Транспортное средство на воздушной подушке

 

Использование: для движения по слабонесущему поверхностному слою почвы. Сущность ия: участок каждой из нижних ветвей гусеничных движителей, параллельный опорной поверхности и примыкающий к ней своим полотнищем, соединен треугольными оттяжками изнутри с замыкающей соответствующий баллон кромкой этого полотнища, связанной с тяговой цепью, с возможностью перекрытия зазора между этой нижней ветвью и опорной поверхностью. 6 ил.

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования транспортных средств на воздушной подушке для движения по слабонесущему поверхностному слою почвы.

Известно транспортное средство на воздушной подушке, содержащее корпус с установленными на нем движителями, подвижные гибкие боковые ограждения, выполненные в виде гусениц баллонного типа, открытых к полости воздушной подушки, установленных на приводных барабанах и закрепленных на цепной передаче с тяговыми цепями, связанной с приводом, причем верхние и нижние ветви гусениц разделены плитой, закрепленной на кожухе, шарнирно соединенном продольными рычагами с корпусом, причем двигатели связаны с корпусом при помощи гидроцилиндров.

Недостатком такого транспортного средства на воздушной подушке являются низкие тягово-сцепные усилия, развиваемые бортовыми движителями, что снижает проходимость транспортного средства при преодолении различного рода препятствий, например подъемов, спусков и др.

Целью изобретения является увеличение тягово-сцепного усилия, развиваемого бортовыми гусеничными движителями, снижение разрушающего воздействия движителей на грунт.

Указанная цель достигается тем, что участок каждой из нижних ветвей гусеничных движителей, параллельный опорной поверхности и примыкающий к ней своим полотнищем, соединен треугольными оттяжками изнутри с замыкающей соответствующий баллон кромкой этого полотнища, связанной с тяговой цепью, с возможностью перекрытия зазора между этой нижней ветвью и опорной поверхностью.

На фиг. 1 изображено транспортное средство на воздушной подушке, вид сверху в изометрии; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 5 - узел I на фиг. 4; на фиг. 6 - участок части нижней ветви бортового гибкого ограждения движителя в изометрии.

Транспортное средство на воздушной подушке содержит корпус 1, на котором размещены силовые установки 2, одна из которых служит для нагнетания сжатого воздуха под днище корпуса при помощи вентилятора 3. Другая силовая установка 2 служит для привода гусеничных движителей 4. Транспортное средство на воздушной подушке имеет переднее и заднее торцовые гибкие ограждения 5, уплотняющие полость воздушной подушки.

Корпус 1 сделан более узким по сравнению с известным техническим решением и снабжен статическими опорами 6, которыми транспортное средство в нерабочем состоянии опирается на твердую поверхность земли. Привод бортовых гусеничных движителей осуществляется от бортовых передач, содержащих карданные валы 7, расположенные продольно по отношению к корпусу, соединенные с гипоидными передачами 8. Такой привод более компактный по ширине, что позволяет сделать большей ширину бортовых гусеничных движителей и уменьшить ширину торцовых переднего и заднего ограждений 5, что снижает дополнительно сопротивление движению и расход воздуха из полости воздушной подушки.

Бортовые гусеничные движители 4 при помощи гидросистемы, как и у прототипа (фиг. 3), заблокированы на корпус 1 и находятся в подвешенном состоянии. Гидросистема состоит из гидронасоса 9, бака 10 с гидравлической жидкостью, системы трубопроводов 11, регулятора 12 давления жидкости в штоковой полости гидроцилиндров 13. Бортовые гусеничные движители при помощи продольных рычагов 14 шарнирно соединены с корпусом 1, кожухами 15 цепных передач и кожухами гипоидных передач 8, что также позволяет сделать подвеску гусеничных движителей по ширине более компактной.

Кожух 15 закрывает цепную передачу и имеет замкнутую щелевую прорезь, которая расположена против цепной передачи по ее контуру, причем через эту прорезь пропущены прикрепленные к цепной передаче полотнища гибкого ограждения бортового движителя, и служит для предотвращения сбрасывания со звездочек 26 цепной передачи под действием сил натяжения гибкого ограждения ветвей движителя от повышенного давления воздуха в воздушной подушке. Боковые звенья цепной передачи снабжены колесами 20, которые, вращаясь на осях, снижают трение цепи о внутреннюю сторону наружной стенки кожуха 15 при боковых усилиях от натяжения ветвей движителей. Беговой дорожкой этих колес является внутренняя сторона наружной стенки кожуха.

Гибкое ограждение ветвей движителя баллонного типа, нижнее полотнище 17 нижней ветви которого параллельно опорной поверхности земли и при помощи треугольных оттяжек 18 соединено с верхней кромкой а полотнища, замыкающего баллонную часть гибкого ограждения, соединено с тяговой цепью 19.

Такое гибкое ограждение обеспечивает прижатие нижнего полотнища 17 нижней ветви движителя к опорной поверхности земли силой давления воздуха в полости воздушной подушки и полностью запирает воздушный канал ограждение-экран независимо от давления воздуха в воздушной подушке, что способствует увеличению силы сцепления гибкого ограждения движителя с грунтом, снижает пылебрызгообразование.

Для предотвращения запирания воздушного канала между верхней поверхностью полотнища верхней ветви гусеничного движителя и днищем корпуса 1 (фиг. 3) в днище корпуса выполнена камера Г, не позволяющая полностью распрямиться полотнищу этой ветви и обеспечивающая воздушную смазку с зазором Х истечения между баллонной частью верхней ветви гибкого ограждения движителя и днищем корпуса.

Движитель содержит экранирующую плиту 21, разделяющую ветви движителя. Между гибким ограждением ветвей движителя и экранирующей плитой 21 образуется воздушная смазка с зазорами Х и Z истечения воздуха из полости воздушной подушки (фиг. 3).

Между гибким ограждением ветвей движителя 4, переходящих в плоские ленты на барабанах 22, и внутренней поверхностью полотнищ баллонного типа, прилегающих к движителю, образуется воздушная смазка с зазором j истечения (фиг. 2). Экранирующая плита 21 соединена с кожухом 15 и содержит утолщения на концах, способствующие плавному переходу ветвей движителей в плоские ленты на барабанах 22. Кромка полотнищ передней и задней частей примыкающего к движителю гибкого ограждения, обращенного внутрь воздушной подушки, прикреплена к кожуху с торца, а наружные кромки соединены сверху с днищем корпуса и сбоку с торцовыми передним и задним гибкими ограждениями, снизу торцовые кромки ограждения, прилегающего к движителям, сведены вместе и прикреплены посредством рычагов 23, шарнирно соединенных с кожухом 15 цепной передачи. Причем эти рычаги имеют ограничители хода 24, препятствующие задеванию рычагов за опорную поверхность, и снабжены коническими роликами 25, свободно вращающимися на осях. Ролики 25 обеспечивают снижение трения о рычаги 23 примыкающих к опорной поверхности нижних полотнищ нижних ветвей движителей и обеспечивают их переход в плоские ленты на натяжных барабанах 22, охватывающие эти барабаны при вращении гусеничных движителей.

В нерабочем состоянии транспортное средство опирается на поверхность земли через статические опоры 6, расположенные спереди и сзади корпуса транспортного средства.

Транспортное средство работает следующим образом.

Одна силовая установка 2 вращает вентилятор 3 и гидронасос 9. Вентилятор 3 нагнетает сжатый воздух под днище корпуса 1 транспортного средства. Начинает работать гидросистема и гидроцилиндры 13 вывешивают бортовые гусеничные движители 4. Сжатый воздух раздувает переднее и заднее торцовые ограждения и бортовые гибкие ограждения ветвей движителей. Затем транспортное средство поднимается на воздушную подушку. Нижние полотнища нижних ветвей гусеничных бортовых движителей прижимаются к опорной поверхности земли силой давления воздуха в воздушной подушке.

Вторая силовая установка 2 приводит в действие бортовые передачи, вращает карданные валы 7 и соединенные с ними гипоидные передачи 8, при этом вращаются ведущие звездочки 26 и начинает перемещаться тяговая цепь 19, которая тянет за собой ветви гибкого ограждения гусеничных движителей 4. Транспортное средство начинает движение на воздушной подушке по опорной поверхности.

У транспортного средства на воздушной подушке площадь прижатия нижних полотнищ нижних ветвей движителей составляет, как видно из фиг. 4, не менее половины площади воздушной подушки. Поэтому сила прижатия этих полотнищ к опорной поверхности земли будет достигать около половины веса транспортного средства, что обеспечивает достаточно высокие тягово-сцепные свойства гусеничным движителям и, следовательно, повышает проходимость.

Кроме того, у предлагаемого транспортного средства на воздушной подушке в отличие от прототипа уменьшена ширина корпуса и, следовательно, ширина торцовых переднего и заднего гибких ограждений за счет увеличения ширины сцепных движителей, что снижает сопротивление движению и истечение воздуха из полости воздушной подушки.

В связи с уменьшением пассивной ширины корпуса изменена подвеска движителей, которые соединяются с корпусом продольными рычагами 14, шарнирно соединенными с кожухами цепной, гипоидной передач и корпусом. Движители заблокированы на корпус гидроцилиндрами 13. Передача вращения ведущим звездочкам 26 цепной передачи осуществляется смонтированной на кожухе гипоидной передачей 8, которая более компактна по ширине, а карданные валы 7 расположены продольно корпусу и занимают меньше места по ширине транспортного средства.

При увеличении давления в полости воздушной подушки повышается высота подъема корпуса транспортного средства относительно опорной поверхности, уменьшается площадь воздушной подушки, увеличивается давление прижатия к опорной поверхности земли нижних полотнищ нижних ветвей движителей. Это позволяет повысить тягово-сцепные качества транспортного средства, а также повысить проходимость.

Формула изобретения

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, содержащее корпус с установленными на нем движителями, подвижные гибкие боковые ограждения, выполненные в виде гусениц баллонного типа, открытых к полости воздушной подушки, установленных на приводных барабанах и закрепленных на цепной передаче с тяговыми цепями, связанной с приводом, причем верхние и нижние ветви гусениц разделены плитой, закрепленной на кожухе, шарнирно соединенном продольными рычагами с корпусом, причем движители связаны с корпусом при помощи гидроцилиндров, отличающееся тем, что участок каждой из нижних ветвей гусеничных движителей, параллельный опорной поверхности и примыкающий к ней своим полотнищем, соединен треугольными оттяжками изнутри с замыкающей соответствующий баллон кромкой этого полотнища, связанной с тяговой цепью, с возможностью перекрытия зазора между этой нижней ветвью и опорной поверхностью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и может быть использовано для передвижения гибкого тела неограниченной длины по труднодоступной местности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к пневмоприводу, может быть использовано для линейного перемещения столов автоматизированных измерительных систем и является усовершенствованием технического решения по авт.св

Изобретение относится к скоростному рельсовому транспорту и касается конструирования экранодорожного транспорта для замены им существующих железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, например, на воздушной подушке и касается технологии конструирования двигателей и движителей, применяемых на наземных, водных, воздушных, космических и др

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования транспортных средств на воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается создания транспортных средств на воздушной подушке, предназначенных для перемещения грузов по слабому болотистому грунту, например по тундре

Изобретение относится к транспортной технике на воздушной подушке и касается создания аппаратов на воздушной подушке, способных перемещаться по дорогам и в условиях бездорожья, обладая плавучестью

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических судов с дисковыми движителями вертикального подъема и с маршевыми дисковыми движителями

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических транспортных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления воздушными винтами изменяемого шага (ВИШ) судов на воздушной подушке (СВП)
Наверх