Система энергопитания постоянного тока

 

Использование: в системах энергопитания постоянного тока с гальванической развязкой первичной и вторичной цепей. Сущность изобретения: система энергопитания содержит электролизные 2 и топливные 3 элементы, объединенные общими водородными 15, 16 и кислородными 14 каналами, источник постоянного тока, подключенный к электролизным элементам, регулятор 19 постоянного напряжения, датчик 18 давления с аналоговым и релейным выходами, вентилятор 17 и коммутационные элементы 20, 21 в цепях электрической нагрузки. Регулятор напряжения включен между источником постоянного тока и электролизными элементами, датчик давления установлен в полости водородного или кислородного канала. Аналоговый выход датчика давления подключен к входу регулятора постоянного напряжения, а релейный выход - в цепи управления коммутационных элементов. Вентилятор установлен на водородном канале, образуя замкнутый контур циркуляции. Выходное напряжение Uвых системы связано с напряжением источника постоянного тока Uвх соотношением где nэл - количество последовательно соединенных электролизных элементов; nтэ - количество последовательно соединенных топливных элементов; rэл - удельное сопротивление электролизных элементов; rтэ - удельное сопротивление топливных элементов; Sэл - площадь электродов электролизных элементов; Sтэ - площадь электродов топливных элементов. Регулятор постоянного напряжения в качестве передаточной функции использует зависимость для водородного канала и для кислородного канала. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к источникам питания постоянного тока с гальванической развязкой первичной и вторичной цепей.

Известна система, содержащая электролизные и топливные элементы, соединенные друг с другом общими водородными и кислородными каналами, и источник постоянного тока, подключенный к электролизным элементам.

Изобретение отличается от известной системы, что оно обеспечивает трансформацию напряжения постоянного тока и стабилизацию его выходного напряжения.

Это достигается за счет того, что система снабжена регулятором постоянного напряжения, датчиком давления с аналоговым и релейным выходами, вентилятором и коммутационными элементами в цепях включения вентилятора и электрической нагрузки системы электропитания, при этом, регулятор постоянного напряжения включен между источником постоянного тока и электролинейными элементами, датчик давления установлен в полости водородного или кислородного канала, его аналоговый выход подключен к входу регулятора постоянного напряжения, а релейный - в цепи управления коммутационных элементов, вентилятор установлен на водородном канале, образуя замкнутый контур циркуляции.

Кроме того, изобретение обеспечивает возможность изменения коэффициента трансформации напряжения постоянного тока путем изменения соотношений количеств электролизных и топливных элементов.

Изобретение поясняется чертежом.

В корпусе 1 системы размещены электролизные 2 и топливные 3 элементы. Каждый электролизный элемент 2 состоит из анода 4, катода 5 и капиллярной мембраны 6, заправляемой щелочью с концентрацией 20...25%, помещенных в секции, содержащих две изолированных полости, одна 7 из которых контактирует с анодом, а другая 8 - с катодом. Каждый топливный элемент 3 состоит из анода 9, катода 10 и капиллярной мембраны 11, помещенных в секции, содержащих две изолированные полости, одна 12 из которых контактирует с анодом, а другая - с катодом. Анодные полости 7 и 12 объединены в кислородный канал 14, а катодные полости 8 и 13 - в водородный канал 15, 16, Водородные каналы 15 и 16 образуют замкнутый контур, в который включен вентилятор 17. В водородном канале 16 замонтирован датчик 18 давления, например, сильфонного типа с аналоговым и релейным выходами. Первый подключен к входу регулятора 19 постоянного напряжения, а второй управляет коммутационными элементами, включающими электрическую нагрузку 20 и вентилятор 21.

Система работает следующим образом.

При подаче напряжения от источника питания Uвх через регулятор 19 постоянного напряжения на электроды 4 и 5 вода щелочного раствора, заполняющего капиллярную мембрану 6 электролизных элементов 2, начинает разлагаться на водород, который поступает в водородные полости 8, 13 каналов 15, 16, и кислород, который поступает в кислородные полости 7, 12 и канал 14, в результате чего повышается давление, воспринимаемое датчиком 18 давления. Аналоговый сигнал с датчика 18 поступает на вход регулятора постоянного напряжения, поступающего на электроды 4, 5 электродных элементов 2. По достижении заданного давления включается вентилятор 17 и подключается электрическая нагрузка. Включение вентилятора и нагрузки производится с помощью коммутационных элементов 20 и 21. При подключении электрической нагрузки в топливном элементе 3 происходит процесс регенерации кислорода и водорода в воду, которая поглощается щелочным электролитом, заполняющим капиллярную мембрану 11, и на электродах топливного элемента появляется постоянная ЭДС. Давление в газовых каналах начинает падать и от датчика 18 давления поступает сигнал на регулятор 19 напряжения, соответственно изменяющий величину напряжения, поступающего на электролизные элементы.

Чтобы обеспечить интенсивность электрохимического процесса в водородном канале образован контур, в котором прокачка водорода интенсифицируется с помощью вентилятора 17.

Система может работать также, если кислородный канал образован как водородный, а водородный - как кислородный. Соответственно в регуляторе 19 напряжения реализуется зависимость Uвых = f(PН2) или Uвых = f(PO2).

Трансформация напряжения Uвх/Uвых с необходимыми коэффициентами трансформации обеспечивается отношением количества последовательно включенных электролизных элементов 2 к количеству последовательно включенных топливных элементов 3, причем коэффициент трансформации определяется выражением Uвых= Uвх , где nэл - количество последовательно включенных электролизных элементов; nтэ - количество последовательно включенных топливных элементов; rэл - удельное сопротивление электролизного элемента; rтэ - удельное сопротивление топливного элемента; Sэл - площадь электродов электролизного элемента; Sтэ - площадь электродов топливного элемента.

Система позволяет иметь достаточно широкий диапазон трансформации напряжения и постоянного тока при стабилизации его выходного значения и обеспечивает гальваническую развязку первичной и вторичной цепей.

Формула изобретения

1. СИСТЕМА ЭНЕРГОПИТАНИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащая электролизные и топливные элементы, соединенные друг с другом общими водородными и кислородными каналами, и источник постоянного тока, подключенный к электролизным элементам, отличающаяся тем, что она снабжена регулятором постоянного напряжения, датчиком давления с аналоговым и релейным выходом, вентилятором и коммутационными элементами в цепях включения вентилятора и электрической нагрузки системы энергопитания, при этом регулятор постоянного напряжения включен между источником постоянного тока и электролизными элементами, датчик давления установлен в полости водородного или кислородного каналов, его аналоговый выход подключен к входу регулятора постоянного напряжения, а релейный - в цепи управления коммутационных элементов, вентилятор установлен на водородном канале, образуя замкнутый контур циркуляции.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что ее выходное напряжение Uвых связано с напряжением источника постоянного тока Uвх следующим соотношением: Uвых= Uвх ,, где nэл - количество последовательно соединенных электролизных элементов;
nтэ - количество последовательно соединенных топливных элементов;
rэл - удельное сопротивление электролизных элементов;
rтэ - удельное сопротивление топливных элементов;
Sэл - площадь электродов электролизных элементов;
Sтэ - площадь электродов топливных элементов.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что в регуляторе постоянного напряжения в качестве передаточной функции взята зависимость Uвых = f (PH2) для водородного канала и Uвых = f (PO2) для кислородного канала, где PH2 и PO2 - давление водорода и кислорода соответственно.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве аккумуляторных батарей (АБ) транспортного назначения, преимущественно стартерных АБ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам работы энергетических установок, предназначенных для выработки электрической энергии, и может быть применено для энергоснабжения объектов, функционирующих без связи с атмосферой
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах для генерации электрической энергии

Реактор // 2156162
Изобретение относится к машинам и аппаратам, работающим под воздействием жидких и газообразных агрессивных веществ при высоких параметрах давления и температуры

Изобретение относится к области электротехники, в частности к топливным элементам (ТЭ), используемым в энергоустановках различного назначения, например на транспортных средствах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к батареям топливных элементов (БТЭ), используемым в энергоустановках различного назначения, например на транспортных средствах, или в качестве аварийного источника энергоснабжения

Изобретение относится к области автономных систем энергопитания (АСЭП) отдельных объектов, удаленных от линии электропередачи
Изобретение относится к получению водорода из воды при эксплуатации атомных электростанций с помощью термоэлектрохимических генераторов

Изобретение относится к энергетическим установкам подводного аппарата с электрохимическим генератором (ЭХГ)

Изобретение относится к области электротехники, в частности к источникам питания (ИП) на основе топливных элементов (ТЭ) с мембранно-электродной сборкой (МЭС)
Наверх