Вариатор угловой скорости масенко л.я.

 

Использование: для бесступенчатого регулирования угловой скорости рабочих валов машин, основанных на изменении диаметров шкивов. Сущность изобретения: шкивы вариатора выполнены в виде дисков со спиральными канавками на их торцовой поверхности, по которым в радиальном направлении перемещаются секторы. Диаметр шкивов при этом соответственно увеличивается или уменьшается. Управление вариатором осуществляется от вспомогательных реверсивных электродвигателей. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к вариаторам (трансформаторам крутящего момента), предназначенным для бесступенчатого регулирования угловой скорости рабочих валов машин.

Известен вариатор угловой скорости [1], содержащий ведущий и ведомый валы с установленными на них шкивами, соединенными гибкой связью и раздвижными в осевом направлении. Недостаток этого вариатора заключается в ограниченной передаваемой мощности, так как, во-первых, угол между боковыми поверхностями шкивов должен быть достаточно малым, т.е. исключающим проскальзывание ремня или цепи, чтобы обеспечить требуемый диапазон регулирования, а во-вторых, трудно использовать несколько параллельно работающих ремней или цепей без существенного усложнения конструкции.

Известен также вариатор [2], свободный от вышеописанных недостатков, содержащий ведущий и ведомый валы с установленными на них шкивами, каждый из которых состоит из по крайней мере одного установленного свободно в окружном направлении на валу диска шкива со спиральной нарезкой на одной из торцовых поверхностей, жестко закрепленной на валу со стороны торцевой поверхности диска шкива со спиральной нарезкой обоймы со сквозными радиальными пазами, размещенных в радиальных пазах обоймы и образующих цилиндрическую поверхность секторов с канавками на наружной цилиндрической поверхности для клиновых ремней и по крайней мере на одной торцевой поверхности кулачками, входящими в зацепление со спиральной нарезкой на торцовой поверхности диска шкива, гибкую связь, соединяющую шкивы, и механизм регулирования угловой скорости в виде смонтированной с возможностью перемещения зубчатой передачей, соединяющей диски шкивов с приводной рукояткой. Недостаток этого вариатора - невозможность регулирования угловой скорости на ходу, так как при работе вариатора механизм регулирования угловой скорости отключен, что исключает автоматизацию управления вариатором. Это техническое решение может служить прототипом изобретения.

Цель изобретения - автоматизация управления вариатором путем регулирования угловой скорости на ходу, на расстоянии и по заданному закону.

Поставленная цель достигается тем, что в вариаторе угловой скорости, содержащем ведущий и ведомый валы с установленными на них шкивами, каждый из которых состоит из по крайней мере одного установленного свободно в окружном направлении на валу диска шкива со спиральной нарезкой на одной из торцовых поверхностей, жестко закрепленной на валу со стороны торцовой поверхности диска шкива со спиральной нарезкой обоймы со сквозными радиальными пазами, размещенных в радиальных пазах обоймы и образующих цилиндрическую поверхность секторов с канавками на наружной цилиндрической поверхности для клиновых ремней и по крайней мере на одной торцовой поверхности кулачками, входящими в зацепление со спиральной нарезкой на торцовой поверхности диска шкива, гибкую связь, соединяющую шкивы, и механизм регулирования угловой скорости, механизм регулирования угловой скорости выполнен в виде двух вспомогательных реверсивных электродвигателей и двух одинаковых независимых передач, соединяющих диски шкивов со вспомогательными реверсивными электродвигателями.

На фиг. 1 показан вариатор; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - шкив вариатора; на фиг.5 - разрез В-В на фиг.3. Вариатор показан в положении, когда его передаточное отношение равно 1.0. Предельные положения шкивов и ремней вариатора показаны штрихпунктирными линиями (фиг.2).

Конструкция вариатора состоит из нижней 1 (фиг.1 и 2) и верхней 2 частей корпуса, в разъеме между которыми в подшипниках 3 укреплены идентичные ведущие и ведомые валы 4 со шкивами 5 на них. Шкив 5 (фиг.3) включает в себя свободно сидящий на валу 4 диск 6 со спиральной нарезкой 7 (фиг. 3,4 и 5) на его торцевой поверхности, взаимодействующей с ответными кулачками 8 на секторах 9 с канавками 10 для клиновых ремней 11. Последние представляют собой в данном случае клиноременную передачу из трех параллельных ремней, хотя в принципе она может быть выполнена в виде любой другой передачи гибкой связью. Секторы 9 размещены в сквозных радиальных пазах 12 обоймы 13, которая жестко закреплена на валу 4. Фиксация взаимодействия спиральной нарезки 7 с кулачками 8 секторов 9 осуществляется с помощью фланца 14 и винтов 15. Механизм регулирования угловой скорости вариатора состоит из двух установленных независимо друг от друга на каждом валу 4 шкивов 16, соединенных заодно с дисками 6, клиновых ремней 17, шкивов 18 и вспомогательных реверсивных электродвигателей 19. Вместо описанных ременных передач могут быть использованы другие одинаковые и независимые передачи, соединяющие диски 6 с электродвигателями 19. Предельные положения секторов 9 ограничены конечными выключателями 20.

Вариатор работает следующим образом. С одного из валов 4 крутящий момент через сектора 9 и клиновые ремни 11 передается аналогично описанному на другой вал 4. При этом электродвигатели 19 через шкивы 16, 18 и клиновые ремни 17 вращаются вхолостую.

В случае необходимости плавно изменить передаточное отношение вариатора на короткое мгновение включаются вспомогательные реверсивные электродвигатели 19, вращающиеся в разных направлениях, которые последовательно через шкивы 18, ремни 17 и шкивы 16 поворачивают в разные стороны диски 6. Последние через спиральную нарезку 7 с помощью кулачков 8 на секторах 9 соответственно сдвигают их в радиальном направлении (как кулачки в самоцентрирующемся токарном патроне), что приводит к изменению радиусов взаимодействия секторов 9 с ремнями 11 и, следовательно, к изменению передаточного отношения вариатора. Для обратного изменения передаточного отношения вариатора электродвигатели 19 включаются в другом направлении (реверсируются). При достижении предельного положения секторов 9 они нажимают на конечные выключатели 20, обеспечивая электродвигатели 19.

Преимущества предложенной конструкции вариатора заключаются в возможности автоматического управления им при передаче относительно большой мощности во всем диапазоне регулирования.

Формула изобретения

Вариатор угловой скорости, содержащий ведущий и ведомый валы с установленными на них шкивами, каждый из которых состоит из по крайней мере одного установленного свободно в окружном направлении на валу диска со спиральной нарезкой на одной из торцевых поверхностей, жестко закрепленной на валу со стороны торцевой поверхности диска со спиральной нарезкой обоймы со сквозными радиальными пазами, размещенных в радиальных пазах обоймы и образующих цилиндрическую поверхность секторов с канавками на наружной цилиндрической поверхности для гибкой связи и по крайней мере на одной торцевой поверхности кулачками, входящими в зацепление со спиральной нарезкой на торцевой поверхности диска, гибкую связь, соединяющую шкивы, и механизм регулирования угловой скорости, отличающийся тем, что, с целью автоматизации процесса управления вариатором путем регулирования угловой скорости на ходу, на расстоянии и по заданному закону, механизм регулирования угловой скорости выполнен в виде двух вспомогательных реверсивных электродвигателей и двух одинаковых независимых передач, соединяющих диски шкивов со вспомогательными реверсивными электродвигателями.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве злемента приводов различных машин, механизмов и станков, в частности сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к области точной механики

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к центробежным регуляторам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов станков, транспортных средств, сельскохозяйственных, строительных и т

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механизмах для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное. Механизм преобразования движения содержит корпус, ведущее звено, ведомый и дополнительный ведомый валы с размещенными на них ведомыми элементами, а также передающий вал, на котором размещены обгонные муфты. Ведущее звено выполнено в виде гибкой связи, а именно в виде троса. Ведомые элементы выполнены в виде шкивов. Гибкая связь охватывает шкивы и намотана на барабаны обгонных муфт. Ведомые шкивы совершают возвратные поворотно-колебательные движения, при этом передающий вал совершает непрерывное вращательное движение в одну сторону. Технический результат - упрощение конструкции и повышение надежности механизма. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых регулируемых передачах с гибкой связью. Ведомый шкив клиноременного вариатора содержит вал, подвижный и неподвижный в осевом направлении конические диски, имеющие возможность совместного окружного перемещения, муфту, включающую подвижную в осевом направлении полумуфту с опорой, размещенную со стороны неподвижного диска, жестко связанную с подвижным диском, неподвижную полумуфту и пружину, одним концом связанную с неподвижной полумуфтой. Ведомый шкив также снабжен средством передачи окружного усилия от конических дисков к неподвижной полумуфте, включающим вырез в одной из полумуфт, поверхность одной стенки которого выполнена винтовой, и ответный элемент, при этом винтовая стенка имеет возможность силового взаимодействия с ответным элементом для передачи окружного усилия к неподвижной полумуфте в прямом направлении. Неподвижная полумуфта расположена со стороны неподвижного диска, вырез выполнен в подвижной полумуфте, поверхность второй его стенки также выполнена винтовой, и винтовые линии, образующие противоположные стенки выреза, расположены эквидистантно. Средство передачи окружного усилия от конических дисков к неподвижной полумуфте снабжено вторым ответным элементом. Вторая стенка выреза имеет возможность силового взаимодействия со вторым ответным элементом для передачи усилия в противоположном (реверсивном) направлении, ответные элементы установлены в неподвижной полумуфте, второй конец пружины взаимодействует с опорой подвижной полумуфты. Достигается увеличение межремонтного интервала и ресурса шкива. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройству регулирования скорости велосипеда. Устройство регулирования включает механизм переключения передач со шкивами, ремнями и гибким тросом управления. Механизм переключения передач выполнен в виде двух ремней и двух пар шкивов, постоянно находящихся в зацеплении. Два ведущих шкива установлены на разных сторонах ведущего вала, а два ведомых - на разных сторонах ведомого вала через обгонные муфты. Шкив высокой передачи соединен с ведущим валом через фрикцион. Обеспечивается повышение надежности и долговечности устройства. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Муфта сцепления с бесконечным гибким замкнутым фрикционным элементом в составе одномуфтового и двухмуфтового приводов содержит раму, подшипниковые узлы и узел управления. Кроме того, муфта имеет бесконечный гибкий замкнутый элемент, который в натянутом состоянии имеет возможность радиально воздействовать на фрикционные зоны ведущей и ведомой части муфты. Указанный элемент связан с рычагом управления, Напряженное состояние в материале фрикционного элемента на продольный сдвиг находится в пределах прочности материала, а при использовании двух натяжных роликов, установленных на одной рамке, может быть реализовано одновременно натяжение и большой угол охвата обеих частей муфты. Достигается упрощение конструкции. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх