Пластичная смазка

 

Сущность изобретения: смазка содержит, % диизооктилсебацинат 3-7; гидрофобизированный силикагель 14-16; дисульфид молибдена 3-17; политетрафторэтилен 1-5; диалкилдитиофосфат цинка 0,5-1,5; нафтенат меди 0,1-1,0; триэтаноламин 0,5-1,5 и минеральное масло остальное. 2 табл.

Изобретение относится к пластичным смазкам для узлов трения, работающих в широком интервале температур окружающей среды.

Известны пластичные смазки на основе нефтяных масел, загущенных силикагелем с введением различных добавок, которые повышают триботехнические, антиокислительные и другие свойства смазок (Синицын В.В. Пластичные смазки в СССР. Ассортимент. М.: Химия, 1979, c.267).

Наиболее близкой по составу и достигаемому эффекту является пластичная смазка по а.с. N 414293, содержащая, мас.%: Гидрофобизированная диметилдихлорсиланом смесь окиси алюминия и аэросила 10-25 Дисульфид молибдена 10-25 1-п-Нитрофенил- 1,3-диокси-2-аминопропан 1-5 Минеральное масло До 100 Недостатком известной смазки являются низкие смазочные свойства, а также невысокая работоспособность смазки при низких и высоких температурах.

Задачей изобретения является повышение смазочных свойств смазки, а также расширение температурного диапазона ее работоспособности.

Поставленная задача решается следующим образом.

В пластичную смазку, содержащую минеральное масло, гидрофoбизированный силикагель, дисульфид молибдена, предлагается дополнительно вводить диизооктилсебацинат, политетрафторэтилен, диалкилдитиофосфат цинка, нафтенат меди и триэтаноламин при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диизооктилсебацинат 3-7 Гидрофобизированный силикагель 14-16 Дисульфид молибдена 3-17 Политетрафторэтилен 1-5 Диалкилдитиофосфат цинка 0,5-1,5 Нафтенат меди 0,1-1,5 Триэтаноламин 0,5-1,5 Минеральное масло До 100 При изготовлении предлагаемой смазки в качестве минерального масла рекомендуется использовать нефтяное остаточное масло МС-20 по ГОСТ 21743-76 или И-Т-А-460 (ГОСТ 12672-77) в качестве загустителя - аэросил марки АМ-1-300 (ГОСТ 14922-77), дисульфид молибдена марки ДМ-1 по ТУ 48-19-133-75. В состав смазки рекомендуется вводить диалкидитиофосфат цинка, выпускаемый по ГОСТ 3001398-86 под товарным наименованием ДФ-11, диизоактилсебацинат марки "пластификатор ДОС" по ГОСТ 8728-77, нафтенат меди ГОСТ 9549-60, триэтаноламин ТУ 6-02-916-84.

Силикагель в композиции играет роль загустителя, дисульфид молибдена и политетрафторэтилен - наполнители противозадирного действия, диизооктилсебацинат - компонент дисперсионной среды, расширяющий температурный диапазон работоспособности смазки, диалкилдитиофосфат цинка и нафтенат меди - противоизносные и антиокислительные присадки, триэтаноламин - модификатор структуры силикагелевого загустителя. Смазку готовят следующим образом.

В смеситель загружают расчетное количество нефтяного масла и диизооктилсебацината с последующим перемешиванием в течение 10 мин. В смеситель порциями вводят аэросил, дисульфид молибдена, политетрафторэтилен и перемешивают до однородной массы в течение 30 мин. Затем в аппарат вводят диалкилдитиофосфат цинка, нафтенат меди и триэтаноламин, после чего полученную смесь обрабатывают на шнеково-дисковом гомогенизаторе.

П р и м е р. В смеситель загружают 76,9 г нефтяного масла МС-20 и 3 г диизооктилсебацината и перемешивают в течение 10 мин при комнатной температуре. Затем в смеситель порциями вводят 14 г аэросила АМ-1-300, 3 г дисульфида молибдена ДМ-1 и 1 г политетрафторэтилена. Полученную смесь подвергают перемешиванию в течение 30 мин, после чего в аппарат вводят присадку ДФ-11 в количестве 0,5 г, нафтенат меди 0,1 г, триэтаноламин 1,5 г. Полученную смесь обрабатывают на шнеково-дисковом гомогенизаторе, после чего затаривают.

В соответствии с изобретением изготовлены образцы смазок, состав которых приводится в табл.1. Там же приводится состав смазки-прототипа и образцов смазок, содержание компонентов которых выходит за пределы заявляемого интервала (образец 1 и образцы 4, 5 соответственно). Приготовленные образцы смазок были испытаны в сравнении с образцом известной смазки по а.с. N 414293. Результаты испытаний приведены в табл.2.

Как видно из данных испытаний, предлагаемая смазка превосходит известную по смазочным свойствам. При этом заявляемая смазка обладает хорошими объемно-механическими свойствами. Хорошие показатели предела прочности смазки на сдвиг при 80оС свидетельствуют о высокой работоспособности смазки в широком интервале температур.

Следует отметить, что выход содержания компонентов за пределы заявляемого интервала приводит к ухудшению свойств смазки. Так, образец 4 обладает худшими противозадирными свойствами и объемно-механическими свойствами, образец 5 - низкотемпературными и объемно-механическими свойствами.

Таким образом, введение диизооктилсебацината, политетрафторэтилена, диалкилдитиофосфата цинка, нафтената меди и триэтаноламина в заявляемых количествах обеспечивает достижение положительного эффекта, выражающегося в улучшении смазочных свойств и расширении температурного диапазона работоспособности смазки.

Формула изобретения

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА, содержащая минеральное масло, гидрофобизированный силикагель и дисульфид молибдена, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит диизооктилсебацинат, политетрафторэтилен, диалкилдитиофосфат цинка, нафтенат меди и триэтиноламин при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диизооктилсебацинат 3 - 7 Гидрофобизированный силикагель 14 - 16
Дисульфид молибдена 3 - 17
Политетрафторэтилен 1 - 5
Диалкилдитиофосфат цинка 0,5 - 1,5
Нафтенат меди 0,1 - 1,0
Триэтаноламин 0,5 - 1,5
Минеральное масло Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к концентрату смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для обработки металлов и может быть использовано при хонинговании, шлифовании, токарной обработке конструкционных углеродистых сталей, чугуна, алюминия и его сплавов взамен маловязких нефтяных масел на металлообрабатывающих и машиностроительных предприятиях различных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к концентрату смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для обработки металлов и может быть использовано при хонинговании, шлифовании, токарной обработке конструкционных углеродистых сталей, чугуна, алюминия и его сплавов взамен маловязких нефтяных масел на металлообрабатывающих и машиностроительных предприятиях различных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению, а именно к созданию магнитных масел, обладающих высокими антифрикционными и противоизносными свойствами, и используемых для смазки магнитных подшипников, магнитожидкостных торцевых уплотнений, зубчатых передач с магнитной системой подачи смазки и т.д

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к моторным маслам, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания для улучшения их эксплуатационных характеристик

Изобретение относится к разработке композиций дизельных масел на минеральной основе, применяемых в многоцилиндровых высокооборотных судовых дизелях облегченной конструкции, которые могут работать на топливах с содержанием серы до 0,5 мас

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для покрытия металлических поверхностей

Изобретение относится к области пластичных смазок, в частности к смазкам, предназначенным для подшипников качения отечественного и импортного отделочного оборудования, эксплуатируемого на хлопчатобумажных комбинатах

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазке для механической обработки металлов

Изобретение относится к смазкам, используемым для борьбы с шумом, вызываемым работающими машинами и механизмами, и может быть использовано в тяжелой промышленности в узлах трения, работающих в режимам больших удельных нагрузок

Изобретение относится к концентрату смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для обработки металлов и может быть использовано при хонинговании, шлифовании, токарной обработке конструкционных углеродистых сталей, чугуна, алюминия и его сплавов взамен маловязких нефтяных масел на металлообрабатывающих и машиностроительных предприятиях различных отраслей народного хозяйства
Наверх