Веломобиль

 

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, проводимым в движение мускульной силой человека, в частности к веломобилям. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей. В раме веломобиля установлены поворотное колесо 1 с рулевым механизмом 2, кресло 3, каретный узел ножного привода с педалями 4 и ведущей звездочкой 5, оси 6 и 7 в подшипниках 8 задних колес 9 и 10. На осях закреплены ведомые звездочки - большая 11 и меньшая 12, расположенные в одной плоскости. Все три звездочки плотно обтянуты цепью 13. Во втулке 14 колеса 9 расположена храповая обгонная муфта, зубья которой подпружинены к втулке 14 и входят в два паза. Во втулке 17 колеса 10, имеющей 12 - 15 пазов, расположена центробежная муфта, зубья которой поджаты к оси 7. Расстояние между осями 6 и 7 не более 80 мм и не влияют на устойчивость машины. 4 ил.

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, в частности к веломобилям.

Известен веломобиль (авт. св. СССР N 800011), содержащий раму, кресло, ручной и ножной приводы, переднее поворотное колесо с рулем, два задних соосных колеса, одно из которых соединено с приводом.

Недостатком веломобиля является сложность, металлоемкость и одно передаточное отношение между приводом и колесом.

Из известных устройств наиболее близким к изобретению по технической сущности является веломобиль, содержащий раму, сиденье, руль, переднее поворотное колесо и два задних колеса, одно из которых установлено через храповую муфту на оси, снабженной звездочкой, связанной бесконечной цепью с педальным приводом. В этом устройстве второе заднее колесо установлено свободно через подшипники на конце общей для двух задних колес оси.

Существенным недостатком описанного веломобиля является постоянство передаточного отношения между ведущей звездочкой и задним колесом, что очень неудобно при езде по холмистой местности в гору.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что в известном веломобиле, содержащем раму, сиденье, руль, переднее поворотное колесо и два задних колеса, одно из которых установлено через храповую муфту на оси, снабженной звездочкой, связанной бесконечной цепью с педальным приводом, второе заднее колесо установлено через центробежную муфту на отдельной, параллельной первой оси, снабженной звездочкой, диаметр которой меньше диаметра первой звездочки, расположенной в плоскости первой звездочки и сцепленной с цепью педального привода. Обе ведомые звездочки плотно обжаты цепью и вращаются одновременно, но при медленном вращении шатунов (меньше 60 об/мин) включена храповая муфта, а центробежная муфта второго колеса выключена, усилие передается через звездочку большего диаметра на первое колесо (соотношение диаметров 1 : 1,5 - 1 : : 1,25). Этот режим соответствует движению на подъем, когда требуется максимум усилий. Чтобы включить повышенную скорость на равнине, которой соответствует малая звездочка, веломобилист резко проворачивает педали вперед со скоростью, большей 70 об/мин. На угле 20-30о проворота втулки заднего колеса включается центробежная муфта, собачки которой, раздвигаясь, включают второе колесо в трансмиссию. Храповые зубья первого колеса, не успевая войти в прорези втулки, которых всего две (через 180о), свободно обкатываются втулкой, не препятствуя движению с повышенной скоростью второго ведущего колеса. Простым резким движением педалей, без рычагов переключения и усложнения конструкции можно менять скорости, расширяя эксплуатационные возможности веломобиля.

На фиг. 1 изображен общий вид веломобиля; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1.

В раме веломобиля установлены поворотное колесо 1 с рулевым механизмом 2, кресло 3, каретный узел ножного привода с педалями 4 и ведущей звездочкой 5, оси 6 и 7 в подшипниках 8 задних колес 9 и 10. На осях закреплены ведомые звездочки - большая 11 и меньшая 12, расположенные в одной плоскости. Все три звездочки плотно обтянуты цепью 13. Во втулке 14 колеса 9 расположена храповая обгонная муфта, зубья которой 15 подпружинены к втулке 14 и входят в два паза 16. Во втулке 17 колеса 10, имеющей 12-15 пазов 18, расположена центробежная муфта, зубья 19 которой поджаты к оси 7. Расстояние между осями 6 и 7 не более 80 мм и не влияет на устойчивость машины.

Веломобиль работает следующим образом.

При обычном педалировании на подъеме зубья 19 прижаты к оси 7 и усилие от ног вращает колесо 9 через храповые зубья 15 и звездочку 11. Перед включением второй повышенной скорости водитель около 1 м дистанции не вращает педали 4, а затем резко крутит их. Центробежные силы разводят зубья 19 и они, входя в пазы 18, разворачивают колесо 10 с большей скоростью (при движении по ровной местности). Колесо 10 - ведущее, колесо 9 - свободно вращается на оси 6, которая отстает от него в угловом вращении. Для включения первой скорости водитель задерживает педалирование и зубья 19 под действием пружин выходят из зацепления с пазами 18.

Использование предлагаемого изобретения позволяет ввести в веломобиль дополнительную вторую скорость, расширив его эксплуатационные возможности. Веломобиль прост, надежен и эффективен, что показали испытания опытного образца. (56) Авторское свидетельство СССР N 1720921, кл. B 62 M 1/12, 1989.

Формула изобретения

ВЕЛОМОБИЛЬ , содеpжащий pаму, сиденье, pуль, пеpеднее повоpотное колесо и два задних колеса, одно из котоpых установлено чеpез хpаповую муфту на оси, снабженной звездочкой, связанной бесконечной цепью с педальным пpиводом, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной осью со звездочкой, паpаллельной пеpвой оси, на котоpой установлено посpедством центpобежной муфты одно из задних колес, пpи этом диаметp указанной звездочки, pасположенной в плоскости пеpвой звездочки и связанной с цепью педального пpивода, меньше диаметpа пеpвой звездочки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к велосипедостроению

Изобретение относится к велостроению

Велосипед // 1722935
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно велосипедостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно велосипедостроению

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным нриводо.м

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, приводимым в действие мускульной силой человека

Изобретение относится к производству спортивного и прогулочного снаряжения и может быть использовано при создании новых моделей тренажеров и снарядов-аналогов: велосипедов, самокатов, роликовых коньков, лыж, снегоходов, снегокатов, коньков, буеров, весельных лодок, байдар, каноэ

Изобретение относится к приводам велосипедов одновременно ручного и ножного действия

Изобретение относится к приводу одновременно ручного и ножного действия, одновременно являющемуся рулевым устройством

Изобретение относится к ручному приводу велосипеда, совмещенному с рулем

Изобретение относится к ручному приводу велосипеда, совмещенному с рулем

Изобретение относится к ручному приводу велосипеда, совмещенному с рулем

Самокат // 2329911
Изобретение относится к двухколесным средствам без седла

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом и может быть использовано для передвижения и физической тренировки людей

Изобретение относится к велосипедам с опорой на спинку и кривошипно-шатунным приводом одновременно ручного и ножного действия
Наверх