Способ маневрирования автопоезда

 

Использование: для управления колесными транспортными средствами, в частности для управления многозвенными автопоездами, оборудованными двухосными поворотными тележками. Сущность изобретения: осуществляют перемещение звеньев 1 и 2 транспортного средства путем синхронного поворота гидроцилиндрами в горизонтальной и вертикальной плоскостях заданных групп передних 4 или задних осей 5 двухосных поворотных тележек относительно сопряженных с осями звеньев. 4 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к управлению маневром транспортного средства и его звеньев.

Наиболее близким к предлагаемому является способ, позволяющий изменять направление движения транспортного средства на любой необходимый угол, не совершая при этом поступательного движения. Предварительно осуществляют подъем передней оси перед ее поворотом, а после ее опускания производят подъем средней оси с последующим ее поворотом и опусканием. Существующие способы маневрирования позволяют производить поочередное перемещение в горизонтальном или вертикальном направлении только одной из осей транспортного средства. Это достигается в результате складывания шарнирно сочлененных звеньев транспортного средства, что вызывает большие усилия и энергозатраты в гидроприводе транспортного средства. Кроме того, методы маневрирования можно использовать только для транспортных средств определенной компановки с шарнирно сочлененной рамой, что сужает область применяемости указанных способов. Известные способы не обеспечивают во время маневра синхронный поворот заданной группы осей относительно сопряженных с ними звеньев и не позволяют перемещать транспортное средство в поперечном направлении.

Предложен способ маневрирования автопоезда, каждое звено которого установлено на передней и задней двухосных поворотных тележках, включающий изменение положения звеньев без их продольно-поступательного движения, так, что сначала синхронно поднимают передние или задние оси каждой поворотной тележки, затем поворачивают каждую тележку в горизонтальной плоскости вокруг вертикали, проходящей через центр масс неподнятой оси, после чего поднятые ранее оси опускают.

Предложенный способ маневрирования может быть осуществлен для транспортных средств с различными вариантами компоновки звеньев и гидрооборудования. Рама транспортного средства может быть выполнена жестко или иметь шарнирные соединения. Транспортное средство может быть как однозвенным, так и многозвенным. Способ хорошо сочетается с задачами и характеристиками перспективных модульных автопоездов типа МАЗ-2000 ("Перестройка"), состоящих из взаимозаменяемых модулей и предусматривающих множество вариантов компоновки модулей в зависимости от эксплуатационных целей.

Поворот двухосных тележек существенно уменьшает необходимую для горизонтального перемещения колесных осей мощность гидропривода, так как она не требует поворота звеньев транспортного средства совместно с перемещаемыми осями. Эта операция позволяет совершать синхронный поворот группы колесных осей, что дает возможность не только изменять направление движения звеньев транспортного средства, не совершая при этом поступательного движения, и преодолевать определенные препятствия (ямы, рвы, отдельные камни, бревна и т.д.), но и производить перемещение транспортного средства в поперечном направлении.

Сущность способа поясняется на примере работы модульного автопоезда МАЗ-200 ("Перестройка").

На фиг.1 показано положение колесных осей, соответствующее прямолинейному движению транспортного средства; на фиг.2 - вертикальное перемещение передних осей поворотных тележек транспортного средства; на фиг.3 - вертикальное перемещение задних осей поворотных тележек транспортного средства; на фиг.4 - фазы горизонтального перемещения в поперечном направлении колесных осей транспортного средства.

Предложенное транспортное средство имеет два шарнирно соединенных через дышло звена 1,2, установленных на двухосных поворотных тележках 3. Передние 4 и задние 5 колесные оси поворотных тележек 3 перемещаются в вертикальной плоскости гидроцилиндрами 6, а в горизонтальной плоскости - путем поворота тележек 3 гидроцилиндрами 7. К последнему звену 2 транспортного средства могут подсоединяться последующие звенья, связанные между собой через дышло и шарнир и управляемые так же, как и предшествующие звенья.

Управление транспортным средством осуществляется следующим образом.

При работе в сложных эксплуатационных условиях (на ограниченных площадях, пересеченной местности, лежневых и горных дорог и т.д.) возникает необходимость в изменении направления движений звеньев транспортного средства, не совершая при этом поступательного движения, либо его перемещении в поперечном направлении.

Для этого необходимо обеспечить эффективное перемещение осей и звеньев транспортного средства в горизонтальной плоскости с наименьшим сопротивлением. Указанная цель достигается путем поэтапного вывешивания передних и задних колесных осей поворотных тележек с последующим синхронным поворотом тележек в заданном направлении. Способ включает следующие операции.

Из первоначального положения (см.фиг.1) гидроцилиндрами 6 вывешивают передние колесные оси 4 (см.фиг.2) и поворачивают их посредством поворотных тележек 3 и гидроцилиндров 7 относительно задних осей 5 на угол 1 в горизонтальной плоскости (см.фиг.4) с последующим опусканием. Затем вывешивают задние колесные оси 5 (см.фиг.3) и поворачивают их относительно передних осей 4 в горизонтальной плоскости на угол 2 (см.фиг.4). В результате выполненных операций звенья 1,2 транспортного средства синхронно переместятся в поперечном направлении соответственно на расстоянии 1 и 2. Для достижения первоначального положения колесных осей относительно их звеньев (см. фиг.1) вывешивают передние колесные оси (см.фиг.2) и поворачивают их в горизонтальной плоскости на угол 3 (см.фиг.4) с последующим опусканием. В итоге положение транспортного средства будет соответствовать его прямолинейному движению, а общее продольное перемещение составит = 1 + 2 + 3 В случае необходимости поворота звеньев транспортного средства, не совершающего поступательного движения на заданный угол, перечисленные операции выполняются применительно к отдельным двухосным поворотным тележкам, в результате чего звенья разворачиваются относительно незадействованных в операциях поворотных тележек на заданный угол и тем самым изменяют направление движения транспортного средства.

Таким образом, путем поэтапного синхронного поворота относительно друг друга передних 4 и задних 5 колесных осей двухосных тележек 3 в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществляют поперечное перемещение звеньев 1,2 и задают необходимое направление движения транспортного средства, не совершая при этом продольного поступательного движения.

Формула изобретения

СПОСОБ МАНЕВРИРОВАНИЯ АВТОПОЕЗДА, каждое звено которого установлено на передней и задней двухосных поворотных тележках, включающий изменение положения звеньев без их продольно-поступательного движения, отличающийся тем, что сначала синхронно поднимают передние или задние оси каждой поворотной тележки, затем поворачивают каждую тележку в горизонтальной плоскости вокруг вертикали, проходящей через центр масс неподнятой оси, после чего поднятые ранее оси опускают.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается способов управления транспортными средствами

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к приводам управления поворотными тележками полуприцепов

Автопоезд // 1676907
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоездам, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к управлению поворотом как отдельных звеньев транспортного средства, так и всей многозвенной транспортной системы

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано на автомобильных длиннобазных управляемых автопоездах

Изобретение относится к транспортным средствам, например к автопоездам, и касается тягово-сцепных устройств прицепов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления прицепами-роспусками, предназначенными для перевозки труб на строительстве нефтегазопроводов

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к последовательно связанным жестким поворотным осям с центральными осями поворота

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления поворотной осью автомобильных прицепов

Изобретение относится к автопоездам, имеющим тягач и один или несколько прицепов

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов, в частности к прицепам, предназначенным для сцепки с ведущим транспортным средством, и может быть использовано в условиях ограниченного пространства

Группа изобретений относится к системе принудительного управления для применения с прицепом и несколькими различными тягачами. Система принудительного управления содержит сцепную часть для расположения на тягаче (5) и сцепную петлевую часть (3) для расположения на прицепе (4). Сцепная часть и сцепная петлевая часть (3) предназначены для сцепления друг с другом в точке сцепления и в расположенной на расстоянии от точки сцепления точке шарнирного соединения. На каждом из множества различных тягачей (5) с помощью предварительно согласованной с этим тягачом (5) сцепной части точка сцепления и точка шарнирного соединения расположены соответственно на заданном расстоянии от заднего моста (51) тягача (5) так, что настройка оптимального углового соотношения угла между тягачом (5) и петлевой частью (3) относительно угла отклонения управляемых колес (42) прицепа (4) может быть гарантирована для различных комбинаций транспортных средств. Достигается создание системы принудительного управления без дополнительного оборудования, которая при многих различных тягачах обеспечивает возможность качения лежащих друг за другом колес нескольких задних мостов прицепа при движении в поворотах с боковой устойчивостью. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх