Устройство для смазки передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в узлах сухого трения, преимущественно в области космической и вакуумной техники. Устройство для смазки передач содержит магазин с кассетой 1, выполненной дискообразной со щеками по торцам. Устройство снабжено двумя лентами-прокладками 4,5, которые свернуты в один рулон 12 и установлены в кассете с возможностью вращения и с зазором между собой и щеками. В зазоре между лентами-прокладками 4,5 размещены смазочные элементы 8 в виде порошка или гранул, образующих сыпучую массу и предназначенных для подачи к парам трения 10 - 11. Свободные концы лент-прокладок 4,5 связаны посредством лентозахватов 6,7 с лентопротяжными механизмами 3. В рекомендуемом варианте исполнения устройства каждый из лентозахватов 6,7 выполнен в виде гибкой ленты-поводка с замком 17 /18/, а величина зазора между каждой из лент-прокладок 4,5 и соответствующей щекой меньше 1/4 величины среднего размера смазочного элемента 8. При включении механизмов 3 лентозахваты 6,7 синхронно вытягивают из кассеты 1 ленты 4,5 с элементами 8. Проходя по направляющим 2, ленты разводятся в разные стороны. Освобождаемые при этом элементы 8 непрерывно или периодически поступают в зону 9 пар трения 10,11 передач. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для обеспечения работоспособности узлов сухого трения, преимущественно в области космической и вакуумной техники.

Известны устройства с принудительной подачей твердых смазочных элементов (гранул, магнитоактивного порошка, иной сыпучей массы) в рабочую зону пар трения в период работы устройства.

Подача сыпучей массы в зону трения известна и в других областях техники, например в наземном транспорте.

Наиболее близким к заявляемому техническим решением является устройство для смазки передач, содержащее магазин с кассетой, расположенной в кассете твердые смазочные элементы и их направляющие.

Однако в известных устройствах, включая прототип, масса смазочных элементов в магазине недостаточно защищена от внешних воздействий (атмосферных, химических, механических, термических и т.д.), что увеличивает вероятность вредных изменений свойств сыпучей массы и ее отдельных элементов, нарушения нормальной подачи элементов в зону пар трения (ухудшение антифрикционных свойств, слипание, спекание, прилипание, фиксация в магнитном или гравитационном поле и т.д.).

Перемещаясь в кассете, элементы трутся о стенки и между собой, стираясь и способствуя перечисленным негативным процессам. Это обусловливает недостаточную надежность устройства, повышенную вероятность снижения качества смазки передач. Указанные недостатки особенно недопустимы в космической технике, где устранение возникающих неполадок затруднено или невозможно, а стоимость изделий и программ их эксплуатации многократно превышает наземные.

Цель изобретения - повышение качества смазки передач.

Повышение качества смазки передач связано с уменьшением вероятности вредных изменений свойств сыпучей массы и/или ее отдельных элементов, обеспечением широких возможностей выбора защитных материалов (пленок) и с тем, что трение и износ элементов при перемещении в кассете сведены к минимуму. Сохранение свойств смазочных элементов и сыпучей массы в целом, повышение надежности устройства обусловливают сохранение заданного качества смазки передач. Повышение качества смазки предполагает также уменьшение потерь части массы смазочных элементов при подключении кассеты.

Цель достигается тем, что в устройстве для смазки передач кассета выполнена дискообразной с двумя щеками по торцам, устройство снабжено двумя свернутыми в один рулон лентами-прокладками, установленными в кассете с возможностью вращения и с зазором между собой и щеками кассеты, смазочные элементы размещены в зазоре между лентами-прокладками , а уcтройcтво cнабжено двумя лентопротяжными механизмами с лентозахватами, каждый из которых связан со свободным концом соответствующей ленты-прокладки.

Цель достигается также тем, что каждый из лентозахватов выполнен в виде гибкой ленты-поводка с замком и связан посредством этого замка с соответствующей лентой-прокладкой, а также тем, что величина зазора между каждой из лент-прокладок и соответствующей щекой меньше 1/4 величины среднего размера смазочного элемента.

На фиг. 1 показана схема одного из возможных вариантов устройства для смазки передач; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - схема фиксации лент-прокладок и лент-поводков.

Устройство для смазки передач содержит неподвижную съемную кассету 1, направляющие 2, лентопротяжные механизмы 3, две одинаковые ленты-прокладки 4, 5, лентозахваты 6, 7 и множество твердых смазочных элементов (антифрикционных элементов) 8 в виде порошка или гранул, образующих сыпучую массу и предназначенных для принудительной подачи в рабочую зону 9 пар трения 10-11 (например, зубчатых колес).

Ленты-прокладки 4 и 5 свернуты вместе с элементами 8, размещенными в зазоре между лентами 4, 5, в рулон 12. Последний установлен в кассете 1 между ее щеками 13, 14 с возможностью вращения, например посредством катушки 15 с опорой 16.

Между кромками каждой ленты 4, 5 и близлежащими щеками 13, 14 предусмотрен зазор, предпочтительно менее 1/4 величины среднего размера (диаметра) элемента 8. Кассета 1 с установленным в ней рулоном 12 образуют магазин, а лентопротяжные механизмы 3 с лентозахватами-лентопротяжное устройство. Свободные концы лент-прокладок 4 и 5 связаны с лентопротяжными механизмами 3 посредством лентозахватов 6 и 7 соответственно, с возможностью перемещения и развода лент-прокладок 4 и 5 в направляющих 2.

Щеки 13 и/или 14 могут быть установлены в кассете 1 легкосъемно для облегчения монтажа рулона 12.

Лентозахваты 6 и 7 могут быть выполнены в виде гибких лент-поводков с замками 17, 18, например известной молнии "липучка". При этом свободные концы лент-прокладок 4, 5 разъемно соединены между собой и снабжены ответными частями к частям замков 17, 18, расположенным на лентах-поводках 6, 7.

Свободные концы лент-прокладок 4, 5 могут быть соединены между собой любым способом, допускающим разъединение за счет усилия лентопротяжного устройства. В частности, они могут быть соединены замком 19 (см. фиг.3), аналогичным замкам 17, 18. При этом имеют место более высокие сцепные характеристики замков 17, 18, что в клеевых соединениях и замках "липучка" обеспечивается большей сцепной площадью при прочих равных условиях (на фиг.3 сцепная площадь замка 17 или 18 превышает сцепную площадь замка 19).

Устройство работает следующим образом.

Предварительно лентозахваты 6 и 7 прикрепляют посредством замков 17 и 18 к свободным концам лент-прокладок 4 и 5, после чего включают лентопротяжные механизмы 3. Лентозахваты 6 и 7, синхронно перемещаясь в направлении стрелок (см. фиг.1), тянут за собой ленты-прокладки 4 и 5 вместе с зажатым между ними слоем элементов 8. Катушка 15 позволяет свободно разматываться рулону 12. Проходя по направляющим 2, ленты 4 и 5 разводятся в разные стороны. Замок 19 при этом открывается, а освобождаемые в процессе перемещений лент 4, 5 элементы 8 под действием гравитационных, магнитных или иных сил (в зависимости от конкретных условий) поступают в зону 9 пар трения 10, 11 передач.

Возможна как непрерывная, так и периодическая работа лентопротяжного устройства.

Когда запас элементов 8 в магазине кончится, лентозахваты 6, 7 отсоединяют от лент 4, 5, кассету 1 заменяют новой (или вставляют в нее новый рулон 12) и повторяют описанные операции.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПЕРЕДАЧ, содержащее магазин с кассетой, расположенные в кассете твердые смазочные элементы и их направляющие, отличающееся тем, что, с целью повышения качества смазки передач, кассета выполнена дискообразной с двумя щеками по торцам, устройство снабжено двумя свернутыми в один рулон лентами-прокладками, установленными в кассете с возможностью вращения и с зазором между собой и щеками кассеты, смазочные элементы размещены в зазоре между лентами-прокладками, а устройство снабжено двумя лентопротяжными механизмами с лентозахватами, каждый из которых связан со свободным концом соответствующей ленты-прокладки.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый из лентозахватов выполнен в виде гибкой ленты-поводка с замком и связан посредством этого замка с соответствующей лентой-прокладкой.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что величина зазора между каждой из лент-прокладок и соответствующей щекой меньше 1/4 величины среднего размера смазочного элемента.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам, имеющим устройства для принудительной смазки

Отдушина // 1805261

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для подачи смазки к элементам зубчатых передач, расположенных в закрытых корпусах с масляными ваннами, преимущественно тихоходных передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовамэ в качестве уплотнения вращающихся валов многорядных редукторов большегрузных автомобилей , Применение устройства исключает на всех эксплуатационных режимах автомобиля подтекание масла через бесконтактное уплотнение

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых консистентными смазочными материалами

Редуктор // 1768851
Изобретение относится к машиностроению , в частности, к конструкциям редукторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых консистентными смазочными материалами

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх