Плавучий подводный резервуар для сбора и хранения нефти и нефтепродуктов

 

Использование: изобретение относится к эксплуатации подводных нефтяных месторождений в северных морях и может быть использовано для обеспечения круглогодичного обслуживания подводных добывающих объектов независимо от ледовой обстановки, с наименьшими затратами. Сущность изобретения: резервуар включает корпус, представляющий собой балластную цистерну, в рабочем (погруженном) положении заполненную нефтью (с вытеснением из нее воды). Для стабилизации плавучести корпуса при заполнении его нефтью в центре балластной цистерны расположена уравнительная цистерна с клапаном заполнения забортной водой, соединенным через упругоподатливый элемент со средством прикрепления корпуса к грунту. При этом упругоподатливый элемент установлен по усилию срабатывания, превышающему величину плавучести корпуса до его заполнения нефтью. 1 ил.

Изобретение относится к эксплуатации подводных нефтяных месторождений, преимущественно в северных морях, где в зимнее время года из-за наличия ледового покрова эксплуатация пробуренных скважин практически прекращается.

Использование же для транспортировки добытой в ледовых условиях нефти подводного танкера нерационально из-за высокой его стоимости и опасно при малых глубинах разрабатываемого шельфа.

Наиболее близким из известного уровня техники к изобретению является техническое решение, включающее корпус для сбора и хранения нефтепродуктов в море, узел крепления его к грунту [1].

Недостатком известного технического решения является невозможность круглогодичной его эксплуатации на морских шельфах в ледовой обстановке.

Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет круглогодичной его эксплуатации на морском шельфе в ледовых условиях и обеспечение автоматической стабилизации его плавучести на заданной глубине в процессе сбора.

Это достигается тем, что корпус резервуара выполнен разгруженным от гидростатического давления, а в центре (в районе центров масс) размещена прочностная уравнительная цистерна с клапаном заполнения забортной водой. Этот клапан соединен через упругоподатливый элемент (пружину) со средством закрепления корпуса к грунту и установлен с усилием срабатывания, превышающим плавучесть корпуса до его заполнения нефтью.

На чертеже изображена схема плавучего подводного резервуара для сбора и хранения нефти и нефтепродуктов, прикрепленного к грунту.

Резервуар для сбора и хранения нефти и нефтепродуктов содержит корпус 1 в виде балластной цистерны, разгруженной от внешнего гидростатического давления (в нижней части она сообщена с забортной водой), вертикального или горизонтального исполнения. В центре корпуса 1 расположена герметичная прочная уравнительная цистерна 2 с клапанами 3 и 4 заполнения и вентиляции соответственно. Вверху корпуса 1 расположены цистерны постоянной 5 переменной 6 плавучести.

Для прикрепления к грунту корпус имеет средство, состоящее из якоря 7, троса (цепи) 8, который соединен с клапаном 3 заполнения. Пружиненный или другого типа привод (пружина) 9 клапана 3 (его упругоподатливый элемент) выполнен, исходя из усилия срабатывания, превышающего величину плавучести погруженного корпуса без нефти (балластная цистерна заполнена водой).

Плавучий подводный резервуар для сбора и хранения нефти и нефтепродуктов эксплуатируется следующим образом.

Корпус с заполненными водой цистернами 1, 6 погружают вблизи нефтедобывающего объекта путем сброса (или опускания лебедкой) якоря 7 на заданную глубину его погружения, что соответствует длине и натяжению якорного троса 8, клапан 3 заполнения закрыт.

Водолаз присоединяет к корпусу от нефтедобывающего объекта шланг для перекачки нефти в его балластную цистерну с вытеснением находящейся в ней воды.

В процессе заполнения нефтью плавучесть корпуса увеличивается на величину разности плотностей воды и нефти (на 0,1 т/м3), и соответственно увеличивается натяжение якорного троса 8, который, воздействуя на клапан 3, разжимает пружину 9, открывает доступ воды в уравнительную цистерну 2.

Заполнение уравнительной цистерны 2 происходит до момента погашения дополнительно приобретенной плавучести от приема нефти, после чего клапан 3 заполнения закрывается, пружина 9 сжимается, плавучесть корпуса по величине меньше усилия срабатывания клапана 3. Таким образом, плавучесть корпуса автоматически стабилизируется, балластная цистерна заполнена нефтью, корпус может находиться в подводном положении до освобождения акватории ото льда.

При всплытии корпуса цистерны 6 переменной плавучести продувают, отрывая якорь 7 от грунта, и нефть из него перекачивают на транспортное судно.

Использование предложенного изобретения позволяет обеспечить разработку нефтяных скважин круглогодично независимо от внешних условий.

Формула изобретения

ПЛАВУЧИЙ ПОДВОДНЫЙ РЕЗЕРВУАР ДЛЯ СБОРА И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ, включающий корпус с распределительным узлом и средством его крепления к грунту, содержащим гибкий элемент, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет круглогодичной его эксплуатации на морском шельфе в ледовых условиях и обеспечения автоматической стабилизации его плавучести на заданной глубине в процессе сбора, он снабжен установленными в корпусе герметичной уравнительной цистерной с клапанами заполнения забортной жидкой средой и вентиляции и цистернами постоянной и переменной плавучести, при этом корпус выполнен разгруженным от внешнего гидростатического давления, а гибкий элемент - упругим по усилию срабатывания, превышающему величину плавучести погруженного корпуса без нефти, и соединен с клапаном заполнения забортной жидкой средой.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для выгрузки твердеющих материалов, например пека, которые загустевают в сливном патрубке

Изобретение относится к средствам хранения и нефти и нефтепродуктов на водной подушке

Изобретение относится к модульной системе производства, хранения и погрузки углеводородов вблизи берегов

Контейнер // 1279918

Изобретение относится к категории сухопутных хранилищ и может быть использовано для хранения нефти и нефтепродуктов, других легкоиспаряющихся жидкостей в различных областях народного хозяйства

Контейнер // 1154159

Изобретение относится к области строительства сооружений, предназначенных для хранения экологически опасных жидких веществ, например, нефти и нефтепродуктов

Изобретение относится к морским и речным средствам транспортировки жидких грузов (нефти, дизтоплива, керосина, бензина и др.) по воде

Изобретение относится к судостроению и касается областей техники, связанных с решением вопросов экологии моря или иных водоемов, с созданием технических средств, обеспечивающих экологически чистые способы подъема затонувших судов подводных лодок, атомных ледоколов, кораблей с ядерным оружием и других подобных объектов

Изобретение относится к области водного транспорта и касается транспортировки по воде произвольных объемов материалов, преимущественно в жидкой форме. Предложен базовый элемент водного транспорта, содержащий по меньшей мере два идентичных резервуара (1), которые в положении по умолчанию расположены рядом друг с другом параллельно на пропорциональных расстояниях, способны плавать в воде и служат для транспортировки, в основном, жидкостей с характерным удельным весом, меньшим единицы. Каждый резервуар (1) изготовлен из гибкого материала, способного изгибаться под действием волн, содержит поперечное сечение замкнутого контура, два конца, герметизированные для обеспечения водонепроницаемости идентичными крышками (11) гидродинамической формы, и оболочку, снабженную рядом фитингов (12) заправки/откачки согласно техническим требованиям. Базовый элемент водного транспорта содержит разделительную конструкцию (2), производимую из гибкого материала, способного изгибаться под действием волн, так что свободно передвигается в плоскости, перпендикулярной продольной оси резервуара (1), служит для поддержки пропорционального расстояния между резервуарами (1) и соединяется с оболочкой резервуара (1) по его длине посредством удерживающих петель (13), которые неподвижно прикреплены к резервуару (1) на расстояниях по меньшей мере в десять и максимум в двадцать раз больше обратной величины диаметра нагруженного резервуара (1). Предложены также плавающий караван, созданный из таких базовых элементов, и плот, образованный из таких караванов. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик плавучих резервуаров для транспортировки по воде, в первую очередь, нефти на уровне ниже уровня поверхности океана. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх