Приводной вал

 

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: приводной вал выполнен в виде свернутой в рулон ленты, установленных на нем двух деталей, имеющих некруглые посадочные отверстия , и подшипников. Внутри вала установлен сердечник , имеющий профиль, соответствующий форме посадочного отверстия деталей. Детали фиксированы от осевого смещения переходом некруглой формы в круглую при неизменном его периметре. Для облегчения сборки сердечник может быть выполнен из сплава с высоким коэффициентом температурного расширения, или из сплава с памятью формы, а также составным. 2 зп.ф-лы, 5 ил.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

K ЛАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5006715/27 (22) 0910.91 (46) 30.11.93 Бюл Na 43-44 (76) Ермаков Юрий Михайлович; Ермаков Александр

Юрьевич (54) ПРИВОДНОЙ ВАЛ (57) Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: приводной вал выполнен в виде свернутой в рулон ленты, установленных на нем двух деталей, имеющих некруглые посадочные отверс(в) RU (и) 2003859 С1 (51) 1 11 тия, и подшипников. Внутри вала установлен сердечник, имеющий профиль, соответствующий форме посадочного отверстия деталей. Детали фиксированы от осевого смещения переходом некруглой формы в круглую при неизменном его периметре.

Для облегчения сборки сердечник может быть выполнен из сплава с высоким коэффициентом температурного расширения, или из сплава с памятью формы, а также составным. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

2003859

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения от одного механизма к другому, Известен приводной вал, выполненный в виде свернутой в рулон ленты, установленных на нем подшипников и детали с некруглыми посадочными отверстиями (1).

Данный вал является высокотехнологичным, но имеет относительно невысокую жесткость и небольшую плотность соединения с деталями.

В предлагаемом приводном валу установлен сердечник, имеющий профиль, соответствующий форме посадочных отверстий детали, и деталь фиксирована в осевом направлении изменением формы поперечного сечения вала при неизменном периметре.

На фиг. 1 изображен вал, продольный разрез по большой и малой осям некруглого сечения (разрез А-А на фиг, Z); на фиг, 2— поперечное сечение Б-Б на фиг, 1; на фиг, 3-5 — вариант исполнения сердечника в поперечном сечении Б-Б.

Приводной вал состоит из свернутой в рулон ленты 1, установленных на нем деталей, например зубчатых колес 2 и 3, имеющих некруглые отверстия, и подшипников 4, Внутрл вала установлен сердечник 5, профиль которого соответствует форме посадочного отверстия детали: овальный для эллиптического отверстия (фиг. 2), трех- или четырехлучевая звездочка для треугольного (фиг, 3, 5) или квадратного (фиг, 4) отверстия.

Сердечник имеет с обоих концов скошенные заборные участки для облегчения установки с натягом в отверстие вала. Длина сердечника без заборных участков соответствует суммарной ширине установленных на валу деталей 2 и 3.

Переход по длине вала от установленных на нем деталей к подшипникам сопровождается постепенным изменением поперечного сечения вала ат некруглого профиля, соответствующего посадочному отверстию детали, до круглого с диаметром отверстия подшипника d. Этим обеспечивается фиксирование осевого положения детали, что позволяет исключить прастановочные втулки между деталями и подшипниками. Жесткость осевой фиксации зависит ат длины переходного участка (расстояние от торца детали до подшипника) и величины перехода размеров некруглого и круглого отверстий.

В детали, имеющей эллиптическое отверстие с большой осью а и малой в, пере10

40 пад размеров вала относительно круглого отверстия подшипника равен Л=(б-Ь)/2 (см. фиг, 2).

Упругий переход круглого профиля вала в круглый вызывает предварительные напряжения, обеспечивающие упругий натяг подшипников при установке их в "распор" и исключает тепловые деформации и заклинивание подшипника.

Отсутствие жестких фиксирующих элементов позволяет осуществлять плавную регулировку осевого положения детали, что достигается последовательным смещением сердечника и детали вдоль вала при снятом подшипнике со стороны направления смещения, Выполнение сердечника из сплавов с высоким коэффициентом температурного расширения или из сплавов памяти — нитинолов облегчает тепловую сборку, регулировку осевого положения и разборку деталей.

Для упрощения конструкции многолучевых сердечников они выполняются сборными из пластин 6 и 7, имеющих пазы для фиксирования взаимного положения в отверстиях треугольной (фиг, 5) или квадратной формы (фиг, 4), Сборка вала or/ществляется следующим образам, На вал из свернутой в рулон ленты с одного конца устанавливается подшипник, а с другого надев,";ются детали 2 и

3 с некруглыми отверстиями. После установки деталей в заданное поло>кение с той же стороны вставляется сердечник 5. При необходимости может быть осуществлена осевая регулировка деталей, Затем устанавливается второй подшипник, Подшипники фиксируются в корпусе известным способом, например с помощью крышек (не чертеже не показаны).

Пример. Вал выполнен из свернутой в рулон ленты толщиной 0,1 мм, шириной

120 мм, длиной 3000 мм. При диаметре 40 мм вал имеет 32 витка (толщина — 3,2 мм).

Эллиптическое отверстие детали имеет от а=46 мм и в=34 мм, при этом перепад Л=(d-Ь)/2=3 мм. Ширина детали — двухвенцового блока зубчатых колес 40 мм. расстояние между подшипниками 100 мм. При отсутствии сердечника и эллиптической форме посадочного отверстия крутящий момент, передаваемый валом составляет 15 Н м, а с сердечником †2 Н м. (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 1326796. кл. Г 16 С 1/00, 1987.

2003859

Формула изобретения

1, ПРИВ04НОЙ ВАЛ, содержащий собственно вал, выполненный полым в виде свернутой в плоскую спираль упругой ленты, поверхности витков которой плотно .сопряжены между собой, жестко связанные с валом подшипниковые опоры и установленные на наружной поверхности приводные элементы с некруглыми Iloñàдочными отверстиями, отличающийся тем, что он снабжен сердечником, выполненным с профилем, соответствующим форме посадочного отверстия приводных элементов, и установленным в полости вала в месте расположения приводных элементов, причем детали зафиксированы от осевого смещения изменением формы поперечного сечения вала вдоль оси при неизменном его периметре, 2. Вал по п.1, отличающийся тем, что сердечник выполнен из сплава с высоким коэффициентом температурного расшире10 ния

3. Вал по пп.1 и 2, отличающийся тем, что сердечник выполнен составным из сопрягаемых пластин.

2003859

ЯгиЕ У

Составитель Ю,Ермаков

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н; Кешаля

Редактор

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Заказ 3317

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Приводной вал Приводной вал Приводной вал Приводной вал 

 

Похожие патенты:

Вал // 1754940

Изобретение относится к бумагоделательному машмност'роению и может быть использовано в челлюлозно-бумажной, текстильной и др

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях устройств, где требуется автоматическая балансировка вращающихся элементов типа валов, а также их балансировка в процессе изготовления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения от одного механизма к другому

Вал // 1657782
Изобретение относится к машине строению, а именно к конструкциям валов, обладающих диссипативными антивибрационными свойствами Цель изобретения повышение долговечности вала путем гашения высокочастотных колебаний

Изобретение относится к м.шиностроению и молет быть исполь -юпанп в других отраслинародного ства, где применяются гючпс вллы с закрепленными на них приводными элементами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов, снабженных длинными валами, на наружной поверхности которых устанавливаются рабочие органы, например, в центробежных насосах, турбинах и т.д

Шарнир // 2002134

Изобретение относится к области точного приборостроения, в частности к приборам с ротором на газовом подвесе, и может быть использовано при разработке прецизионных гироскопов
Наверх