Система регулирования газотурбинного двигателя с регулируемым сопловым аппаратом турбины

 

Использование: турбостроение, а именно в автомобильных газотурбинных двигателях. Сущность изобретения: с каждого из датчиков 10 поступают сигналы в свои усилители 11, которые формируют сигналы, прямо пропорциональные величине радиального зазора между торцами каждой лопатки 1 и внутренним обводом, а сигналы с каждого усилителя 11 поступают на приводы продольного перемещения 9. Одновременно сигналы с датчиков 10 и 12 попарно от каждой лопатки поступают в свои сумматоры 13. В блоке сравнения 15 сигналы от сумматоров 13 сравниваются с сигналом от задатчика минимального суммарного зазора 14 и при наличии хотя бы одного из сигналов с меньшим значением, чем сигнал от задатчика, блок сравнения формирует сигнал на изменения режима двигателя лопатки, тем самым понижая темпуратуру в проточной части. 1 ил.

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в автомобильных газотурбинных двигателях.

Известна система регулирования газотурбинных двигателей, содержащая регулируемый сопловой аппарат (РСА) турбины, регулятор частоты вращения турбокомпрессора, электронный блок управления положением лопаток РСА и величиной расхода топлива. Такая система путем изменения положения лопаток РСА по сигналу частоты вращения турбокомпрессора на частичных режимах регулирует температуру газа в проточной части турбины [1].

Недостатком этой системы, как и любой системы регулирования по косвенному параметру, является недостаточно точное регулирование температуры газа по режиму работы двигателя.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству является транспортный газотурбинный двигатель с системой управления и регулирования, содержащий регулируемый сопловой аппарат с поворотными лопатками, электронный блок управления, на входы которого поступают сигналы от датчиков температуры газа на входе в направляющий аппарат турбины и отклонения положения лопаток регулируемого соплового аппарата от заданного, а на выходе которого формируется сигнал, управляющий работой электромагнита привода поворотных лопаток [2].

Недостатком известного устройства является следующее. Надежная работа регулируемого соплового аппарата требует наличия радиальных зазоров между торцами поворотных лопаток и наружным и внутренним обводами проточной части. Требуемая величина этих зазоров тем больше, чем больше возможная при работе двигателя деформация наружного и внутреннего обводов проточной части. Вместе с тем наличие радиальных зазоров в регулируемом сопловом аппарате уменьшает эффективность турбины, а малая величина зазоров снижает ее надежность. Причем, в зависимости от профилирования соплового аппарата большее влияние на уменьшение эффективности турбины могут оказывать радиальные зазоры либо у корня, либо у периферии лопаток. Таким образом, отсутствие регулирования радиальных зазоров между поворотными лопатками РСА и одним из его обводов, а также отсутствие регулирования суммарных радиальных зазоров между лопатками и обводами проточной части, снижает эффективность и надежность турбины известного устройства.

Целью изобретения является повышение эффективности и надежности турбины с регулируемым сопловым аппаратом.

Указанная цель достигается тем, что в системе регулирования газотурбинного двигателя с регулируемым сопловым аппаратом турбины, содержащей регулирующие температуру газа поворотные сопловые лопатки, установленные в корпусе, к которому примыкают наружный и внутренний обводы проточной части, последовательно подключенные термопару-датчик измерения температуры газа, усилитель с регулятором коэффициента усиления и механизм поворота лопаток, последние установлены в корпусе с возможностью управляемого продольного перемещения вдоль своих осей, система регулирования дополнительно содержит датчики величины радиальных зазоров между торцами каждой лопатки и наружным и внутренним обводами, усилители и привода продольного перемещения каждой лопатки, сумматоры, блок сравнения сигналов и задатчик минимального суммарного зазора, причем каждый датчик зазора между торцом лопатки и одним из обводов и каждый усилитель последовательно подключены к приводу продольного перемещения своей лопатки, а каждая пара датчиков всех лопаток подключена к входам своих сумматоров, выходы которых параллельно задатчику минимального сумматорного зазора, подключены к входам блока сравнения, выход которого подключен к входу регулятора коэффициента усиления усилителя поворота лопаток.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая система регулирования отличается тем, что лопатки РСА установлены с возможностью управляемого продольного перемещения вдоль своих осей, а также наличием датчиков величины радиальных зазоров между торцами каждой лопатки и наружным и внутренним обводами, усилителей и приводов продольного перемещения каждой лопатки, сумматоров, блока сравнения сигналов и задатчика минимального суммарного зазора и их связями с остальными элементами схемы.

Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения "Новизна".

Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями показывает, что использованные в системе регулирования элементы и блоки широко известны.

Однако при их введении в указанной связи с механизмами продольного перемещения и поворота лопаток регулируемого соплового аппарата турбина приобретает новые свойства, которые приводят к повышению ее эффективности и надежности. Это позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию "существенные отлиия".

На чертеже показана схема системы регулирования газотурбинного двигателя с регулируемым сопловым аппаратом турбины.

Устройство содержит регулируемый сопловой аппарат с поворотными сопловыми лопатками 1, которые установлены в корпусе 2 с примыкающими к нему наружным 3 и внутренним 4 обводами проточной части, и механизм поворота лопаток 5, к которому последовательно подключены термопара-датчик измерения температуры газа 6 и усилитель 7 с регулятором коэффициента усиления 8. Все лопатки РСА установлены в корпусе 2 с возможностью продольного управляемого перемещения вдоль своих осей и каждая лопатка соединена со своим приводом продольного перемещения 9. К каждому приводу 9 лопатки последовательно подключены датчик радиального зазора 10 между торцом этой же лопатки и внутренним обводом 4 проточной части и свой усилитель 11. Кроме этого, каждая пара датчиков 10 и 12 величин радиальных зазоров между торцами одной лопатки и обводами проточной части подключена к входам своего сумматора 13, а все сумматоры параллельно между собой и параллельно задатчику минимального суммарного зазора 14 подключены к входам блока сравнения 15. Выход блока 15 подключен к входу регулятора коэффициента усиления 8.

Система регулирования работает следующим образом.

При работе двигателя сигналы от каждого из датчиков 10 поступают в свои усилители 11, которые формируют сигналы, прямо пропорциональные величине минимального радиального зазора между торцами лопаток 1 и внутренним обводом 4 проточной части. Сигналы от каждого усилителя 11 поступают на приводы продольного перемещения 9, которые перемещают свои лопатки, устанавливая минимальный зазор между торцом каждой лопатки 1 и внутренним обводом 4 проточной части. Одновременно сигналы с датчиков 10 и 12 попарно от каждой лопатки поступают в свои сумматоры 13, которые формируют сигналы прямо пропорциональные суммарной величине зазора между торцами этой лопатки и обводами проточной части. В блоке сравнения 15 сигналы от сумматоров 13 сравниваются с сигналом от задатчика минимального суммарного зазора 14 и, при наличии хотя бы одного из сигналов от сумматоров с меньшим значением, чем сигнал от задатчика, блок сравнения формирует сигнал управления, поступающий на вход регулятора коэффициента усиления 8. Система регулирования двигателя, как и в прототипе, устанавливая новое положение поворотных лопаток РСА, уменьшает температуру газа перед турбиной. При этом уменьшаются тепловые потоки, поступающие в обводы, и, следовательно, в них уменьшаются градиенты температур и уменьшается их деформация. Уменьшение деформации обводов приводит к увеличению суммарных зазоров между обводами и торцами тех лопаток, которые явились причиной формирования управляющего сигнала, устанавливая значение минимального суммарного зазора равное значению, задаваемому сигналом задатчика.

Таким образом, в целом система регулирования устанавливает минимально допустимые зазоры между торцами всех лопаток и внутренним обводом и устанавливает минимально допустимый суммарный радиальный зазор между торцами одной из лопаток и обводами при больших или таких же значениях других суммарных радиальных зазоров.

Обеспечение высокой эффективности работы турбины с регулируемым сопловым аппаратом турбины требует поддержания как можно меньших значений радиальных зазоров между торцами поворотных лопаток РСА и его обводами. Причем, в зависимости от профилирования сопловых лопаток, большее влияние на эффективность турбины может оказывать зазор либо у корня либо на периферии лопатки. Предложенная система регулирования позволяет устанавливать минимальный радиальный зазор между всеми лопатками и любым из обводов, а также минимальный суммарный зазор между лопатками и обоими обводами. Это повышает эффективность турбины.

Кроме этого, контроль за установкой минимальных радиальных зазоров в РСА позволяет предотвратить задевания торцов поворотных лопаток о наружный и внутренний обводы проточной части и предотвращает заклинивание лопаток. Это увеличивает надежность и ресурс турбины.

Формула изобретения

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С РЕГУЛИРУЕМЫМ СОПЛОВЫМ АППАРАТОМ ТУРБИНЫ, содержащая регулирующие температуру газа поворотные сопловые лопатки, установленные в корпусе, имеющем наружный и внутренний обводы проточной части и последовательно подключенные термопару - датчик измерения температуры газа, усилитель с регулятором коэффициента усиления и механизм поворота лопаток, отличающаяся тем, что лопатки установлены в корпусе с возможностью управляемого продольного перемещения вдоль своих осей, а система содержит датчик величины радиальных зазоров между торцами каждой лопатки и наружным и внутренним обводами, усилители и приводы продольного перемещения каждой лопатки, сумматоры, блок сравнения сигналов, задатчик минимального суммарного зазора, причем каждый датчик зазора между торцом лопатки и одним из обводов и каждый усилитель последовательно подключен к приводу продольного перемещения своей лопатки, а каждая пара датчиков всех лопаток подключена к входам своих сумматоров, выходы которых параллельно задатчику минимального суммарного зазора подключены к входам блока сравнения, выход которого подключен к входу регулятора коэффициента усиления усилителя поворота лопаток.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения на базе конвертируемых двигателей для наземных газотурбинных установок

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения

Газотурбинная система содержит подсистему защиты компрессора, подсистему спящего режима и подсистему управления, которая управляет подсистемой компрессора и подсистемой спящего режима. При частичных нагрузках на турбинную систему подсистема защиты компрессора поддерживает воздушный поток через компрессор с коэффициентом расхода воздушного потока для частичной нагрузки выше минимального коэффициента расхода, когда в компрессоре возникают аэромеханические напряжения. Поддерживается соотношение компонентов топливовоздушной смеси, при котором компоненты выбросов выхлопных газов из турбины сохраняются ниже заранее заданного уровня выбросов компонента при работе на частичных нагрузках. Технический результат – повышение эффективности в управлении газовой турбиной на низких уровнях нагрузки. 5 н. и 32 з.п. ф-лы, 12 ил.

Способ эксплуатации газовой турбины ниже порога ее номинальной выходной мощности, при котором определяют нижнее значение порога мощности газовой турбины в качестве мощностного параметра, ниже которого дальнейшее понижение отдаваемой газовой турбиной выходной мощности приводит к выходу газовой турбин за пределы диапазона частичных нагрузок в соответствии с нормой выброса окиси углерода. Устанавливают заданное пороговое значение отдаваемой газовой турбиной выходной мощности, пороговое значение ниже номинальной мощности газовой турбины. Эксплуатируют газовую турбину с отдаваемой выходной мощностью выше заданного порогового значения (p2) с постоянной усредненной температурой отработавших газов или с высчитанной на этой основе выходной величиной. Для понижения отдаваемой выходной мощности газовой турбины входные направляющие лопатки компрессора газовой турбины оставляют закрытыми. Снижают заданное значение отдаваемой выходной мощности газовой турбины при переходе отдаваемой выходной мощности ниже порогового значения. Температуру отработавших газов газовой турбины повышают с продолжением снижения мощности газовой турбины и снижают до достижения максимального значения температуры отработавших газов. Заданное пороговое значение выбирают таким образом, чтобы повышение температуры происходило в максимально протяженном режиме частичной нагрузки в соответствии с нормой выброса окиси углерода. Изобретение направлено на эксплуатацию газовой турбины со сравнительно высокой производительностью в соответствии с нормой выброса окиси углерода. 10 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх