Нефтепровод

 

Сущность изобретения: нефтепровод представляет собой трубу с компенсатором. Компенсатор охватывает трубу и образован двумя оболочками - внешней кольцевой и внутренней торовой. Оболочки заполнены упругопластичным материалом. Торовая оболочка сообщена с кольцевой оболочкой и трубой через прорези, образующие каналы. 3 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в строительстве нефтепроводов в сейсмических регионах.

Известно решение, в котором на одном из участков трубопровод выполнен в виде каскада торообразных элементов, заполненных упругопластическим материалом. Его недостатком является малая податливость тора при динамических воздействиях.

Цель изобретения - повышение сейсмостойкости.

Указанная цель достигается тем, что нефтепровод, включающий трубу с компенсатором, имеющим охватывающую трубу торовую оболочку, заполненную упругопластичным материалом и выполненную с внутренней стороны с прорезью, составляющей совместно с противолежащей прорезью трубы кольцевой канал, снабжен заполненной упругопластичным материалом кольцевой оболочкой, которая заострена с внешней стороны, а с внутренней стороны имеет прорезь, составляющую дополнительный кольцевой канал с противолежащей прорезью, образованной на торовой оболочке с ее внешней стороны.

На фиг. 1 изображен сейсмостойкий нефтепровод в разрезе; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.

Сейсмостойкий нефтепровод включает в себя стальной трубопровод 1 (фиг. 1 и 2), компенсатор, выполненный в виде охватывающей трубу торовой оболочки 2 с двумя прорезями 3 и 4 и кольцевой оболочки 5, заостренной с внешней стороны. При помощи электросварки 6 соединяются половины заостренной кольцевой и торовой оболочек. Упругопластичным материалом 7 заполняют внутренне пространство оболочек. Нефтепровод включает в себя также, корытообразный фундамент 8, на который опирается компенсатор посредством опорной плиты 9 и цилиндрических катков 10, выемки 11, в которые устанавливаются цилиндрические катки, приямок 12, демпфер 13, прикрепленный к плите 9 и стенам приямка 12, фундаменту 8 и оболочке 2, закладные детали 14 плиты 9, рядовой фундамент 15 с металлической опорой 16.

Монтаж сейсмостойкого нефтепровода осуществляют в таком порядке.

Монтируют фундаменты 8 и 15. В фундаменте 8 выполняют выемки 11 и приямок 12. Устанавливают катки 10 и металлические опоры 16. После этого на цилиндрические катки 10 опускают плиту 9. К стенам приямка 12 и плите 9 прикрепляют демпферы 13. На литейном заводе в матрицах отливают вместе половину торовой оболочки 2 и половину кольцевой оболочки 5. Монтируют правый трубопровод 1 от прорези 3. К нему электросваркой 6 прикрепляют половину торовой 2 и кольцевой 5 оболочек. Затем в полости торовой и кольцевой оболочек вставляют упругопластический материал 7 (фиг. 1). Его по форме оболочек отливают из резины на заводе химических изделий. После этого к правым половинам оболочек 2 и 5 (фиг. 1) прикрепляют левые половины оболочек 2 и 5 электросваркой 6. Затем левый от прорези 3 трубопровод 1 прикрепляют при помощи электросварки 6 к оболочкам 2 и 5.

Материалы конструкций: трубопровод, оболочки, закладные изделия, демпферы, металлические опоры - сталь; фундамент 15 - бетон, фундамент 8 - железобетон, плита 9 - железобетон, катки - чугун; упругопластический материал - резина.

Сейсмостойкий нефтепровод работает следующим образом.

Фронт сейсмической волны в пределах 100 м распространяется равномерно с одинаковой интенсивностью. Поэтому компенсаторы следует расставить через 50-90 м. Сейсмическое воздействие будет перемещать массу грунта на фронте волны шириной 50-90 м вместе с нефтепроводом. Без потери мощности можно считать, что фронт будет действовать под углом к оси нефтепровода. Тогда удар воспримется одной половиной торовой оболочки 2 и половиной кольцевой оболочки 5 (фиг. 1). Последние будут сжимать упругопластический материал 7 ввиду наличия зазоров 3 и 4. Упругопластический материал 7, сжимаясь, будет совершать колебания, этим поглощая энергию сейсмических волн и снижая величину сейсмической нагрузки. Оболочки тоже будут совершать колебания, которые будут накладываться на колебания упругопластического материала 7 и будут гасить друг друга. Все эти колебания будут поглощать демпферы 13, выполненные, например, из стальных пластинчатых пружин.

При заполнении внутреннего пространства оболочки 2 и оболочки 5 нефтью вместо упругопластического материала 7 нефтепровод может быть разорван, так как жидкость не сжимаема и оболочка 2 с кольцевой оболочкой 5 не смогут перемещаться, не смогут совершать колебания.

Предлагаемый сейсмостойкий нефтепровод исключает разрыв нефтепровода, этим предотвращая экологическое бедствие.

Формула изобретения

НЕФТЕПРОВОД, включающий трубу с компенсатором, имеющим охватывающий трубу торовую оболочку, заполненную упругопластичным материалом и выполненную с внутренней стороны с прорезью, составляющей совместно с противолежащей прорезью трубы кольцевой канал, отличающийся тем, что он снабжен заполненной упругопластичным материалом кольцевой оболочкой, которая заострена с внешней стороны, с внутренней стороны имеет прорезь, составляющую дополнительный кольцевой канал с противолежащей прорезью, образованной на торовой оболочке с ее внешней стороны.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции гибких трубопроводов

Изобретение относится к гидротранспорту и может быть использовано в горнодобывающей, строительной, химической промышленности и в сельском хозяйстве

Изобретение относится к металлургии, а более конкретно касается устройства для создания гидравлического распора в клети листового прокатного стана, предназначенного для прокатки широких плоских плит, листов или других плоских изделий

Опора // 1791550

Изобретение относится к выполнению опоры трубопровода и позволяет снизить материалоемкость опоры и трудоемкость ее возведения

Изобретение относится к строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов и может быть использовано для предотвращения возникновения аварийных ситуаций в трубопроводах, вызванных карстовыми провалами

Изобретение относится к конструкциям опор для большегрузных трубопроводов. Технический результат изобретения заключается в снижении уровня напряжений и динамических нагрузок в трубопроводах и опорах при сдвиговых процессах. Опора большегрузного трубопровода содержит фундаментный блок, трубопроводную и фундаментную опорные части с узлами продольной и поперечной температурных подвижек с поверхностями скольжения. Узлы температурных подвижек дополнительно содержат верхнюю проставку, закрепленную на обращенной к трубопроводу опорной части, и нижнюю проставку, закрепленную на обращенной к фундаменту опорной части. Проставки выполнены на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена с молекулярной массой более 2 миллионов углеродных единиц с добавлением от 2 до 5 процентов либо двуокиси титана, либо дисульфида молибдена, либо от 5 до 8 процентов углерода. Проставки снабжены соросборными канавками на поверхности скольжения, расположенными под углом от 30 до 60 градусов по отношению к направлению подвижки. 4 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к строительству, и может быть использовано при строительстве магистральных трубопроводов в сейсмических районах. Сейсмостойкий трубопровод включает трубу, бетонную базу, опорные плиты, установленные над бетонной базой с зазором, и промежуточные элементы, расположенные между бетонной базой и опорными плитами. В бетонной базе выполнены по крайней мере два углубления с металлическими чашами с круговыми лекальными бортами, обращенными вверх. Опорные плиты изогнуты в форме чаши, идентичной по форме чашам бетонной базы, и расположены бортами вниз соосно чашам бетонной базы с образованием полости, внутри которой установлены промежуточные элементы в виде шара. Трубопровод дополнительно снабжен бандажом и опорным ложем, между которыми установлен опорный амортизатор. Опорное ложе закреплено к опорным плитам с помощью вертикальных ребер жесткости. Технический результат состоит в повышении сейсмостойкости трубопровода при значительных сейсмических колебаниях, упрощении конструкции, снижении трудоемкости изготовления, повышении эксплуатационной надежности. 2 ил.

Изобретение относится к строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов и может быть использовано для предотвращения возникновения аварийных ситуаций в трубопроводах, вызванных карстовыми провалами. Способ защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами, при котором вскрывают трубопровод, по обе его стороны выполняют буронабивные сваи, укладывают под трубопровод металлический ложемент, в качестве металлического ложемента используют половину трубы большего диаметра, чем диаметр трубопровода, металлический ложемент соединяют с буронабивными сваями с помощью стального троса, которым огибают трубу, а концы троса крепят на оголовках свай при помощи натяжных муфт, регулирующих натяжение троса, засыпают трубопровод грунтом, на концах троса перед натяжными муфтами устанавливают датчики. Буронабивные сваи выполняют таким образом, чтобы верхний торец сваи и верхний торец металлической оболочки сваи находились выше поверхности земли на одном уровне, а низ металлической оболочки сваи не касался уровня поверхности земли. В верхнем торце сваи в бетоне, охваченном металлической оболочкой, образовывают торцовую выемку и направляющую, на концах троса перед направляющей устанавливают датчики, вводят в торцовую выемку натяжную муфту, тем самым защищая натяжную муфту и концы троса от военных и атмосферных воздействий. К металлической оболочке крепят на шарнире горизонтально поворачиваемую крышку, которая закрывает торцовую выемку с муфтой, усиливая защиту муфты. На горизонтально поворачиваемой крышке и на металлической оболочке укреплены электрические контакты, при нормальном положении, когда осмотр натяжной муфты невозможен, горизонтально поворачиваемая крышка лежит на металлической оболочке при поворачивании горизонтальной крышки замыкаются электрические контакты, включающие через реле сигнальное устройство, сигнализирующее о несанкционированном осмотре натяжной муфты, что позволяет своевременно принять меры. Технический результат состоит в повышении эффективности защиты натяжных муфт и концов стального троса от военных и атмосферных воздействий, обеспечении сигнализации при несанкционированном осмотре натяжной муфты и стального троса. 1 ил.

Изобретение относится к строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов и используется при прокладке трубопровода на участках с многолетнемерзлыми грунтами. Устройство для обеспечения проектного положения подземного трубопровода при прокладке в условиях многолетнемерзлых грунтов содержит несущий элемент с тягами и хомутом. В качестве несущего элемента используют буронабивные сваи с системой термостабилизации грунта, устанавливаемые по обе стороны от трубопровода глубже ореола оттаивания. Тяги огибают трубопровод сверху и снизу, выполнены в виде двух стальных тросов с талрепом на каждом конце и крепятся к буронабивной свае с помощью закладного элемента. Петли на концах тросов фиксируются зажимами. Хомут, надеваемый на трубопровод, выполняют разъемным, его половины стыкуются с помощью двух шпилек с каждой стороны. Каждый из двух стыков имеет два отверстия, которые образуют петли для прохождения стальных тросов. Технический результат состоит в обеспечении стабильного положения участков подземного трубопровода во многолетнемерзлых грунтах. 3 ил.
Наверх