Способ получения арктического дизельного топлива

 

Сущность изобретения: арктическое дизельное топливо получают компаундированием либо керосиновой фракции с легким атмосферным газойлем в их соотношении 4:1 - 6:1 или со смесью легкого атмосферного газойля и остатка вторичной перегонки бензина в их массовом соотношении 15:3:1 - 16:4:1; либо смесь керосиновой фракции с легким атмосферным газойлем в их соотношении 4:1 - 6:1 с керосиновой фракцией в соотношении 2:1 - 3:1 или со смесью керосиновой фракции с остатком вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 13:4:1 - 15:6:1. 3 таба 1 ил.

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (19) RU (11) (51) 5 C10L1 08 (21) 5037994/04 (22) 17.04.92 (46) 15.1293 Бюл. Na 45-46 (71) Производственное обьединение "Ярославнефтеоргсинтез" (72) Шпунт М.и.; Овчинникова Т.Ф.; Заяшников Е.Н.;

Хвостенко Н.Н.; Мельман А.З.; Прокофьев В.П.; Евтушенко В.M. Крылов В.В.; Новиков В.Б.; Соломахина

Л.С.; Николаева В.Б.; Петровская З.П. (73) Производственное обьединение "Ярославнефтеоргсинтез" (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО

ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА (57) Сущность изобретения: арктическое дизельное топливо получают компаундированием либо керосиновой фракции с легким атмосферным газойлем в их соотношении 4:1 — 61 или со смесью легкого атмосферного газойпя и остатка вторичной перегонки бензина в их массовом соотношении 153:1—

16:4:1; либо смесь керосиновой фракции с легким атмосферным газойлем в их соотношении 4:l — 6:1 с керосиновой фракцией в соотношении 2:1 — 3:1 или со смесью керосиновой фракции с остатком вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 13:4:1 — 15:6:1. 3 табл„1 ил.

2004578

Изобретение относится к нефтепереработке и предназначено для получения дизел ьного топлива арктического.

Промышленное освоение районов

Крайнего Севера и Сибири предопределяет возрастающую потребность в низкозастывающих дизельных топливах. В настоящий период необходим массовый выпуск низкозастывающего дизельного топлива арктического, характеризующегося в соответствии с ГОСТ 305-82 следующими основными показателями качества: температура застывания — не выше минус 55 С, вязкость кинематическая при 20 C — не менее 1,5 мм/с2, температура вспышки в закрытом тигле — не ниже 30 С, содержание общей серы — не более 0,5 мас. . Топливо вышеуказанного качества обеспечивает удовлетворительную работу двигателей в жестких зимних климатических условиях.

Извсстен способ получения дизельного топлива арктического из нефтей нафтенового основания путем компаундирования прямогонной фракции дизельного топлива зимнего, прямогонной керосиновой фракции и присадки изопропилнитрат.

Недостатком данного способа являются дополнительные издержки производства, обусловленные применением присадки и ограниченностью ресурсов иэопропилнитрата, а также других заменяющих его и рисадок, сдерживая увеличение выработки дизельного топлива арктического. Недостатком данного способа является также ограниченность сырьевого ресурса.

Известны способы производства дизельного топлива арктического, предусматривающие совместное применение процессов первичной перегонки нефти, вторичной перегонки прямогонных дизельных дистиллатов, гидроочистки и депарафиниэации вторично выделенных дизельных фракций..

Недостаток этих способов состоит в применении вторичных процессов нефтепереработки — вторичной перегонки дизельных дистиллатов первичной перегонки нефти, их гидроочистки и депарафинизации, что существенно увеличивает себестоимость топлива и снижает ресурсы его производства. Кроме того, такие способы получения дизельного топлива арктического исключают возможность его производства на предприятиях, где отсутствуют свободные мощности вторичных процессов, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения дизельного топлива арктического путем выделения из Западносибирских нефтей нафтенового основания

5D

55 дистиллата с концом кипения не ыше 260 С и температурой вспышки не ниже 35 С.

Недостатком данного способаявляется ограниченность сырьевого ресурса — воэможность использования только Западносибирских нефтей нафтенового основания, Получение этим способом дистиллата с утяжеленным концом кипения по сравнению с концом кипения керосинового дистиллата приводит к снижению отбора светлых нефтепродуктов при первичной перегонке нефти. Кроме того, данный вариант производства дизельного топлива арктического требует значительного изменения технологического режима основной колонны атмосферной перегонки нефти при необходимости перевода ее на вариант работы с получением авиакеросина.

Перечисленные недостатки могут быть устранены путем перехода к предлагаемым ниже двум вариантам способа получения дизельного топлива арктического. (табл.1).

Целью изобретения является увеличение ресурса дизтоплива арктического при переработке различных нефтей при одновременном повышении эффективности работы технологического комплекса в целом в результате увеличения глубины переработки нефти, повышения отбора светлых нефтепродуктов и уменьшения потери нефти.

Поставленная цель достигается путем первичной перегонки нефти на бензиновые, керосиновый, легкие и тяжелые атмосферные гаэойлевые дистиллаты и дальнейшего компаундирования их в определенных соотношениях, Сущность первого варианта предлагаемого способа получения дизтоплива арктического закл ючается в следующем.

Получают путем первичной перегонки нефти бензиновые, керосиновый, легкий и тяжелый атмосферные газойлевые дистиллаты.

В качестве базового компонента целевого продукта используют керосиновый дистиллат.

Компаундируют базовый компонент(керосиновый дистиллат) с дополнительным компонентом — легким газойлевым дистиллатом в соотношении 4:1 — 6:1, либо компаундируют базовый компонент (керосиновый дистиллат) с двумя дополнительными компонентами — легким атмосферным газойлем и остатком вторичной перегонки бензина в соотношении (15:3:1) — (16:4:1).

Полученный этим способом целевой продукт удовлетворяет требованиям ГОСТ

305-82 на дизтопливо арктическое (табл.2).

Второй вариант предлагаемого способа целесообразно использовать при необходимости параллельного производства диэель2004578 ного топлива арктичесокго и дизельного топлива зимнего, Сущность второго варианта способа получения дизельного топлива арктического заключается в следующем, Получают путем первичной перегонки нефти бензиновые, керосиновый, легкий и тяжелый атмосферные газойлевые дистиллаты.

Получают единый базовый компонент дизельных топлив арктического и зимнего путем компаундирования керосинового дистиллата и легкого атмосферного газойлевого дистиллата в соотношении (2:1)— (4:1), Компаундируют полученный базовый компонент с дополнительным компонентом— керосиновым дистиллатом в соотношении (2:1) — (3:1), либо: компаундируют полученный базовый компонент с двумя дополнительными компонентами — керосиновым дистиллатом и остатком вторичной перегонки бензина в соотношении (13:4:1) — (15:6:1).

Полученный продукт по второму варианту предлагаемого способа целевой продукт также удовлетворяет требованиям

ГОСТ 305 — 82 (табл,2).

При сравнении предлагаемого способа с прототипом выявлено что заявляемое техническое решение обладает отличительными от прототипа .признаками. При ознакомлении авторов и заявителя с уровнем техники не удалось выявить установленную взаимосвязь между новой совокупностью признаков и достигаемым результатом. Поэтому был сделан вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию "новизна".

Реализация описанной совокупности признаков позволяет осуществить поставленную цель — увеличить ресурс целевого продукта и одновременно повысить эффективность работы технологического комплекса в целом. На основании этого можно сделать вывод о неочевидности для специалиста данного технического решения.

Степень раскрытия совокупности существенных признаков позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию

"промышленная применимость", Заявляемое изобретение поясняется чертежом.

Пример 1. Обессоленную смесь сернистых Восточных нефтей или смесь сернистых Восточных и Ухтинских нефтей подвергают первичной перегонке с выделением бензинового (-ых), керосинового, легкого и тяжелого атмосферных газойлевых дистиллатов (соответственно фракций НК180 С, или НК-120 С и 110-180"С, 140—

240 С, 180-300 С, 280-360 С).

Базовый компонент — керосиновый дистиллат (фракцию 140-240 С) — компаундируют с легким атмосферным газойлем (фракцией 180 — 300 С) в соотношении 3: l. В результате получают продукт, удовлетворяющий требоваям ГОСТ 305 — 82 на дизельное топливо арктическое, Пример 2, Базовый компонент— керосиновый дистиллат (фракцию 140240 С) и дополнительный компонент — легкий атмосферный гаэойль (фракцию

180-300 С вЂ” получают аналогично тому, как это описано в примере 1. Названные базовый и дополнительный компоненты компаундируют в соотношении 6:1. В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305 — 82 на дизельное топливо арктическое.

Пример 3. Обессоленную смесь сернистых Восточных нефтей или смесь сернистых Восточных и Ухтинских нефтей подвергают первичной перегонке с выделением бензинового (-ых), керосинового и легкого и тяжелого газойлевых дистиллатов (соответственно фракций НК-180 С, или НК120 С и 110 — 180 С, 140 — 240 С. 180 — 300 С, 290-360 С). Бензиновую фракцию НК180 С подвергают вторичной перегонке с целью получения сырья для риформирования на ароматику. Образующийся при этом остаток вторичной перегонки фракции НК180 С (фракция 100 — 180 С) используют в дальнейшем для производства дизельного топлива арктического.

Базовый компонент- керосиновый дистиллат (фракцию 140-240 С) — компаундируют с легким газойлевым дистиллатом (фракцией 180-300 С) и остатком вторичной перегонки широкой бензиновой фракции

НК вЂ” 185 С в соотношении 15:3:1, В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305 — 82 на дизельное топливо арктическое, Пример 4. Базовый компонент— керосиновый дистиллат (фракцию 140240 С) и дополнительные компоненты — легкий газойлевый дистиллат (фракцию

180 — 300 С) и остаток вторичной перегонки бензина (фракцию 100 — 190 С) получают аналогично тому, как это описано в примере

3, Названные базовый и дополнительные компоненты компаундируют в соотношении

15. 4: l.

В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305-82 на дизельное топливо арктическое.

Пример 5. Базовый компоненткеросиновый дистиллат (фракцию 140240 C) и дополнительные компоненты — лвгкий газойлевый дистиллат (фракция

2004578 арктическое, 180 — 300 С) и остаток вторичной перегонки бензина (фракция 100 — 190 С) получают аналогично тому, как это описано в примере 3.

Названный базовый и дополнительные компоненты компаундируют в соотношении

16:3:1.

В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305-82 на дизельное топливо арктическое, Пример 6, Базовый компонент— керосиновый дистиллат (фракцию 140240 С) и дополнительные компоненты легкий газойлевый дистиллат (фракцию

180 — 300 С) и остаток вторичной перегонки . бензина (фракцию 100-190 С) получают аналогично тому, как это описано в примере 3.

Названные базовый и дополнительные компоненты компаундируют в соотношении

16:4:1.

В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305 — 82 на дизельное топливо арктическое.

Пример 7. Обессоленную смесь сернистых Восточных или смесь сернистых Восточных и Ухтинских нефтей подвергают первичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 1.

Базовый компонент целевого продукта получают компаундированием керосинового дистиллата (фракции 140 — 240 С) и легкого атмосферного газойля (фракции

180-360 С) в соотношении 3:1.

Полученный таким образом базовый компонент целевого продукта компаундируют с дополнительным компонентом — керосиновым дистиллатом (фракцией

140-240 С) — в соотношении 2:1. В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305 — 82 на дизельное топливо арктическое.

Пример 8, Обессоленную смесь сернистых Восточных или смесь сернистых Восточных. и Ухтинских нефтей подвергают первичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 1, Базовый компонент целевого продукта получают аналогично тому, как это описано в примере 7, Полученный таким образом базовый . компонент целевого продукта компаундируют с дополнительными компонентами — херосиновым дистиллатом (фракцией

140 — 240 С) — соотношении 3:1, В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305-82 на дизельное топливо арктическое.

Пример 9. Обессоленную смесь сернистых Восточных нефтей или смесь сернистых Восточных и Ухтинских нефтей

50 подвергают первичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 1.

Полученную при этом широкую бензиновую фракцию подвергают вторичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 3.

Базовый компонент целевого продукта получают аналогично тому, как это описано в примере 7. Затем его компаундируют с дополнительными компонентами — фракцией 140-240 С вЂ” керосиновым дистиллатом, вырабатываемым при первичной перегонке обессоленной смеси нефтей и остатком вторичной перегонки бензина— фракцией .100-180 С в соотношении 13;4:1.

В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305-82 на дизельное топливо арктическое.

Пример 10. Обессоленную смесь сернистых Восточных нефтей или смесь сернистых Восточных и Ухтинских нефтей подвергают первичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 1.

Полученную при этом широкую бензиновую фракцию подвергают вторичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 3.

Базовый компонент целевого продукта получают аналогично тому, как это описано в примере 7. Его компаундируют с дополнительными компонентами — керосиновым дистиллатом (фракцией 140 — 240 С), вырабатываемым при первичной перегонке обессоленной смеси нефтей и остатком вторичной перегонки бензина (фракцией 100180 С) в соотношении 13, 6:1, В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305 — 82 на дизельное топливо арктическое.

Пример 11. Обессоленную смесь сернистых Восточных нефтей или смесь сернистых Восточных и Ухтинских нефтей подвергают первичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 1.

Полученную при этом широкую бензиновую фракцию подвергают вторичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 3.

Базовый компонент целевого продукта получают аналогично тому, как это описано в примере 7, Последний компаундируют с дополнительными компонентами — керосиновым дистиллатом (фракцией 140 — 240 С), вырабатываемым при первичной перегонке обессоленной смеси нефтей и остатком вторичной перегонки бензина (фракцией t00180 С) в соотношении 15:4;1. В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305-82 на дизельное топливо

2004578 ричной перегонки бензина (фракцией 100—

180 С) в соотношении 15:6:1. В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305 — 82 на дизельное топливо

5 арктическое.

Отбор целевого продукта на нефть в приведенных выше примерах для рассмотренных смесей сернистых Восточных нефтей и смесей сернистых Восточных и

10 Ухтинских нефтей составляет 11Я,.

Пример 12. Обессоленную смесь сернистых Восточных нефтей или смесь сернистых Восточных и Ухтинских нефтей подвергают первичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 1.

Полученную при этом широкую бензиновую фракцию подвергают вторичной перегонке аналогично тому, как это описано в примере 3.

Базовый компонент целевого продукта получают аналогично тому, как это описано в примере 7.

Последний компаундируют с дополнительными компонентами — керосиновым дистиллатом (фракцией 140 — 240 C), вырабатываемым при первичной перегонке обессоленной смеси нефтей и остатком вто(56) Химия и технология топлив и масел.

М 5, 1970, с. 12.

Технология получения дизельного топ15 лива арктического, Уфимский нефтеперерабатывающий завод им, XXll съезда КПСС, 1986.

Таблица 1

Способы получения дизельного топлива арктического

Прототип

Ва ианты п е лагаемого способа вто ой способ пе вый способ

1 Первичная перегонка нефти с получением бензиновоro/-ых/, керосинового, атмосферного/-ых/ газойлевого/-ых/ дистиллатов, 2 Целевой продукт получают компаундированием базового компонента-керосинового дистиллата и дополнительного/-ых/ компонентов: а/ керосиновый дистиллат компаундируют с легким атмосферным газойлем либо б/ с легким атмосферным газойлем и остатком вторичной перегонки бензина. с дополнительними компоПервичная перегонка нефти с получением бензинового дистиллата, дистиллата дизельного топлива арктического, дистиллата атмосферного газойля.

1. Первичная перегонка нефти с получением бензинового/-ых/, керосинового и атмосферного/-.ых/ дистиллатов.

2. Целевой продукт получают компаундированием базового компонента и дополнительных компонентов, причем базовый компонент получают компаундированием керосинового и легкого газойлевого дистиллатов.

3. Производят компаундирование базового компонента нентами: а/ с керосиновым дистиллатом, либо б/ с керосиновым дистиллатом и остатком вторичной пе егонки бензина.

2004578

Продолжение табл. 1

Ва ианты и е лагаемого способа

Прототип вто ой способ пе вый способ

4, Применим при перера4, Применим при переработке Западно-сибирских нефтей нафтенового основаботке различных нефтей. ния.

5. Отбор целевого продукта на нефть составляет 5,6 ных и Ухтинских нефтей составляет 11 %, ставляет 11 .

6, Обеспечивает выработку базового компонента едичоro для параллельного производства дизтоплива арктического и дизтоплива зимнего.

Таблица 2

Примеры компаундирования дизельного топлива арктического по первому варианту

/базовый компонент-керосиновый дистиллат/.

Основные показатели качества по

ГОСТ 305-82

При- Дополнительные компо- Соотномер ненты

Темпе- Температура ратура застыва- вспышСодер- Цетаножэние вое чисобщей ло, не ки ОС не ниния, С, не выменее серы.

%, не

45 ше -55 же 30 выше при

20 С. мм /с, 0,2

1,5-4,0

-57

4;1

0,19

46

1,8

6;1

-58

0,18

1,7

0,16 45

-60

15: 3: 1

Легкий атмосферный газойль

То же

Легкий атмосферный газойль и остаток вторичной перегонки бензина

4. Применим при переработке различных нефтей.

5. Отбор целевого продукта на нефть для рассмотренных смесей сернистых Восточных нефтей и смесей сернистых Восточшение базового и дополнительных компонентов

5, Отбор целевого продукта на нефть для рассмотренных смесей сернистых Восточных нефтей и смесей сернистых Восточных и Ухтинских нефтей соВязкость кинематическая, 2004578

Продолжение табл. 2

Основные показатели качества по

ГОСТ 305-82

Соотношение

При- Дополнительные компоненты мер

Цетановое число, не менее

Содержание общей

Вязкость

Температура базового p до- ратура полнивспыш- кинемасеры,, не тичетельных не ни- ская, 45 компонентов при

200С, мм /с, же 30 выше

0,2

1,5-4,0

0,17

1.6

15:4: 1

16:3: 1

16;4:1

-58

37

34

То же

То же

То же

5

0,14

1,5

-59

0,15

1,6

-60

Таблица 3

Примеры компаундирования дизельного .топлива арктического по второму варианту

/базовый компонент — смесь керосинового и легкого газойлевого дистиллата. взятых в соотношении 3: 1/, Основные показатели качества по

ГОСТ 305-82

Дополнительные компоненты

Пример

Содер- Цетаножание вое чисТемпе-общей ло, не менее серы, ф. не выше при

200С, мм /с, 0.2 тов

1,5-4,0. 0,19

1,8

-56

39

2:1

3:1

0.20

1,9

-55

0,18

1,6

13:4: 1

13: 6: 1

15:4: 1

15: 6: 1

32

39

-59

0,15

1,5

-61

11

0.18

1,7

-59

0,14

1,6

-59

Керосиновый дистиллат

То же

Керосиновый дистиллат и остаток вторичной перегонки бензина

То же

Соотношение баэового и дополнительного компоненТемпература застыванияя, С, не выше -55 ратура вспышоС, не ниже 30

Вязкость кинематическая, 2004578

Формула изобретения бенин

uk Л"

Составитель Л.Иванова

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор M.Ïåòðîâà

Заказ 3379

Тираж !! одписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5 роизводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгоро, .Г, 10 жгород, ул. агарина, 101

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, включающий первичную перегонку нефти с отделением бензиновой, керосиновой фракции, легкого и тяжелого атмосферного газойля, компаундирование фракций, отличающийся тем, что компаундированию подвергают либо керосиновую фракцию с легким атмосферным газойлем в их массовом соотношении

4 - 6:1 или со смесью легкого атмосферно го газойля и остатка вторичной перегонки бензина в их массовом соотношении 15: 3

: 1 - 16; 4: 1, либо смесь керосиновой фракции с легким атмосферным газойлем в . их массовом соотношении 2 - 4: 1 с керосиновой фракцией в массовом соотношении 2 - 3: 1 или со смесью керосиновой

10фракции с остатком вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 13: 4: 1

-15: 6: 1. с

Способ получения арктического дизельного топлива Способ получения арктического дизельного топлива Способ получения арктического дизельного топлива Способ получения арктического дизельного топлива Способ получения арктического дизельного топлива Способ получения арктического дизельного топлива Способ получения арктического дизельного топлива Способ получения арктического дизельного топлива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к композициям высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторного топлива

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число и пригодному в качестве дизельного топлива или в качестве компонента смешанного дизельного топлива, а также к способу получения этого дистиллята

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число, который можно использовать в качестве дизельного топлива или компонента смеси для него, а также к процессу получения этого дистиллята
Изобретение относится к переработке газового конденсата и получения моторных топлив, в частности, дизельного топлива

Изобретение относится к способу получения экологически чистого арктического дизельного топлива из продуктов прямой перегонки нефти и процессов глубокого гидрирования и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам получения топлива для судовых двигателей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Наверх