Транспортное средство

 

Изобретение относится к транспортным средствам, перемещающимся по бездорожью способом скольжения или на воздушной подушке. Сущность изобретения заключается в том, что секции каждой из опор расположены в двух параллельных рядах и снабжены верхними крышками, которые вставлены внутрь жестких днищевых протекторов со сдвигом на половину длины секции, при этом надувные упругие баллоны размещены между указанными протекторами и крышками, которые связаны между собой посредством горизонтальных диагональных расчалок, а с корпусом - посредством шарнирных звеньев и гибких тяг, причем переднее и заднее гибкие ограждения расположены между параллельными рядами секций каждой опоры и закреплены на торцах их рядов. Каждая опора снабжена внутренней гибкой герметичной диафрагмой, которая по периметру закреплена на переднем и заднем гибких ограждениях и на жестких днищевых протекторах. Каждая опора выполнена с поперечными стяжками, посредством которых жесткие днищевые протекторы соединены с верхними крышками, при этом указанные стяжки размещены между надувными упругими баллонами. Верхние крышки снабжены ограничителями вертикального смещения днищевых протекторов. 3 з. п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, перемещающимся по опорной поверхности способом скольжения с использованием воздушной подушки, и может применяться для перевозки крупнотоннажных грузов и пассажиров в условиях бездорожья, тундры, Крайнего Севера, Сибири.

Известно транспортное средство типа "Аэроджип", включающее корпус, закрепленный при помощи тросовых расчалок на замкнутой по периметру эластичной надувной ограждающей оболочке, скользящей по опорной поверхности в процессе движения.

Недостатками такого средства являются низкие эксплуатационные характеристики, обусловленные низкой прочностью и жесткостью ограждающей оболочки. Происходит интенсивный износ вследствие трения по опорной поверхности и наличия концентратов напряжений в узлах крепления расчалок. Такие конструкции применимы лишь для малогабаритных и тихоходных транспортных средств, перемещающихся по снегу или воде.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является транспортное средство, содержащее корпус, к которому прикреплены переднее и заднее гибкие ограждения воздушной подушки, а также бортовые продольные ограждения опоры, выполненные из продольных секций, причем каждая из последних снабжена жестким днищевым протектором и размещенным над ним надувным упругим баллоном.

Недостатками такого средства являются низкие эксплуатационные характеристики, обусловленные низкой надежностью из-за интенсивного износа баллонов вследствие наличия концентраторов напряжений в узлах крепления к корпусу и нагружения их продольными силами (трения и ускорения), а также низкой гибкостью опор, так как крепление баллонов осуществлено к жесткому корпусу.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик путем повышения гибкости и надежности опор.

Поставленная цель достигается тем, что секции каждой из опор расположены в двух параллельных рядах и снабжены верхними крышками, которые вставлены внутрь жестких днищевых протекторов со сдвигом на половину длины секции, при этом надувные упругие баллоны размещены между указанными протекторами и крышками, которые связаны между собой посредством горизонтальных диагональных расчалок, а с корпусом посредством шарнирных стержней и гибких тяг, причем переднее и заднее гибкие ограждения расположены между параллельными рядами секций каждой опоры и закреплены на торцах указанных рядов.

Каждая из опор снабжена внутренней гибкой герметичной диафрагмой, которая по периметру закреплена на переднем и заднем гибких ограждениях и на жестких днищевых протекторах. Верхние крышки и жесткие днищевые протекторы снабжены поперечными стягивающими элементами, проходящими между упругими баллонами. Верхние крышки снабжены ограничителями вертикального смещения днищевых протекторов.

На фиг. 1 показан общий вид транспортного средства; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - вид по стрелке А на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 4 (ограждающая опора в режиме скольжения); на фиг. 6 - то же (в режиме воздушной подушки).

Транспортное средство содержит корпус 1 и две бортовые продольные опоры 2, составленные из продольных секций 3, расположенных в каждой из опор 2 в двух параллельных рядах 4. Каждая секция 3 состоит из жесткого днищевого протектора 5 и вставленной в него со сдвигом на половину длины крышки 6. Между крышками 6 и протекторами 5 размещены надувные упругие баллоны 7, длина которых равна половине длины крышки 6. В каждой из опор 2 крышки 6 одного параллельного ряда 4 связаны между крышками 6 другого параллельного ряда 4 посредством горизонтальных диагональных расчалок 8, а с корпусом 1 посредством шарнирных стержней 9 и гибких тяг 10. В каждой из опор 2 между параллельными рядами 4 секций 3 расположены переднее гибкое ограждение 11 и заднее гибкое ограждение 12, которые закреплены на торцах 13 параллельных рядов 4. Крышки 6 и днищевые протекторы 5 снабжены поперечными стягивающими элементами 14, проходящими между торцами 15 надувных баллонов 7 по стыкам 16 крышек 6 и стыкам 17 днищевых протекторов 5. Крышки 6 снабжены ограничителями 18 вертикального смещения днищевых протекторов 5. Между параллельными рядами 4 секций 3 каждой опоры 2 установлены гибкие герметичные диафрагмы 19, закрепленные на переднем 11 и заднем 12 гибких ограждениях и на жестких днищевых протекторах 6. В замкнутые пространства 20 под диафрагму 19 подводятся выхлопные газы от двигательных установок 21 по трубам 22 и таким образом создается воздушная подушка.

Узлами крепления 23 шарнирные стержни 9 и гибкие тяги 10 прикрепляются к корпусу 1. Для увеличения износостойкости протекторов 5 на них установлены защитные накладки 24.

При движении транспортного средства в режиме скольжения его вес через шарнирные стержни 9 и гибкие тяги 10, крышки 6, баллоны 7 и днищевые протекторы 5 с защитными накладками 24 передается на опорную поверхность 25. Силы трения, ускорения и торможения передаются с днищевых протекторов 5 через поперечные стягивающие элементы 14 на крышки 6 и через горизонтальные диагональные расчалки 8 и гибкие тяги 10 на корпус 1.

Подвижность секций 3 относительно друг друга в вертикальной плоскости позволяет отслеживать профиль опорной поверхности 25. Шарнирная и тросовая подвеска опор 2 позволяет им занимать необходимое положение в пространстве относительно корпуса 1 и в то же время передавать динамические и статические нагрузки в горизонтальном направлении с днищевых протекторов 5 на крышки 6 через поперечные стягивающие элементы 14, а в вертикальном направлении через баллоны 7. При этом баллоны 7 обеспечивают упругость опор 2 и их герметичность, а поперечные стягивающие элементы 14 воспринимают нагрузки от давления баллонов 7 на борта крышек 6 и протекторов 5. При движении транспортного средства в режиме воздушной подушки газы от двигательных установок 21 подаются в замкнутое пространство 20, где под герметичной диафрагмой 19 и опорами 2 создается избыточное давление, компенсирующее вес транспортного средства.

Положительный эффект достигается путем увеличения гибкости опор за счет обеспечения возможности смещения их секций в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно корпуса и возможности вращения их относительно продольной оси, а также увеличение надежности опор за счет того, что упругие баллоны не имеют узлов крепления и нагружаются только распределенными вертикальными силами. Предлагаемое техническое решение позволяет проектировать транспортные средства, сочетающие в себе преимущества аппаратов на воздушной подушке и аппаратов на скользящих опорах, имеющих малое давление на опорную поверхность, большие скорость и габариты и хорошую маневренность. Особенно эффективно их проектирование на базе самолетов, вылетавших ресурс.

Формула изобретения

1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее корпус, переднее и заднее гибкие ограждения воздушной подушки, а также бортовые продольные ограждающие опоры, выполненные из продольных секций, причем каждая из последних снабжена жестким днищевым протектором и размещенным над ним надувным упругим баллоном, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем повышения гибкости и надежности опор, секции каждой из указанных у опор расположены в двух параллельных рядах и снабжены верхними крышками, которые вставлены внутрь жестких днищевых протекторов со сдвигом на половину длины секции, при этом надувные упругие баллоны размещены между указанными протекторами и крышками, которые связаны между собой посредством горизонтальных диагональных расчалок, а с корпусом - посредством шарнирных звеньев и гибких тяг, причем переднее и заднее гибкие ограждения расположены между параллельными рядами секций каждой опоры и закреплены на торцах их рядов.

2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что каждая опора снабжена внутренней гибкой герметичной диафрагмой, которая по периметру закреплена на переднем и заднем гибких ограждениях и на жестких днищевых протекторах.

3. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что каждая опора выполнена с поперечными стяжками, посредством которых жесткие днищевые протекторы соединены с верхними крышками, при этом указанные стяжки размещены между надувными упругими баллонами.

4. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что верхние крышки снабжены ограничителями вертикального смещения днищевых протекторов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к воздухоплавательной технике и предназначено для подъема и транспортировки грузов и производртва строительно-монтажных работ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции летательных аппаратов на воздушной подушке

Шасси // 2006399
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования шасси, использующих подъемную силу воздушной подушки под днищем судов

Изобретение относится к воздухоплавательной технике и предназначено для подъема и транспортировки грузов и производртва строительно-монтажных работ

Изобретение относится к судостроению и позволяет повысить эксплуатационные качества катера на воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования транспортного средства на воздушной подушке для движения по слабонесущему поверхностному слою почвы

Изобретение относится к скоростному рельсовому транспорту и касается конструирования экранодорожного транспорта для замены им существующих железнодорожных транспортных средств
Наверх