Способ реабилитации больных с синдромом аутизма

 

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии для лечения больных с синдромом аутизма. Способ позволяет повысить терапевтическую эффективность социальной реабилитации больных синдромом аутизма. Для этого приемы лечения выполняют в следующей последовательности: предварительно проводят сеанс психотерапии, на котором создают психологическую установку необходимости выхода из болезни, затем больной выполняет физические упражнения в состоянии эмоционального и физического напряжения, вводят пациента в состояние транса с помощью перегрузки и он продолжает выполнять физические упражнения, содержащие элементы, для выполнения которых необходимым является осязательно-двигательный контакт с партнером, после чего проводят общий массаж с одновременным вербальным внушением эмоционально положительных ощущений. 2 ил.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии при лечении больных с синдромом аутизма.

Аутизм - это психическое расстройство, характеризующееся погружением в мир личных переживаний, ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми.

Синдром аутизма наблюдается у больных с различными психическими заболеваниями, а также он может развиться и у соматических больных после перенесенных тяжелых заболеваний. Однако, даже успешное лечение основного заболевания у этих больных не решает проблему их реабилитации. Они не могут адаптироваться в обществе из-за нарушенных связей с реальностью, замкнутостью и доминированием внутренних переживаний. Эти больные не умеют жить среди здоровых людей, поскольку у них утрачена способность непосредственного восприятия людей, непринужденность общения с окружающим миром.

Лечение этих больных отличается сложностью и длительностью. Из известных способов коррекции синдрома аутизма можно отметить психофармакотерапию, направленную на купирование продуктивных симптомов болезни и активизацию больного. Более перспективными и успешно развивающимися в этом направлении являются способы психологической коррекции, а также методы психотерапии. Известен способ, в котором для коррекции синдрома аутизма используют комплекс физических упражнений, выполняемых сначала индивидуально, затем в физическом двигательном контакте с другим или другими пациентами или с врачом (тренером). Упражнения сочетают с высокой эмоциональной нагрузкой. Автор называет свой метод "психофизической реабилитацией". Этот способ является наиболее близким к предлагаемому решению.

Однако, как отмечают все авторы, лечение этих больных сложно и количество удовлетворительно реабилитированных пациентов не превышает 30-42%.

Таким образом проблема социальной адаптации больных с синдромом аутизма остается актуальной и требует совершенствования.

Для решения поставленной задачи, т.е. реабилитации больных с синдромом аутизма, были использованы приемы, сочетающие в определенной последовательности психотерапию, физические упражнения, эмоциональную нагрузку и массаж, что позволяет восстановить утраченные связи с реальностью и окружающим миром и тем самым повысить терапевтическую эффективность социальной адаптации этих больных.

Способ осуществляют следующим образом.

Перед началом лечения предварительно проводят сеанс рациональной психотерапии, в котором, используя приемы прямого и косвенного внушения, приведения аналогий и сравнений, повышают мотивацию пациента к выздоровлению, укрепляют его веру в возможность стать полноценным членом общества, а также необходимость для этого преодолеть трудности на пути к выздоровлению.

Затем приступают к выполнению физических упражнений. Комплекс упражнений включает простые элементы, выполнение которых доступно каждому. Они направлены на развитие различных групп мышц. При этом акцент делают на мышцы шеи, плечевого пояса, кистей и пальцев рук. В процессе занятия добиваются четкости выполнения всех движений.

Необходимым так же является высокий темп выполнения упражнений, их выполняют без перерыва, лишь меняют группы задействованных мышц. Используя реакцию слежения в структуре зрительно-моторного комплекса, отрабатывают координацию движений.

В процессе выполнения упражнений продолжают психотерапевтическое воздействие, при котором подчеркивают успех в выполнении удавшихся упражнений и добиваются положительных эмоций.

После разминки пациенту предлагают выполнять какое либо упражнение (отжимание, подтягивание и т.д.) с максимальным физическим усилием на фоне эмоционального напряжения. Для этого врач (тренер), используя требовательный тон голоса, возможно на собственном примере, просит или приказывает т. е. добивается от пациента преодоления казалось бы невозможного физического усилия. Это позволяет ввести пациента в состояние транса (физиошок), а как известно в этом состоянии появляется возможность изменить сложившийся стереотип поведения. Поэтому, сразу после достижения состояния транса, больной должен выполнять физические упражнения, которые предусматривают физический (телесный) контакт с другим пациентом (пациентами) или врачом (тренером). Эти упражнения могут включать сгибание и разгибание рук партнера в локтях, опираясь на кисти всем телом; сгибание и разгибание прямых рук партнера; игра в "ладушки" - быстрые и четкие хлопки ладонями о ладони партнера, или любые игровые ситуации с использованием осязательно-физического контакта пациента.

После этого проводят общий массаж, при котором осязательно-двигательный контакт продолжают и сочетают его с вербальным внушением, которое направлено на создание положительных эмоций. Для этого можно подчеркивать его успехи в выполнении упражнений, красоту и совершенство отдельных частей его тела и т.д.

Затем целесообразно принять контрастный душ или любые другие водные процедуры.

Курс лечения включает 25-30 занятий (сеансов).

С помощью предложенного способа проведено лечение 2-х групп больных в возрасте от 12 до 56 лет с синдромом аутизма.

1-ая группа включала 12 больных шизофренией в стадии ремиссии.

2-ая группа состояла из 10 больных, которые перенесли различные соматические заболевания.

Все больные были исследованы в динамике в процессе проводимого лечения.

Для исследования были использованы психологические тесты с оценкой уровня тревожности.

При поступлении все пациенты были замкнутыми. Они неспособны были непосредственно воспринимать людей. Так, стоило двум больным случайно коснуться друг друга руками, как они немедленно отстранялись и делали это с таким негодующим видом, как будто дотронулись до чего-то неприятного.

На первом сеансе психотерапии с привлечением личного примера и других аналогий были вскрыты аффектные проблемы пациентов, а также показан путь к благополучному выходу из создавшейся ситуации.

Все последующие сеансы психотерапии включали вербальное внушение, подкрепляющее мотивацию к выходу из болезни.

Физические упражнения, которые должны были выполнять пациенты в процессе курса лечения, менялись и усложнялись. Комплекс упражнений включал воздействие на различные группы мышц с акцентом на мышцы шеи, плечевого пояса, кисти и пальцы рук. Так пальцы рук целесообразно использовать для отработки зрительно-двигательных ассоциаций, которые являются необходимым навыком для выполнения координированных движений. При проведении разминки был использован жесткий эмоциональный ток, т.е. голос, которым отдавалась команда, не позволял пациенту уходить в себя. Это является важным психотерапевтическим приемом, с помощью которого врач (тренер) снимает с больного ответственность за свои поступки, т.е. использует прием, позволяющий преодолеть чрезвычайно развитую у этих больных рефлексию.

Для создания физической и эмоциональной перегрузки были использованы упражнения на отжимание или подтягивание, поскольку именно эти упражнения позволяют легко определить границу физических возможностей пациента и с помощью эмоциональных убеждений заставить его преодолеть этот барьер и тем самым ввести больного в состояние транса (физиошока).

Особенно осторожно с перегрузками нужно подходить к пациентам второй группы. Для этого индивидуально для каждого рассчитывается возможный уровень физической нагрузки. Наиболее простым способом оценки функционального состояния пациента во время занятий является показатель частоты сердечных сокращений.

В состоянии транса (физиошока), когда снимается привычный для этих больных стереотип поведения, пациентов достаточно легко было соединить в пары и добиться осязательно-двигательного контакта. Если что-либо не получалось врач (тренер) выполнял движения с каждым из партнеров отдельно, а потом снова сводил их вместе.

В процессе проводимого лечения больные как бы заново начинали знакомиться друг с другом. На первых этапах очень медленно они шли навстречу друг другу, а к концу курса лечения они проявляли симпатии, дружеские отношения и даже ждали групповых упражнений.

Очень важным приемом лечения является общий массаж, во время проведения которого продолжается осязательно-двигательный контакт, а одновременно проводимый сеанс психотерапии значительно усиливает эффект лечения.

При проведении массажа целесообразно делать акцент на совершенстве его физических данных и внушение на получение положительных эмоций, приобретаемых от общения с партнером.

При исследовании динамики психологического статуса пациентов с использованием шкалы тревожности можно выделить три этапа, которые проходит больной в процессе лечения. Этапы отражены на графине (фиг.1).

Изменение уровня тревожности в процессе первых 6-8 занятий (кривая от А до Б) идет очень медленно. В это время больные часто приходят в отчаяние и приходится прикладывать много сил и терпения, чтобы довести больного до точки Б. В исследуемой группе этот путь преодолели 78% больных. После этого процесс лечения резко качественно улучшается настолько, что уже отпадает необходимость тратить много времени на то, чтобы хвалить больного, подчеркивать его победы, т.е. начиная с 6-8 занятия больной уже сам отмечает значительные улучшения своей психической сферы. Достигнув точки В, это как правило через 25-30 занятий, больной выходит на "платформу", т.е. оптимальный уровень тревожности, характерный для здорового человека.

На фиг.2 показано, что лечение проходит через взлеты и кризисы, но каждый последующий кризис проходит на более высоком уровне, что демонстрирует поступательную динамику проводимого лечения.

П р и м е р. Больная Т. 26 лет. Диагноз - шизофрения с синдромом аутизма в стадии ремиссии.

Аккуратный, исполнительный человек. На разминке выполняла упражнения с большим усердием и отдачей. Однако выполнять упражнения с партнером отказалась, мотивируя это тем, что не хочет "чтобы ее били по лицу и ей приходилось бить по лицу партнера". Она воспринимала игру в "ладушки", как призыв к агрессии. При этом она была по настоящему разгневана, лицо покрывал лихорадочный румянец, руки сжимались в кулаки, тело было напряжено.

С помощью приемов перегрузки удалось изменить ее поведение и научить работать в паре с другой больной.

Постепенно от занятия к занятию она становилась мягче, спокойно распрашивала о своих успехах. По словам ее матери из нее "словно выходил злой дух, который заставил ее быть истеричной, злой, грубой".

Таким образом, включение в комплекс приемов лечения физических упражнений способствует развитию кинестетического, тактильного и мышечного восприятия пациента, а сочетание их с приемами рациональной психотерапии позволяет успешно преодолеть психологический барьер отчуждения, изменить стереотип поведения, актуализировать личность больного, что является необходимым для его социальной адаптации.

Формула изобретения

1. СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ АУТИЗМА, включающий последовательную активацию всех групп мышц с помощью выполнения индивидуальных и групповых физических упражнений, отличающийся тем, что предварительно методом рациональной психотерапии создают психологическую установку на необходимость выхода из состояния болезни, физические упражнения выполняют на фоне эмоционального и физического напряжения, акцент делают на нагрузку мышц шеи, плечевого пояса, кистей и пальцев рук, затем с помощью физической и эмоциональной перегрузки вводят пациента в состояние транса, физическую нагрузку продолжают, а в упражнения включают элементы, для выполнения которых необходимым является осязательно-двигательный контакт с другим человеком, после этого контакт продолжают, воздействуя на тактильно-мышечное восприятие с помощью приемов общего массажа и сочетают его с вербальным внушением эмоционально положительных ощущений.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что физические упражнения подбирают таким образом, чтобы двигательный акт сопровождался акустическим эффектом.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что эмоциональное и физическое напряжение создают жесткими, строгими командами, повышенной требовательностью к четкости выполнения всех команд, упражнения выполняют без перерыва, меняют лишь группы задействованных мышц.

4. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что курс лечения включает 25 - 30 ежедневных занятий.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к спорту, в частности к тренажерам для подготовки штангистов-тяжелоатлетов

Изобретение относится к устройствам для тренировки и обеспечивает повышение эффективности тренировккВ корпусе имеются подпружиненные стойки, кинематически связанные хваты для рук и рама для ног тренерующегося 2 зп.ф-пы

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано для тренировки мышц шеи

Изобретение относится к медицине, а именно наркологии
Изобретение относится к медицине

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для лечения соматических и психосоматических нарушений организма
Изобретение относится к медицине, в частности к наркологии и может быть использовано для лечения больных хроническим алкоголизмом

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в практике психотерапии
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для коррекции массы при алиментарных формах ожирения

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии для лечения больных с синдромом аутизма

Наверх