 42 и

41 упираются в неподвижные контакты 38.

Цепь а — б тоже замкнута. Таким образом. при положении рычага 50 в нейтральном положении цепь а — б выключена, при положении рычага 50 на любой из скоростей цепь а-б включена.

Устройство работает следующим образом, При замыкании контакта 9 с упорным контактом 11 транзистор 2 закрывается, и напряжение на его коллекторе скачком возрастает до величины плюса источника питания, При этом транзистор 1, наоборот, скачком открывается, и напряжение на его коллекторе скачком п дэет до нуля - минуса

40 источника. Он тем самым поддерживает транзистор 2 в закрытом состоянии, После хотя бы кратковременного замыкания с упорным контактом, например 11, подвижный контакт 9 может отойти от упорного контакта, но состояние триггера при этом не изменится. Он как бы запомнит приказ, данный ему контактом 9, Установленное таким образом состояние триггера может продолжаться сколь-угодно времени, до тех пор, пока подвижный контакт 9 не упрется в противоположный контакт 10, При этом произойдет опрокидывание триггера: транзистор 1 закроется, а транзистор 2, наоборот, откроется, и нулевой потенциал его коллектора будет удерживать транзистор 1 в замкнутом состоянии. Такое состояние триггера тоже может продолжаться скольугодно времени, до тех пор, пока к контакту

9 снова не упрется в opHklA KQHTBKT 11, Таким образом, триггер будет опрокидываться в такт с замыканием подвижного контакта 9 с упорными контактами 10 или

11. В такт с этими опрокидывателями будет работать и ключ на транзисторах 12 и 13.

В коллекторную цепь ключа П4 включены реле — прерыватель PC — 491, диод Д—

КЛ209А и светодиод АЛ307Б.

Реле-прерыватель предназначен для ритмического прерывания цепи питания накала ламп стоп-сигнала Л1 и Л2 при торможении двигателем. Светодиод — для сигнализации водителю о работе ламп стопсигнала и выносится на переднюю панель перед водителем. Диод Д предназначен для устранения выбросов напряжения, возникающих в обмотке реле-прерывателя PM-491 при разрыве тока и устранения, тем самым. перенапряжения на транзисторе П4.

В случае, когда контакт 6 замкнется с упорным контактом 9, ключ 13 на ПЗ и П4 током s их базу откроется, и сопротивление между коллектором и эмиттером станет практически равным нулю, т.е, ключ как бы накоротко замкнется, и все напряжение питания бортовой сети поступит на реле-преобразователь PC — 491 и светодиод СД. При отпущенной педали акселератора контакты

9 и 10 окажутся замкнутыми, контакты 15.1 реле начнут ритмическое переключение.

Лампы стоп-сигнала l6 и 17 начали бы импульсно светиться, но выключенный переключатель датчика 22 положения рычага переключения передач этому помешает. Он стоит в нейтральном положении, а при этом переключатель датчика 22 положения рычага коробки переключения передач разомкнут, сигнальные лампы 16 и 17 стоп-сигнала не светятся.

2003521

При включении какой-либо из передачи, например, первой, третьей или заднего хода пока не будет нажата педаль акселератора, лампы 16 и 17 стоп-сигнала будут импульсно светиться, Это будет предупреждением сзади стоящему автомобилю о том, что впереди стоящий автомобиль начинает движение: при наличии сигнала заднего хода — назад, а при его отсутствии — вперед. Впрочем, если специально не задерживать педаль акселератора в ненажатом положении, возникнет один-два проблеска. При нажатии на педаль акселератора сигнал о торможении двигателем исчезает, и возникает лишь при каждом из последующих переключениях коробки передачи. именно в моменты, когда автомобиль будет терять скорость, сигнализируя об этом, При необходимости притормозить двигателем водитель немного приотпустит педаль акселератора. Двигатель переходит в режим принудительного HE холостого хода, Автомобиль, двигаясь по инерции, начнет терять скорость. При этом контакт 9 упрется в контакт 10, триггер формирователя опрокинется и выдаст сигнал на включение реле

15. Оно начнет ритмически переключаться, и его контакты 15,1 начнут импульсами подавать напряжение на лампы стоп-сигнала

16 и 17 о торможении. Возникнет сигнал о торможении двигателем. Торможение двигателем на принудительном нехолостом ходу может перейти в торможение двигателем на принудительном ХОЛОСТОМ ходу, т,е, в режиме. когда водитель полностью отпускает педаль акселератора (снимает с него ногу). При этом подвижный контакт 9 соединен с упорным контактом 10, реле 15 будет подавать сигнал, и поскольку рычаг 50 переключения передач будет находиться во включенном состоянии, переключатель датчика 22 положения рычага переключения передач будет замкнут, лампы стоп — сигнала будут продолжать подавать прерывистый сигнал о торможении двигателем, При нажатии на педаль тормоза при этом, т,е. при возникновении торможения и двигателем, и ножным тормозом, переключатели 21 и 20 переключатся в правое положение. Пульсирующие контакты 15.1 реле будут замкнуты

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ, содержащее лампы стоп-сигнала, включенные в цепь их питания переключатель стоп-сигнала и реле, отличающееся тем, что оно снабжено механически жестко свя5

45 перемычкой а — в, а на лампы 18 и 19 стоп— сигнала поступит напряжение бортовой сети. Все четыре лампы стоп — сигнала о торможении начнут светиться постоянным светом. Так будет продолжаться до тех пор, пока водитель не выключит сцепления. При этом рычаг переключения передач встанет в нейтральное положение, переключатель датчика 22 разомкнется, лампы стоп-сигнала 16 и 17 погаснут, но поскольку торможение ножным тормозом будет продолжаться, лампы 18 и 19 будут продолжать свое свечение, Как только водитель снимет ногу с тормозной педали, свечение ламп 18 и 19 тоже прекратится. Это будет свидетельствовать или о полной остановке автомобиля, или о его движении по инерции с выключенным сцеплением.

Понятно, что при каждом прекращении торможения двигателем и ножным тормозом перед каждым последующим набором скорости, водитель нажмет на педаль акселератора, подвижный контакт 9 упрется в упорный контакт 11, реле 15 выключится, его контакты 15.1 разомкнутся, переключатели 21 и 20 будут разомкнуты и лампы стоп-сигнала торможения автомобиля светиться не будут.

Таким образом, при наборе скорости и при равномерном движении все лампы стоп — сигнала не светятся. При каждом торможении двигателем на принудительном

HE холостом и принудительном ХОЛОСТ0М ходах, в том числе и при переключении передач. лампы стоп — сигнала загораясь, дают предупредительный прерывистый сигнал о торможении. При торможении одновременно и двигателем, и ножным тормозом все лампы стоп — сигнала 16, 17, 18 и 19, как верхние, так и нижние, светятся постоянным красным светом. При включении сцепления и при продолжении торможения ножным тормозом, светятся постоянным светом только нижние лампы стоп — сигнала. При снятии торможения все лампы. стоп — сигнала гаснут, чем и достигается поставленная цель, (56) Авторское свидетельство СССР

"ч 1473994, кл. В 60 Q 1/44, 1987. занным с указанным переключателем стоп-сигнала дополнительным переключателем стоп-сигнала. дополнительными лампами стоп-сигнала, датчиком положения рычага переключения передач, датчиком контроля подачи топлива в двигатель. связанным входом с его выходом форми

200 52

10 рователем сигнала и электронным ключевым элементом, через который формирователь сигналов выходом соединен с реле, контакты которого и связанные с ним контакты датчика положения рычага переключения передач и дополнительного переключателя стоп-сигнала включены в цепь питания дополнительных ламп стопсигнала, подключенных через указанные контакты параллельно первым лампам стоп-сигналов;

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что датчик контроля подачи топлива содержит подшипник качения, кольца которого связаны между собой вязкой пластической смазкой, а формирователь

5 сигнала выполнен на триггере с двумя устойчивыми состояниями.

3, Устройство по п.1, отличающееся тем, что датчик положения рычага переключения передач содержит шток, размещенный в корпусе и устанавливаемый враспор между рычагом переключения передач и его приводом.

2003521

Составитель Л, Резникова

Редактор Т. Павловская Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Л ЛивРи" ц

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3300

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство световой сигнализации торможения автомобиля Устройство световой сигнализации торможения автомобиля Устройство световой сигнализации торможения автомобиля Устройство световой сигнализации торможения автомобиля Устройство световой сигнализации торможения автомобиля Устройство световой сигнализации торможения автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сигнальным осветительным устройствам, предназначенным для подачи сигналов другим транспортным средствам, в частности к системам световой сигнализации торможения автомобиля

Изобретение относится к системам предупреждения столкновений и может быть использовано для обмена информацией в движущейся линейной цепи транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения

Изобретение относится к системам, предупреждающим о замедлении транспортного средства в потоке с высокой плотностью движения

Изобретение относится к светотехническим блокам, предназначенным для индикации, и может быть использовано в оборудовании транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, более конкретно к системам световой сигнализации транспортных средств при торможении

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности транспортных средств (ТС) с предупреждением угона, краж и столкновений

Изобретение относится к технике выявления изменения скорости транспортного средства
Наверх