Полюс ротора синхронной явнополюсной машины

 

Использование: электромашиностроение. Сущность изобретения: сердечник полюса имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды, основание которой находится вверху (от вала) и боковые грани образуют при вершине угол , две торцовые грани . Обмотка возбуждения насаживается на сердечник полюса без зазора между боковыми гранями и по торцовым граням закрепляется клиньями, которые образуют угол с нормалью к оси вращения В торцовых частях катушка имеет сквозные вентиляционт4 е канаты шириной 6.15 мм. Стенки и ось вентиляционного канала образуют с нормалью к оси вращения угол Э( 20°). 2 ил. .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4858040/07 (22) 07.08.90 (46) ЗОЛ1.93 Бюл. Йа 43-44 (71) Институт прикладной физики АН Молдовы (72) Фурсов С.П„Сафронов И.И„Гнусин Б.П.; Елисеев В.И„Ерин Вл,; Трещев Л.И. (73) Гнусин Борис Петрович (54) ПОЛЮС РОТОРА СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ (57) Использование: злектромашино строение.

Сущность изобретения: сердечник полюса имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды, осно(19) RRU U(11) 2004047 С1 (51) 5 Н02К3 Я

2 ванне которой находится вверху (от вала) и боковые грани образуют при вершине угол 2а>0, две торцовые грани а;-О. Обмотка возбуждения насаживается на сердечник полюса без зазора между боковыми гранями и по торцовым граням закрепляется клиньями, которые образуют угол с нормалью к оси вращения. В торцовых частях катушка имеет сквозные вентипяционяйе каналы шириной 6 15 мм.

Стенки и ось вентиляционного канала образуют с нормалью к оси вращения угол P(0

2004047

Изобретение относится к электротехнике, в частности к роторам синхронных явнополюсных электрических машин, с и 500 об/мин.

Известны конструкции полюса ротора явнополюсной синхронной электрической машины, содержащей ферромагнитный сердечник полюса с параллельными стенками (сплошного или шихтованного) с полюсным башмаком и демпферной обмоткой и обмоткой возбуждения, Существенным недостатком указанных исполнений полюса ротора является то, что между параллельными стенками полюса в виде параллелепипеда и обмоткой возбуждения полюса имеются воздушные зазоры между внутренней поверхностью катушки возбуждения и боковой поверхностью металла сердечника полюса, Воздушные прослойки ухудшают теплопередачу от обмотки возбуждения полюса к металлу сердечника, что приводит к перегреву обмотки возбуждения, увеличению ее сопротивления, увеличению потерь и ухудшению эксплуатационных характеристик, Известна конструкция полюса ротора синхронной явнополюсной электрической машины, у которой крайние верхние и нижние витки и выводы каждой катушки обмотки возбуждения выполнены с корпусной термореактивной изоляцией, по всему периметру сечения (1) .

Эта конструкция близка к заявляемому, но и в ней, хотя теплопередача от катушки возбуждения к полюсным башмакам и остову ротора по верхним и нижним частям увеличена, между внутренней поверхностью катушки возбуждения и боковыми стенками сердечника полюса, при его форме в виде прямоугольного параллелепипеда, также имеются воздушные зазоры, что ухудшает теплопроводность и теплоотдачу от внутренней поверхности обмотки возбуждения к металлу сердечника полюса, что приводит к перегреву, увеличению сопротивления обмотки возбуждения, увеличению потерь и ухудшению эксплуатационных характеристик машины, Известен полюс ротора четырехполюсной явнополюсной электрической машины (2), когда сердечник полюса имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды, основание которой находится вверху и две боковые грани образуют угол 90 . Однако в этой конструкции увеличен вылет лобовых частей, что увеличивает расход обмоточной меди и исключает теплопроводность от лобовых частей к металлу полюса.

Целью изобретения является уменьшение перегрева обмотки возбуждения, уменьшения потерь, улучшение эксплуатационных характеристик и надежности ротора синхронной явнополюсной машины. а следовательно, и всей электрической машины.

Цель достигается тем, что сердечник полюса имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды, основание которой находится вверху и две боковые грани образуют при вершине угол 2 а > О, две торцовые грани а = О, а обмотка возбуждения насаживается на сердечник полюса без зазора между боковыми гранями и по торцовым граням закрепляется клиньями, которые образуют угол Р с нормалью к оси вращения, Обмотка возбуждения имеет замоноличенную термореактивной изоляцией конструкцию, которая имеет по торцам радиальные вентиляционные каналы шириной

20 а, оси которых образуют с нормалью к оси вращения угол Р.

На фиг. 1 изображен поперечный разрез полюса; на фиг, 2 — продольный разрез

его торцовой части.

На фиг. 1 и 2 показаны сердечник полюса 1, на котором с помощью клиньев 2 закреплена надетая на сердечник полюса без зазора по боковым частям изолированная обмотка 3. Угол уклона полюса а лежит в пределах 0 < а < 20 . Оптимальное значение угла (x лежит в пределах 3...7 . Катушка возбуждения 3 закрепляется на сердечнике полюса по торцовым частям с помощью клиньев 2, которые фиксируются в нижней части. Иэ-за уклона полюса и катушки на угол Q катушка не может переместиться к полюсному башмаку из-за уклона сердечника полюса и катушки, катушка не может переместиться к валу из-за уклона клиньев и катушки (О (P <20 ), Оптимальное значение угла улежит в пределах 3....7 . При этом осевые составляющие скорости газа—

5....127 >, В торцовых частях катушка имеет сквозные вентиляционные каналы в радиальном направлении шириною а (а=6.„15 мм). Стенки и ось вентиляционного канала образуют с нормалью к оси вращения угол

/3, Обмотка 3 опирается на полюсный.башмак через прокладку 4. С помощью короткозамыкающего кольца 5 стержни демпферной обмотки 6 образуют короткозамкнутую обмотку.

Предлагаемое исполнение полюса ротора синхронной явнополюсной электрической машины позволяет уменьшить нагрев обмотки возбуждения эа счет лучшей теплопередачи с внутренней боковой поверхности катушки возбуждения к металлу полюса, зазор между катушкой возбуждения и ме2004047 таллом полюса по боковым частям сведен к минимуму (без воздушного зазора), что уменьшает тепловое сопротивление. При вращении ротора в торцовых частях обмотки возбуждения по каналам происходит интенсивное перемещение газовых охлаждающих масс, которые увеличивают теплоотдачу от нагретых проводников катушки, что существенно снижает температуру обмотки, а это уменьшает сопротивление обмотки, потери мощности в обмотке, увеличивает КПД, улучшает эксплуатационные характеристики и надежность синхронной явнополюсной электрической машины. Корпусная изоляция катушки возбуждения выбирается в зависимости от номинального напряжения возбуждения с учетом возможных перенапряжений в обмотках.

Изготовлен экспериментальный образец мельничного синхронного электродвигателя 4СДМ 215-26-24 мощностью 630 кВт

Формула изобретения

ПОЛЮС РОТОРА СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ, содержащий сердечник полюса, имеющего форму усеченной четырехгранной пирамиды, боковые грани которой образуют при вершине угол 2и > О, обмотку возбуждения, полюсный башмак с демпферной обмоткой, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик и уменьшения перегрева обмотки возбуждения, на напряжение 6 000 В с предлагаемой конструкцией полюсов ротора, В результате испытаний получены следующие результаты: снижены потери в обмотке возбуждения на

5 3,1 кВт; КПД электродвигателя увеличился на 0,46 и достиг 94,93ф„превышение температуры обмотки возбуждения составило

53 С; обмотки статора 64 С по классу изоляции статора и ротора "В"; моментные ха10 рактеристики соответствуют требованиям

ТУ 16.

Предлагаемая конструкция полюсов ротора синхронной явнополюсной электрической машины повышает технологичность

15 изготовления индуктора в целом, существенно влияет на эксплуатационные характеристики, (56) 1. Авторское свидетельство СССР

20 ЬВ 780100. кл. Н 02 К 3/18, 1978.

2, Патент Германии М 630697, кл, 21d

49, 1936. ротор снабжен клиньями для крепления катушки на сердечнике по ее торцевым граням, катушка выполнена замоноличен- ной термореактивной изоляцией с вентиляционными радиальными каналами в ней, при этом катушка установлена на сердечнике без зазора между двумя его боковыми гранями, а угол наклона клиньев и угол наклона вентиляционных каналов образу35 ют угол Р (О

2004047

Составитель С. Фурсов

Техред М.Моргентал Корректор С Шекмар

Редактор

Заказ 3327

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Полюс ротора синхронной явнополюсной машины Полюс ротора синхронной явнополюсной машины Полюс ротора синхронной явнополюсной машины Полюс ротора синхронной явнополюсной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам явнополюсных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в конструкциях крупных синхронных компенсаторов и других явнополюсных электрических машин с л / ., газовым охлаждением

Изобретение относится к области электромашиностроения , в частности к синхронным явнополюсным электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электрическим машинам с явновыраженными полюсами

Изобретение относится к электромашиностроению и касается магнитных систем электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно к статорам электрических машин постоянного и переменного тока, и может найти применение в коллекторных электродвигателях

Изобретение относится к области электромашистроения, а именно к конструкции ротора, преимущественно гидрогенераторов, а более конкретно к конструкции держателя междуполюсных соединений

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к особенностям конструктивного выполнения концевых дисков статоров коллекторных двигателей, в частности универсальных, и может быть использовано в бытовых приборах

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается электрических машин для электротранспорта

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники, касается вращающихся электрических машин, в частности герметичных, предназначенных для использования в пыльной среде или в среде, прямой контакт с которой для электромеханических компонентов электрической машины недопустим

Изобретение относится к каркасу катушки для установки на магнитном сердечнике для вращающейся электрической машины или к преобразователю и соответствующему магнитному сердечнику. Техническим результатом является фиксация каркасов катушек на зубцах магнитного сердечника и обеспечение надежной посадки с долговременной стабильностью в работе, при этом каркас катушки может скользить вдоль зубца с возможностью соединения/разъединения в радиальном направлении. Предложенный каркас катушки имеет гильзу (102) для нанесения обмотки, содержащую углубление (124) для приема зубца (116) магнитного сердечника (118), по меньшей мере, одно удерживающее ребро (114), которое образовано за одно целое с ней и взаимодействует с удерживающей конструкцией (120) магнитного сердечника (118), фиксирующей каркас катушки на зубце. Магнитный сердечник содержит множество тонких пластинок (136), изготавливаемых из листового металла, которые наслаиваются поверх друг друга плоскопараллельным образом и взаимодействуют так, что каждые две тонкие пластинки, которые располагаются поверх друг друга, поворачиваются на угол смещения относительно друг друга с целью создания удерживающей конструкции (120). 5 н. и 11 з.п. ф-лы, 31 ил.
Наверх