Трехколесное транспортное средство

 

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к малогабаритным тракторам, и может быть использованое при обработке небольших земельных участков. Техническая задача: повышение универсальности путем применения в качестве базового энергетического модуля одноосного мотоблока. Сущность изобретения: трехколесное транспортное средство, преимущественно малогабаритный трактор, содержит раму 1 с опорами 2 для ног оператора, установленную задней частью на приводную ось 3 с двумя колесами 4, 5, расположенными симметрично относительно продольной оси трактора, одно управляемое колесо 6, установленное в передней части рамы 1 на узле 24 рулевого управления, двигатель 7 и сиденье 8 оператора. Управляемое колесо 6 и сиденье 8 оператора смещены в одну боковую сторону от продольной оси трактора. Задняя часть рамы 1 выполнена П-образной, поперечная часть 9 которой соединена с приводной осью 3 при помощи разъемного соединения, выполненного в виде стоек 14 с опорными кронштейнами 15 и хомутов 16 с резьбой под гайки крепления. Продольные части 10, 11 рамы 1 расположены в продольных вертикальных плоскостях приводных колес 4, 5, а в продольной части 10 рамы 1 имеется дополнительное разъемное соединение с двигателем при помощи сферического пальца, установленного в лунках пластины 20 и зафиксированного болтовым соединением. Узел 24 рулевого управления содержит рукоятки, регулируемые по углу наклона при помощи зубчатых муфт 30 и имеющие рычаги управления муфтой сцепления, тормозом и подачей топлива. В свободной зоне справа от сиденья 8 оператора размещены рукоятки 35 - 40 управления мотоблоком и навесной системой 17 трактора. 7 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к малогабаритным тракторам, которые могут быть использованы при обработке небольших земельных участков.

Известно трехколесное транспортное средство, содержащее раму с опорами для ног оператора, опирающуюся задней частью на приводную ось по меньшей мере с двумя колесами, расположенными симметрично по разные стороны от продольной вертикальной плоскости, по меньшей мере одно колесо, расположенное в передней части рамы, вертикальная плоскость которого при поступательном прямолинейном движении смещена в боковую сторону и параллельна продольной вертикальной плоскости. В известном транспортном средстве переднее колесо смещено в левую сторону, центральная часть рамы имеет площадку, плоскость которой расположена ниже горизонтальной плоскости, проходящей через ось колес, а на площадке посредством опоры крепится подвижно регулируемое сиденье оператора. Переднее колесо смонтировано на переднем узле управления, поворачивающемся на вертикальной оси, причем этот узел имеет рычаг управления с ручкой и органом управления, поворачивающийся на 360о.

Однако известное трехколесное транспортное средство имеет ненадежную устойчивость при работе, а неразъемное соединение рамы с приводной осью в задней части позволяет выполнять только определенную работу, что снижает его универсальность.

Известно также трехколесное транспортное средство, содержащее раму с опорами для ног оператора, установленную задней частью на приводную ось с двумя колесами, расположенными симметрично относительно продольной оси транспортного средства, одно управляемое колесо, установленное в передней части рамы, двигатель и сиденье оператора.

В известном транспортном средстве переднее управляемое колесо и сиденье оператора расположены в плоскости его продольной оси, что не позволяет оператору следить за работой орудий, установленных в задней части транспортного средства. Кроме того, неразъемное соединение задней части рамы с приводной осью позволяет осуществлять определенную работу и не дает возможности производить переналадку транспортного средства для выполнения различных работ, что снижает его универсальность.

Техническая задача изобретения - повышение универсальности путем применения в качестве базового энергетического модуля одноосного мотоблока.

Для этого трехколесное транспортное средство содержит раму с опорами для ног оператора, установленную задней частью на приводную ось с двумя по крайней мере колесами, расположенными симметрично относительно продольной оси транспортного средства, по крайней мере одно управляемое колесо, установленное в передней части рамы, двигатель и сиденье оператора, причем управляемое колесо и сиденье оператора смещены в одну боковую сторону от продольной оси транспортного средства, а рама в задней части выполнена П-образной, поперечная часть которой соединена с приводной осью, а продольные части расположены в продольных вертикальных плоскостях приводных колес.

Техническими результатами при использовании изобретения являются повышение универсальности путем применения в качестве базового универсального модуля одноосного мотоблока, повышение тягово-сцепных качеств трактора на тяжелых работах за счет веса оператора и удобства в эксплуатации.

На фиг. 1 изображено трехколесное транспортное средство, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 - то же, вид сверху, вариант с минимальной колеей колес мотоблока; на фиг.5 - то же, вид сзади при движении по пахоте; на фиг.6 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.7 - разрез В-В на фиг.1.

Трехколесное транспортное средство, преимущественно малогабаритный трактор, содержит раму 1 с опорами 2 для ног оператора, установленную задней частью на приводную ось 3 с двумя по крайней мере колесами 4,5, расположенными симметрично относительно продольной оси транспортного средства, по крайней мере одно управляемое колесо 6, установленное в передней части рамы 1, двигатель 7 и сиденье 8 оператора. Управляемое колесо 6 и сиденье 8 оператора смещены в одну боковую, например левую, сторону от продольной оси транспортного средства, а рама 1 в задней части выполнена П-образной, поперечная часть 9 которой соединена с приводной осью 3, а продольные части 10,11 расположены в продольных вертикальных плоскостях приводных колес 4,5. Опоры 2 для ног оператора выполнены в виде площадок, переходящих в переднее грязезащитное крыло 12, которое является одновременно площадкой 13 для крепления груза. Поперечная часть 9 рамы 1 соединена с приводной осью 3 при помощи разъемного соединения, выполненного в виде стоек 14 с опорными кронштейнами 15 и хомутов 16 с резьбой под гайки крепления (фиг.2). Приводная ось 3 представляет собой серийно выпускаемый одноосный мотоблок, например "Беларусь" МТЗ-05. В этом случае трактор имеет навесную систему 17 и сцепное устройство 18 шарового типа для агрегатирования с набором навесных и прицепных сельскохозяйственных машин и орудий (не показаны). Рама 1 на продольной части 10 имеет дополнительное разъемное соединение с двигателем 7 мотоблока при помощи сферического пальца 19, установленного в лунках пластины 20 и зафиксированного болтовым соединением (фиг.3). На верхней плоскости продольных частей 10, 11 рамы 1 закреплен багажник 21, предназначенный для перевозки различных грузов и выполненный по заказу опрокидываемым. В случае необходимости вместо багажника 21 может быть установлена емкость любой конфигурации для перевозки жидких или сыпучих грузов (не показана). К нижней плоскости поперечной части 9 рамы 1 при помощи болтовых соединений прикреплены грязезащитные крылья 22,23 приводных колес 4,5 (фиг. 1,2). В передней части рамы 1 установлен узел 24 рулевого управления, выполненный в виде поворотной цапфы 25, в нижней части которой на поперечной оси на подшипниках установлено управляемое колесо 6, оборудованное ленточным тормозом 26 и смещенное в боковую сторону, например влево, от продольной оси трактора (фиг. 1,7). Верхняя часть поворотной цапфы 25 установлена на подшипниках в корпусе 27, приваренном к раме 1, и содержит рукоятки 28, 29 рулевого управления, закрепленные V-образно и регулируемые по углу наклона при помощи зубчатых муфт 30 (фиг.6). На рукоятке 28 установлен рычаг 31 муфты сцепления, а на рукоятке 29 - рычаг 32 тормоза 26 управляемого колеса 6 и рычаг 33 подачи топлива. Сиденье 8 оператора установлено шарнирно с возможностью откидывания вперед на верхней плоскости продольной части 10 рамы 1. Таким образом, в собранном виде трактора переднее управляемое колесо 6 и сиденье 8 оператора размещены на раме 1 со смещением в боковую сторону, например влево, от продольной оси трактора. На раме 1 в зоне под сиденьем 8 может быть смонтирован инструментальный ящик 34 (фиг.1). В свободной зоне справа от сиденья 8 размещены органы управления мотоблоком: рукоятка 35 управления блокировкой дифференциала, рукоятка 36 переключения передач, рукоятка 37 включения дополнительной пятой передачи, рукоятка 38 управления навесной системой 17, рукоятка 39 включения реверса, рукоятка 40 включения вала отбора мощности.

Малогабаритный трактор собирают следующим образом.

Мотоблок устанавливают на подножку, а его рулевую штангу - в положение "реверс". На раму 1 монтируют опоры 2 для ног оператора, переходящие в крыло 12, узел 24 рулевого управления с установленным на нем колесом 6, сиденье 8 оператора, багажник 21, задние крылья 22, 23 и стойки 14 с кронштейнами 15. Затем раму 1 подводят к мотоблоку. Сферический палец 19 (фиг. 3), вставленный в отверстие продольной части рамы 1, регулируют по длине таким образом, чтобы его головка совпала с лунками пластины 20, после чего положение пальца 19 относительно пластины 20 фиксируют при помощи гаек. Кронштейны 15 стоек 14 (фиг.1) устанавливают сверху рукавов конечных передач мотоблока, а снизу рукавов вводят в отверстия кронштейнов 15 хомуты 16 и стягивают их между собой гайками. Для удобного положения оператора рукоятки 28, 29 узла 24 рулевого управления регулируют по углу наклона при помощи зубчатых муфт 30 (фиг.6). Разборку трактора для переоборудования его в одноосный мотоблок производят в обратной последовательности. Малогабаритный трактор работает в комплекте с теми же сельскохозяйственными машинами и орудиями, что и мотоблок МТЗ-05. В зависимости от вида выполняемой работы и агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин и орудий устанавливают соответствующую колею колес мотоблока путем их перестановки, регулируют давление в шинах, а также выбирают необходимую рабочую или транспортную передачу коробки передач.

При движении по пахоте (фиг.5) происходит перераспределение массы трактора таким образом, что колесо, перемещающееся по борозде, имеет больший сцепной вес по сравнению с другим колесом, перемещающимся по целине. Благодаря смещению управляемого колеса 6 и сиденья 8 оператора в одну боковую сторону от продольной оси трактора, т.е. в сторону, противоположную наклону трактора, увеличивается устойчивость, а за счет веса оператора тягово-сцепные качества трактора. Кроме того, смещение сиденье сиденья 8 оператора в боковую сторону от продольной оси трактора позволяет оператору небольшим поворотом головы следить за работой навесных и прицепных сельскохозяйственных машин и орудий, установленных сзади трактора, что повышает удобство в эксплуатации.

Установка рамы 1 на мотоблоке при помощи разъемного соединения обеспечивает быструю переналадку трактора в обычный одноосный мотоблок, что позволяет использовать его как в положении сидя, так и шагая рядом, повышая тем самым универсальность трактора.

Формула изобретения

ТРЕХКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, преимущественно малогабаритный трактор, содержащее раму с опорами для ног оператора, установленную задней частью на приводную ось по крайней мере двумя колесами, расположенными симметрично продольной оси транспортного средства, по крайней мере одно управляемое колесо, установленное в передней части рамы, двигатель и сиденье оператора, отличающееся тем, что управляемое колесо и сиденье оператора смещены в одну боковую сторону от продольной оси транспортного средства, а рама в задней части выполнена П-образной, ее поперечная часть соединена с приводной осью, а продольные части расположены в продольных вертикальных плоскостях приводных колес.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Самокат // 2206470
Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульными усилиями ездока

Изобретение относится к складным трехколесным транспортным средствам, снабженным электромотором
Наверх