Способ приработки зубчатых пар

 

Изобретение относится к области финишной обработки деталей, а именно к приработке зубчатых пар на установках по схеме замкнутого контура, составленного из элементов зубчатой с инструментами , с использованием электроммпупьскых, электроэрозионных и подобных методов обработки. Сущность изобретения заключается в учете кинематических условий зацепления в процессе приработки зубчатых пар. Частота следования импульсов технологического тока моделируется пропорционально скорости перемещения точек контакта зуба инструмента с профилем зуба прирабатываемого элемента пары, а величина технологического тока задается в соответствии с требуемой интенсивностью износа в каждой контактной точке эвольвентньгх профилей зубьев, определяемых по приведенным зависимостям. 4 ил.

Комитет Российской Федерации но натентам н товарным знакам (i ) RÖ пц (51) 823F19 02 323 Н1 02 (21) 5022411/08 (22) 14.01.92 (46) 30.12.93 Ьюл Na 47-48 (75) Беляев А.И„ Сирицын А.И„Михайлов ГИ„ Сирицын ДА (73) Сирицын Алексей Иванович (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ ПАР (57) Изобретение относится к области финишной обработки деталей, а именно к приработке зубчатых пар на установках по схеме замкнутого контура, составленного из элементов зубчатой пары с инструментами, с использованием электроимпульсных, г электроэрозионных и подобных методов обработки

Сущность изобретения заключается в учете кинематических условий зацепления в процессе приработки зубчатых пар, Частота следования импульсов технологического тока моделируется пропорционально скорости перемещения точек контакта зуба инструмента с профилем зуба прирабатываемого элемента пары, а величина технологического тока задается в соответствии с требуемой интенсивностью износа в каждой контактной точке эволь. вентных профилей зубьев, определяемых по приведенным зависимостям 4 ил..

"..005014

35 тельно обработанное зубчатое колесо 3, за45 цепляемое с размещенным на валу 2

Фзобретение относится к финишной об— работке зубчатых колес и может быть использовано для приработки шестерни и

KofIBc8 на установках по cxGM8 замкнутого контура, составленного из элементов зубчатой и аоы с инструмента14и, с использованиGM электроимпульсных,.злектроэрозионных и подобных методов обработки.

Наиболее близким по технической сущности является способ злектроэрозионной приработки сопрягаемых деталей на примере зубчатых колес с применением в качестве инструмента — катода парных элементов, заключа ощийся в изменении полярности технологического тока. Время работы «а прямой и обратной полярности определяют из зависимости, включающей время приработки, передаточное отношение и относительный объемный износ, определяемый выбранным режимом источника тока.

Недостатком указанного способа является то, что он не учитывает особенностей износа в зубчатой паре, который в большой мере зависит от кинематических условий зацепления, определяемых скоростью скольжения точки контакта зубьев шестерни и колеса с учетом зон одно- и двухпарного зацепления. По указанному способу приработка сог рягаемых поверхностей приведет

;; иск:: жен,ю контактирующих эвольвентных поверхностей зубьев шестерни и колеc8, ITG o 0 TcÉ на снижении Toчности и качестве Г1рирабатываемой зубчатой паоы ; а акже сопрягаемости зубьев шестерни и колеса.

Цель изобретения — повышение точности и качества приработки посредствам учета зон одно- и двухпарного зацепления HB

Всех стадиях пpI! работки в условиях замкну

ТОГО контура, ОбразованноГО элементами зубчатой пары с инструментами, указанная цель достигается тем, что при приработке зубчатых пар с использованием электрозрозионного износа с применением в качестве инструмента-катода парных элементов с изменением полярности и времени действия технологического тока в соответствии с передаточным отношением и величиной износа при заданных режимах технологического тока частоту следования импульсов технологического тока моделируют пропорционально скорости перемощения точек контакта зуба инструмента с профилем зуба прирабатываемого элемента пары, а величину технологическоГО тока задают в соответствии с требуемой интенсивностью износа согласно приведенным зависимостям

30 й=К е С1ГО <= К в coI (о+1)/О р1; =К Мг= Кр в Oe (I.+1)/р2, при =1 Кс "и при 1 « 2<Ô =2 где С1, С2 — удельная скорость скольжения контактной точки соответственно для шестерни и колеса; в1 и са — угловые скорости шестерни и колеса; в — текущая координата точки контакта от полюса зацепления; .

u — передаточное отношение прирабатываемой зубчатой пары; р1 и p2 — текущие значения радиусов кривизны эвольвентного профиля соответственно для шестерни и колеса;

К g — коэффициент, учитывающий перекрытие в передаче, Применение предложенного способа обеспечит равномерный съем металла с прирабатываемых эвольвентных профилей зубьев шестерни и колеса от вершины до впадины и решит задачу повышения точности и качества приработки, На фиг, 1 представлена принципиальная схема установки, на которой реализуется предлагаемый способ; на фиг. 2 показана картина требуемой интенсивности износа эвольвентных профилей зубчатой пары; на фиг. 3 изображены абсолютная скорость перемещения контактной точки в активной части звольвентного профиля шестерни и величина технологического, тока в одно- и двухпарной зоне зацепления; на фиг, 4 — то же; для колеса.

На приводном 1 и ведомом 2 валах установлены две пары зубчатых колес с одинаковыми параметрами зацепления на одном валу (см, фиr. 1). С левой стороны на валу 1 расположено прирабатываемое предварикатодом-инструментом шестерней 4, а с правой стороны на валу 2 — прирабатываемая, предварительно обработанная, шестерня 5, зацепляемая с размещенным на валу 1 катодом-инструментом колесом 6, Вал 2 выполнен в виде торсиона с нагружателем 7. Привод осуществляется от электродвигателя постоянного тока 8 через клиноременную передачу 9 на вал 1. 8алы 1 и 2 электроизолированы от корпуса установки и от зубчатых колес 3 — 6. Через токосьемные кольца на валах 1 и 2 в зону зацепления прирабатываемых колес 4 ч 6 От генераторов 10 и 11 подаются электрические сигналы, частота следования (плотность

005014 в1 и со2 -- угловые скорости шестерни и колеса; в — текущая координата точки контакта от полюса зацепления;

5 u — передаточное отношение прирабатываемой зубчатой пары; р1 и рг — текущие значения радиусов кривизны эвольвентного профиля соответственно для шестерни и колеса;

10 К вЂ” коэффициент, учитывающий перекрытие в передаче.

На фиг. 2 представлена картина интенсивности износа зуба шестерни 5 и колеса

3, где"кривая 14 показывает интенсивность износа !!Ожки до полюса Р и головки зуба шестерни (при подводе технологического тока к . атоду 6); кривая 15 — интенсивность износа головки до полюса Р и ножки зуба колеса) при подводе технологического тока к катоду 4), Кривые 14 и 15 построены для замкнутого контура. образуемого прирабатываемой тяговой зубчатой парой с параметрами:шестерня л1=28; колесо zz=121, модуль m=7 мм, имеющими угловые скорости соответственно в1=52,3 с и rr>2=12,1 с с передаточным отношением u=52,3/12,1=4.3.

Форм= зуба арочная, вращение шестерни по часовой стрелке.

Задавая значения в 1! рассчитывая р! и

30 р2 для шестеони и колеса, можно получить конкретные значения С1, С2 и Л1, A.

Ниже приведены некоторь.е их значения при условии однопарного зацепления

3,5

174,8

10,3

0,89

2384,88

2,55

8,5

169 9

3,53

0,798

412,2

" "8

33,5

144 8

0

5

28,5

149,8

0 2»

0,179

48,8

0,496

15.

18,5

159,8

0,91

0,499

150,4

:1,39

32,5

0,037

0 03 о"

0,302

-1

С2

/ц+

Л2 *

A 102

Л1 — интенсивность износа ножки шестерн

Й** то ее, Головки колеса, Аналогично определяется износнзя картина для голов:и шесте ни и ножки колеса, 35

Кривые 16 и 17 Отра>ка!От изменение плотности техноло! ического тока !т Вдоль ак" тив.-юй части звольвентного профиля зацепления соответстве! Гно для колес 5 и 6,3 и 4.

С y«eTov, ao; Одно- и qayxnapHoi 40 зацепления в соогве-ствии с величиной

cKopor, Tè перемещения тОчки контакта

VT для шестерни 5, показанной на прямой 1!8 (см, фиг. 3), и для колеса — на прямой 19 (см. фиг. 4), xaf>aêòåð, Величина и 45 частпта! следования им пул ьсов технолОГиче технологи !еского тока) которых моделируется управляющим блоком 12 на основе информации датчика положения 13, располо>кенного на валу 1 и показывающего фазу расположения зубЬев зацепляющихся колес (начало зацепления — НЗ и конец зацепления — КЗ в активной части эвольвентных профйлей шестерни и колеса на фиг. 3 и 4). Под действием электрического импульсного разряда на контактируемых прирабатываемых поверхностях колеса 3 и шестерни 5 образуются лунки, число которых зависит от частоты следования импульсов, а параметры . ероховатости — от мощности разряда.

Нагружение В замкнутом контуре осуществляется От нагружателя 7, выполненно-o в виде пневмо- или гидроцилиндра.

Требуемая интенсивность износа в каждой точке контакта эвольвентных профилей прирабатываемых шестерни 5 и колеса 3, определяется соответственно для шестерни и колеса эависимостямР!:

А=К С1 ю1=-К g в rl>1 (u+1)u а1;

"<)=:Kд С2 о>2=-K, a а2 (u+1)/p2;

l1r;è Я =1 <. - = и при ": < Я «- 2; . p =2, де и 2 уj:,Di"*ьные ol(o ест!.-: скольжения TU !ки конта;;та соответственно для

1,lecTepl- и к01eca: скОГО Т0КВ !т ВдОль активной части эвольвентного профиля от на-:ала зацепления (н.з.) и до конца зацепления (к.з.) представлены графиками (фиг. 3 и 4). Например, в зоне контакта с параметрами: В=5 мм, р1=28,5 мм; р2=149,8 мм величина технологического тока составит !T=5...6 А, а частота следования электрических импульсов с учетом К р. =2 будет равна 12... I5 кгц.

Способ приработки зубчатых пар реализуется на приведеннсй установке следующим образом.

2005014

10 ным зависимостям. 20

Нагрузку и частоту вращения прираба35 ность износа определяют в соответствии с зависимостями

Ь1=V,,..Ь ж (U+1)/Up, A2= K b 2(- + 1) р2, 40 где ю и м - угловые скорости шестерни и колеса соответственно;

Ь - текущая координата точки контакта от полюса зацепления;

L - передаточное отношение прирабаты4Ь ваемой зубчатой пары; р1 и рр - текущие значения радиусов кривизны эвольвентнаго профиля для шестерни и колеса соответственно;

К, - коэффициент, учитывающий перекрытие в переда .е: при i=1 К,=1, при 1<г 2 К,=2..

Предварительно нарезанные колесо 3 и шестерня 5 устанавливают соответственно на валы 1 и 2, вводят в плотное зацепление с катодом-инструментом шестерней 4 и катодом-инструментом колесом 6 соответственно. По информации датчика 13 управляющий блок 12 управляет работой генератора 10 и 11, моделируя импульсы технологического тока и подводя их в зону контакта с частотой, пропорциональной скорости перемещения точки контакта зуба инструмента с профилем зуба прирабатыва- емого элемента пары с учетом зон одно- и двухпарного зацепления. При этом величину импульсов технологического тока задают в соответствии с требуемой интенсивностью износа А1 и hg в каждой точке контакта зубьев прирабатываемой шестерни 5 и колеса 3, определяемой по ранее приведен; тываемых зубчатых колес регулируютупрааляющим блоком 12 таким образом, чтобы обеспечить приработку зубчатых пар в условиях резонанса, осуществляя размыкание контакта прирабатываемых зубьев за счет динамических явлений, мягкого удара. Этим обеспечивается равномерный съем металла с звольвентных профилей зуоьев прирабатыэаемых шестерни и колеса от вершины до впадины, Формула изобретения

СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ

ПАР инструментами-катодами в виде парных элементов в условиях электроэрозионного износа, при котором изменяют полярность и время действия технологического тока в соответствии с передаточным отношением и величиной износа при заданной частоте следования импульсов тех.нологического тока, отличающийся тем,.что частоту следования импульсов задают пропорционально скорости перемещения точек контакта зуба соответствующего инструмента с профилем прирабатываемого элемента пары, а требуемую интенсивВ отличие от прототипа предлагаемый способ приработки зубчатых пар учитывает кинематические условия зацепления, при этом частота следования импульсов моделируется пропорционально скорости перемещения точек контакта зуба инструмента с профилем зуба прирабатываемого элемента пары, а величина технологического тока задается s соответствии с требуемой интенсивностью износа в каждой контактной точке, которая в свою очередь зависит от соотношения угловых скоростей шестерни и колеса, величины передаточного отношения зубчатой пары и радиусов кривизны эвольвентных профилей зубьев шестерни и колеса.

Приведенные зависимости Л1 и Ла отражают износную картину в процессе приработки и могут служить программой для выбора режима приработки зубчатых пар с учетом зон одно- и двухпарного зацеплений на всех стадиях приработки в условиях замкнуто о контура, образованного элементами зубчатой пары с инструментами, Равномерный съем металла с прирабатываемых эвольвентных профилей зубьев шестерни и колеса от вершины до впадины решает задачу повышения точности и качества приработки. (56) АВТорсК08 свидетельство СССР

М 559265, кл.В 23 Н 1/02. 1976.

Дуг г

2005014

Составитель А. Беляев

Техред М. Моргентал

Корректор M. Демчик

Редактор А. Бер

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3417

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ приработки зубчатых пар Способ приработки зубчатых пар Способ приработки зубчатых пар Способ приработки зубчатых пар Способ приработки зубчатых пар Способ приработки зубчатых пар 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки, в частности к устройствам для электроэрозионного легирования

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям источника униполярных импульсов тока на базе электромашинного индукторного генератора

Изобретение относится к электроэрозмонной обработке и может быть использовано в качестве источника питания для электроэрозионных станков различного назначения , в том числе для алмазно-эрозионного шлифования, правки и вскрытия алмазных кругов

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки электропроводных материалов и касается источников технологического тока для осуществления электроэрозионной обработки и легирования, может быть использовано для нанесения покрытий, упрочнения и придания новых эксплуатационных свойств деталям и инструменту в условиях действующего производства во всех отраслях машиностроительной промышленности

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в электроэрозионной и электротехнической обработке, в том числе для тяжелых станков

Изобретение относится к электрогюзионной обработке и может б .ь использовано в качестве источника для электро эро тонных v.r;iHKOB pa этичного ч.; значения Цель шобретения повышение производи тельное ги и выходной мощности при элекфо ршионной обработке Цель достигается введением выпрямителя 7 Устройство содержит также источник 1 питания, тиристоры 2 и 4 конденсаторы 4 и 5, дроссель 6, выхот,- ные шины 8 и 9 I ил ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1Формула:Страница 2Описание:Страница 2 Страница 3 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 35-1996 (73) Патентообладатель: БЕЛЯВСКИЙ Е.М

Изобретение относится к электрофизическим методам обработки металлов и может быть использовано в качестве широкодиапазонных генераторов импульсов электроэрозионных станков

Изобретение относится к электроэрозионной обработке и может быть использовано для электроэрозионных прецизионных, в том числе для вырезных, станков

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки, в частности к устройствам для электроэрозионного легирования

Изобретение относится к механосборочным работам, в частности к сбор-: ке с помощью пайки

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке (притирке) зубчатых колес многопоточных редукторов в собственном корпусе

Изобретение относится к механосборочному производству, к устройствам для сборки изделий типа жеребеек, включающих пластины и валики (В)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубчатых передач малой мощности

Изобретение относится к металлообработке и может применяться при производстве зубчатых колес, а также в стендах для обмотки зубчатых механизмов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к области изготовления зубчатых колес средней и высокой твердости

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес
Наверх