Опорно-сцепное устройство автопоезда
Использование: в машиностроении, в транспортных средствах большой и особо большой грузоподъемности. Сущность изобретения: на тягаче установлены седло 3 и опорная плита 4, связанные шарнирами поперечной и продольной гибкости. Шарнир поперечной гибкости выполнен в виде подвижной опорной площадки 6, поверхность которой имеет цилиндрическую вогнутую форму. Опорная площадка 6 перемещается по опорной плите 4 на роликах 9. Между торцовыми поверхностями опорной плиты 4 и опорной площадки 6 установлены дополнительные ролики. Тягач и полуприцеп связаны пневмогидроцилиндрами 5. 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, на транспортных средствах большой и особо большой грузоподъемности при их движении по дорогам, имеющим значительные уклоны, или по пересеченной местности.
Цель изобретения - повышение безопасности при движении автопоезда большой и особо большой грузоподъемности по дорогам со значительными боковыми уклонами или по пересеченной местности за счет автоматического изменения угла поперечной устойчивости автопоезда путем смешения центра приложения сил от полуприцепа на тягач в сторону, противоположную уклону. Указанная цель достигается тем, что в опорно-сцепном устройстве автопоезда, включающего тягач и полуприцеп, содержащем установленные на тягаче и связанные между собой шарнирами поперечной и продольной гибкости седло и опорную плиту, согласно изобретению между тягачом и полуприцепом установлены расположенные симметрично относительно продольной оси симметрии автопоезда два пневмогидроцилиндра, а шарнир поперечной гибкости выполнен в виде установленной на опорной плите подвижной опорной площадки, взаимодействующая с опорной плитой поверхность которой имеет цилиндрическую вогнутую форму, а ответная поверхность опорной плиты выполнена выпукло-цилиндрической, причем между цилиндрическими и торцовыми поверхностями плиты и площадки размещены ролики. На фиг.1 показано опорно-сцепное устройство (вид сзади); на фиг.2 - то же (вид сбоку) в разрезе; на фиг.3 - положение тягача относительно полуприцепа при движении по дороге с боковым уклоном. Опорно-сцепное устройство выполнено из шарнира поперечной гибкости 1, шарнира продольной гибкости 2, седла 3, опорной плиты 4, двух пневмогидроцилиндров 5. Шарнир поперечной гибкости 1 выполнен в виде установленной на опорной плите 4 подвижной опорной площадки 6, взаимодействующей с опорной плитой 4 и поверхность 7 которой имеет цилиндрическую вогнутую форму, а ответная поверхность 8 опорной плиты 4 выполнена выпукло-цилиндрической. Между опорной плитой 4 с подвижной опорной площадкой 6, имеющей цилиндрическую поверхность 7, и ответной поверхностью 8 опорной плиты 4 размещены ролики 9. Между торцовыми поверхностями 10, 11 (фиг.2) опорной плиты 4 и подвижной опорной площадки 6 соответственно также установлен ролики 12. К шарниру поперечной гибкости 1 относятся также установленные между тягачом и полуприцепом и размещенные симметрично относительно продольной оси симметрии автопоезда два пневмогидроцилиндра 5. Шарнир продольной гибкости 2 включает в себя седло 3, поперечную ось 13 седла 3 (фиг.2), подвижную опорную площадку 6 и два пневмогидроцилиндра 5. Опорная плита 4 с помощью болтов жестко крепится к раме тягача. Ролики 9 и 12 служат для обеспечения возможности перемещаться шарниру поперечной гибкости 1 в плоскости, перпендикулярной оси тягача, вдоль выпукло-цилиндрической поверхности 8 опорной плиты 4. В целях сохранения работоспособности устройства при продольных рывках (трогание, торможение) установлены ролики 12. Опорно-сцепное устройство работает следующим образом. Соединение (разъединение) тягача с полуприцепом осуществляется обычном образом, аналогично МАЗ-200В. В статическом состоянии автопоезда опорно-сцепное устройство за счет двух пневмогидроцилиндров будет удерживать полуприцеп с грузом в горизонтальном положении. При движении автопоезда по ровной (без поперечных уклонов) дороге устройство работает следующим образом. При наезде на неровность дороги или при движении (въезде тягача) на дороге с боковым уклоном возрастает нагрузка на пневмогидроцилиндр, находящийся со стороны неровности (уклона), и происходит уменьшение длины пневмогидроцилиндра, а тягач как бы проворачивается вокруг продольной оси (за счет конструкции опорно-сцепного устройства) относительно полуприцепа, имеющего большую массу, чем тягач, в результате чего происходит смещение центра приложения сил от полуприцепа на тягач в сторону, противоположную уклону, что приводит к увеличению углов поперечной устойчивости автопоезда, так как задняя тележка полуприцепа имеет конструкцию, аналогичную опорно-сцепному устройству тягача. При выезде автопоезда на ровный участок дороги устройство действует в обратной последовательности (за счет упругости пневмогидроцилиндров). Повышение углов поперечной устойчивости автопоезда приводит к более безопасному движению автопоезда. Пневмогидроцилиндры к раме и полуприцепу крепятся с помощью шаровых шарниров, что позволяет пневмогидроцилиндрам менять свое положение в вертикальной плоскости. Кроме того, пневмогидроцилиндры смягчают удары, возникающие при движении автопоезда и передаваемые на полуприцеп.Формула изобретения
ОПОРНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА, включающего тягач и полуприцеп, содержащее установленные на тягаче и связанные между собой шарнирами поперечной и продольной гибкости седло и опорную плиту, отличающееся тем, что между тягачом и полуприцепом установлены расположенные симметрично относительно продольной оси симметрии автопоезда два пневмогидроцилиндра, а шарнир поперечной гибкости выполнен в виде установленной на опорной плите подвижной опорной площадки, взаимодействующая с опорной плитой поверхность которой имеет цилиндрическую вогнутую форму, а ответная поверхность опорной плиты выполнена выпукло-цилиндрической, причем между цилиндрическими и торцевыми поверхностями плиты и площадки размещены ролики.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3