Кабина транспортного средства

 

Использование: в области автомобилестроения, а именно, в кабинах транспортных средств, осуществляющих дальние междугородные перевозки. Сущность изобретения: кабина состоит из поста управления, стенок, пола и крыши, которые образуют ее внутренее пространство, разделенное вертикальной и горизонтальной перегородками, выполненными на ширину поста управления с образованием Г-образной в плане зоны отдыха, сообщающейся с постом управления, размещенным на горизонтальной перегородке, посредством лестницы, которая может быть выполнена винтовой с поворотом ступеней на 90°. При этом место пассажира размещено на полу кабины и может быть выполнено в виде кресла, трансформируемого в спальное место. Нижняя кромка проема лобового стекла напротив водителя может быть размещена на уровне горизонтальной перегородки кабины, а напротив пассажира - опущена ниже ее уровня. В центральной части кабины у задней стенки может быть размещен бытовой блок, рядом с ним позади места пассажира - дополнительное сиденье бытового блока, а над ним вдоль задней стенки -дополнительное откидное спальное место. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно, к кабинам транспортных средств, осуществляющих дальние междугородные перевозки.

Дальние междугородные перевозки обусловлены наличием товаров, имеющих высокую стоимость (по сравнению со стоимостью транспортного средства) или малые сроки хранения, что диктует необходимость осуществления особых мер по сохранности груза, персонифицирования ответственных за груз и скорости доставки.

С учетом того, что существуют ограничения по габаритам транспортных средств (следовательно, и их кабин), а дальние междугородние перевозки осуществляются чаще всего двумя водителями, каждый из которых находится то в положении водителя-оператора (далее - оператора), то в положении отдыхающего водителя (далее - пассажира), можно выделить следующие требования к кабине: рациональное использование пространства кабины с обеспечением комфортабельного размещения водителя и пассажира при удобном доступе к моторному отсеку; обеспечение максимальной обзоpности дороги и вокруг кабины (снижение "мертвого пространства") как для водителя, так и для пассажира, в том числе и при маневрировании транспортного средства при погрузке-разгрузке, позволяющей пассажиру быстро включаться в процесс управления движением; необходимость размещения дополнительного оборудования, обеспечивающего автономность быта в пути, в частности кухонного блока и гигиенических устройств, двух спальных мест, гардероба, развлекательных устройств; наличие зоны отдыха, позволяющей отдыхающему водителю (пассажиру) полностью восстановить свою работоспособность и психологически разгрузиться после рабочей смены с обеспечением возможности встать в полный рост для разминки или переодевания.

Известна конструкция кабины, в которой места водителя-оператора и пассажира находятся по разные стороны (левую и правую) кабины на одной высоте с размещенным между ними кухонным блоком и спальными местами сзади сидений. При этом развлекательные устройства размещаются над головой водителей и крепятся к потолку либо на противоположной от водителя-оператора боковине. Такая конструкция имеет следующие недостатки: недостаточная высота кабины и стесненные условия в горизонтальной плоскости для вставания в полный рост отдыхающего водителя для переодевания или разминки; пассажир не может смотреть телевизор в удобном положении (сидя), так как невозможно разместить телевизор в рабочей зоне из-за помех для оператора и его располагают на спальном месте; жестко регламентировано положение сидя или лежа и нет возможности гибкого выбора промежуточных положений в процессе движения автомобиля; возможность отключения от дорожной ситуации имеется только при нахождении пассажира на спальном месте; сложность перемещения со спального места в кресло пассажира и наоборот жесткая регламентация использования элементов кабины для одной функции (сиденье пассажира, спальное место) и в связи с этим нерациональное использование пространства и объема кабины;
плохой обзор оператором зоны перед кабиной и сбоку кабины со стороны сиденья пассажира;
плохая обтекаемость транспортного средства в результате разницы высот кабины и кузова.

Известна конструкция кабины, где установкой боковой форточки на двери ниже уровня сиденья отдыхающего водителя обзорность со стороны отдыхающего водителя улучшается, однако все остальные недостатки ранее описанной кабины сохраняются.

Кроме того, в обоих вариантах кабины есть и такой существенный недостаток, как расположение отдыхающего водителя поперек продольной оси автомобиля за оператором или над ним, что при аварии может привести к травмированию как пассажира, так и оператора.

Известна конструкция кабины, в которой спальное место размещается над головой обоих водителей в специальной надстройке-обтекателе. Такая конструкция позволяет улучшить обтекаемость, уменьшить длину кабины, обеспечивает возможность вставания отдыхающему водителю в полный рост, возможность размещения развлекательных устройств в зоне, недоступной для видимости и слышимости водителя-оператора. Однако в этой кабине сохраняются остальные недостатки, присущие описанным решениям, кроме того, устраняется возможность перемещения пассажира со спального места на сиденье и наоборот.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является конструкция, представляющая из себя кабину, разделенную на зону отдыха и рабочую зону не только пространственно, но и физически с помощью перегородок. При этом сиденья водителя-оператора и отдыхающего водителя (рабочая зона) находятся на одном уровне - выше уровня пола кабины, а зона отдыха - на полу сзади сидений и под ними и отделена перегородкой от рабочей зоны. Обе зоны сообщаются лестницей, находящейся между сиденьями оператора и пассажира. Причем зона отдыха сзади сидений имеет высоту, достаточную для вставания в полный рост, а кухонный блок находится между сиденьями рабочей зоны, ниже их и рядом с лестницей.

Такая конструкция позволяет обеспечить лучшую аэродинамику кабины, использовать все пространство по высоте, обеспечить физическое разделение блока отдыха и рабочего места и перемещение из блока отдыха в рабочую зону, повысить безопасность за счет размещения спальных мест вдоль кабины.

Однако эта конструкция имеет следующие недостатки:
размещение пассажира рядом с оператором (ограничение обзора);
увеличенная длина кабины из-за размещения блока приема пищи между сальными местами, необходимость наличия места для переодевания и организации выхода из кабины (по данным фирмы "Renault" длина кабины равна 2665 мм);
не обеспечено достаточно быстрое перемещение из блока отдыха в рабочую зону;
однофункциональность элементов кабины и ее объемов (когда пассажир находится в кресле рабочей зоны не используется пространство и сиденья зоны отдыха и, наоборот, при присутствии его в зоне отдыха не используется рабочая зона);
снижение безопасности из-за ухудшения обзорности вниз вправо от оператора из-за высокого его расположения и размещения пассажира на одном с ним уровне, что не позволяет нижнюю кромку ветpового стекла опустить ниже пола рабочей зоны;
снижение безопасности из-за располагающегося на одном уровне с оператором пассажира, загораживающего обзорность вправо.

Целью изобретения является снижение длины кабины при одновременном повышении комфорта и безопасности конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в кабине транспортного средства вертикальная и горизонтальная перегородки выполнены на ширину рабочего поста управления с образованием Г-образной в плане зоны отдыха, а место пассажира размещено на полу кабины, при этом лестница, ведущая к посту управления, может быть выполнена винтовой с поворотом ступеней на 90о, нижняя кромка проема лобового стекла напротив водителя может быть размещена на уровне горизонтальной перегородки кабины, а напротив пассажира опущена ниже уровня горизонтальной перегородки. Кроме того, место пассажира может быть выполнено в виде кресла, трансформируемого в спальное место, у задней стенки кабины, в центральной ее части размещен бытовой блок, в правом заднем углу размещено сиденье бытового блока, а вдоль задней стенки кабины над бытовым блоком может быть размещено дополнительное откидное спальное место.

Новыми признаками предлагаемого решения являются:
выполнение вертикальной и горизонтальной перегородок на ширину рабочего поста управления;
образование Г-образной в плане зоны отдыха;
размещение места пассажира на полу кабины.

Дополнительными новыми признаками решения являются:
выполнение лестницы, ведущей к посту управления, винтовой с поворотом ступеней на 90о;
размещение нижней кромки проема лобового стекла напротив водителя на уровне горизонтальной перегородки;
размещение нижней кромки проема лобового стекла напротив пассажира ниже уровня горизонтальной перегородки;
выполнение места пассажира в виде кресла, трансформируемого в спальное место;
размещение в центральной части у задней стенки кабины бытового блока;
размещение позади места пассажира рядом с бытовым блоком сиденья бытового блока;
размещение вдоль задней стенки над бытовым блоком дополнительного откидного спального места.

Выполнение вертикальной и горизонтальной перегородок на ширину рабочего поста управления позволяет увеличить реальную зону отдыха, включив пространство места пассажира в зону функционального отдыха.

Наличие Г-образной в плане зоны отдыха расширяет функциональные возможности зоны отдыха и зрительно увеличивает пространство зоны отдыха, тем самым улучшает психологический комфорт.

Размещение места пассажира на полу кабины повышает обзорность оператора в сторону пассажира вперед и вправо и позволяет организовать выход из кабины в любом месте по длине ее боковой стенки со стороны пассажира, что уменьшает длину кабины, а также позволяет использовать всю длину кабины для наиболее выгодного выполнения и размещения места пассажира.

Выполнение лестницы винтовой с поворотом ступеней на 90о позволяет более компактно разместить лестницу для схода с рабочей зоны в зону отдыха.

Размещение нижней кромки проема лобового стекла напротив водителя на уровне горизонтальной перегородки кабины, а напротив пассажира ниже уровня горизонтальной перегородки позволяет обеспечить максимальную обзорность оператору и возможность оперативного подключения пассажира к процессу управления транспортным средством в случае необходимости.

Выполнение места пассажира в виде кресла, трансформируемого в спальное место, сокращает количество элементов в кабине.

Размещение бытового блока по центру задней стенки кабины обеспечивает вход-выход на рабочее место независимо от использования бытового блока, а также гигиеничность последнего.

Наличие дополнительного сиденья позади места пассажира рядом с бытовым блоком обеспечивает удобство пользования блоком независимо от размещения пассажира.

Размещение дополнительного откидного спального места вдоль задней стенки кабины над бытовым блоком обеспечивает расположение второго спального места независимо от расположения выхода из кабины вдоль правой стенки кабины.

На фиг. 1 показана конструкция кабины, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, фронтальная проекция; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - кабина в изометрии (вид сзади со стороны пассажира).

В предлагаемой кабине пол 1 рабочей зоны 2 находится выше пола 3 кабины 4 и образует пространство под собой для размещения вдоль кабины спального места 5. Рабочая зона 2 отделена от зоны отдыха 6 жесткой перегородкой 7 и сдвижной перегородкой 8. Из зоны отдыха в рабочую зону ведет лестница 9. В рабочей зоне имеется аварийный люк-окно 10. Пространство рабочей зоны 2 и перегородки 7 и 8 выполнены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рабочим зонам нормативными документами, обеспечивая углы обзорности 11, зоны доступности, регулировку кресла 12 оператора 13 и т.д. Кресло 14 пассажира 15 установлено на полу 3. Второе спальное место 16 образуется за счет раскладывания кресла 14 пассажира, опорного щитка 18 на передней стенке 19 кабины и откидного сиденья 20. Стол 21, газовая плита 22, мойка 23, холодильник 24, гардеробный шкаф 25, развлекательные устройства 26, пищевой шкаф 27 и т.д. размещаются на задней стенке 28 кабины, потолке 29, под лестницей 9 и спальным местом 5.

Вход в кабину осуществляется по лестнице 30 через дверь 31. При закрытой двери лестница прикрыта плитой 32. Лобовое стекло 33 имеет нижнюю кромку 34 со стороны пассажира ниже, чем кромка 35 со стороны оператора. Из рабочей зоны выходит трасса систем управления 36 транспортным средством.

Величина понижения кромки 34 по сравнению с кромкой 35 определяется обзором пассажира вперед вдоль транспортного средства и обзором оператора вправо, вперед и в сторону пассажира.

Размеры зоны спального места под оператором определяются из возможности сгиба ног в коленном суставе отдыхающему пассажиру.

Прием пищи производится со спального места 5 и откидного сиденья 20 за столом 21. Газовая плита 22 и мойка 23 открываются подъемом одной из половин стола 21.

Просмотр телевизора осуществляется с кресла 14 разворотом вокруг вертикальной оси в сторону телевизора.

В такой кабине пассажир 15 имеет возможность свободного перемещения с кресла 14 на сиденье 20 или спальное место 5. Имеется возможность встать в полный рост для переодевания или разминки.

При необходимости оператор имеет возможность отделить рабочую зону 2 от зоны отдыха 6 сдвижной перегородкой 8.

Пассажир включается в слежение за дорожной ситуацией: находясь в кресле - поворотом вокруг вертикальной оси, а находясь на спальном месте - перемещением в кресло по простому пути между столом 21 и перегородкой 7, не имеющему подъема или спуска по лестнице (как в прототипе).

В связи с тем, что справа стенка кабины не пересекается по горизонтали полом 1 рабочей зоны 2 разместить дверь 31 можно в любом месте по длине стенки.

Для переодевания в зоне отдыха 6 достаточно пространства.

В связи с таким размещением двери 31 и места для переодевания длина кабины определяется только длиной спального места 5 и размещением систем управления 36 транспортным средством под рабочей зоной 2.

Таким образом, по сравнению с прототипом предложенная кабина имеет меньший габарит по длине, более комфортабельна (следовательно, в конечном итоге, повышает производительность транспортного средства) и безопасней.


Формула изобретения

1. КАБИНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, состоящая из передней с лобовым стеклом, задней и боковых стенок, а также пола и крыши, которые образуют ее внутреннее пространство, разделенное поперечной вертикальной и горизонтальной перегородками на части, сообщающиеся между собой в центральной части кабины ступенчатой лестницей, и включающая пост управления с сиденьем водителя, размещенный в передней части кабины, место пассажира, основное спальное место, расположенное под горизонтальной перегородкой вдоль боковой стенки кабины, и дополнительное спальное место, отличающаяся тем, что вертикальная и горизонтальная перегородки выполнены на ширину поста управления с образованием Г-образной в плане зоны отдыха, а место пассажира размещено на полу кабины.

2. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что лестница, ведущая к посту управления, выполнена винтовой с поворотом ступеней на 90o.

3. Кабина по п.1 или 2, отличающаяся тем, что нижняя кромка проема под лобовое стекло напротив водителя размещена на уровне горизонтальной перегородки кабины, а напротив пассажира - опущена ниже уровня горизонтальной перегородки.

4. Кабина по пп.1-3, отличающаяся тем, что место пассажира выполнено в виде кресла, трансформируемого в спальное место.

5. Кабина по пп. 1-4, отличающаяся тем, что у задней стенки кабины, в средней ее части, размещен бытовой блок.

6. Кабина по п.5, отличающаяся тем, что позади места пассажира рядом с бытовым блоком размещено дополнительное сиденье.

7. Кабина по п.5 или 6, отличающаяся тем, что дополнительное спальное место выполнено откидным и размещено вдоль задней стенки над бытовым блоком.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в кузовах транспортных средств

Изобретение относится к устройствам кабин транспортных средств преимущественно тягачей для междугородных перевозок и инкассаторских машин, снабженных средствами снижения лобового сопротивления воздуха, защиты от света (от солнечных лучей, от света фар встречного транспорта, от дневного освещения), защиты стекол и водителя от случайных и умышленных механических воздействий, защиты от загрязнения, обледенения и проникновения злоумышленников

Изобретение относится к кабинам машин, где уровень шума на месте машиниста достаточно высок, и может быть применено в сучкорезных машинах, трелевочных тракторах, подъемных кранах и других машинах, применяемых в различных областях народного хозяйства

Изобретение относится к области самоходных транспортных средств, а именно, к автомобилям

Первичное (6) транспортное средство перевозит вторичное (7) транспортное средство, производящее меньшие или нулевые выбросы СО2, например автомобиль или велосипед. Имеются средство (20) иммобилизации первичного (6) транспортного средства, если вторичное (7) транспортное средство удалено из него, средство (20) хранения данных касательно использования первичного (6) и вторичного (7) транспортных средств, средство (12) пользовательского интерфейса для отображения информации касательно использования первичного (6) и вторичного (7) транспортных средств и средство рекомендаций пользователю для предоставления информации касательно потенциальных возможностей для использования вторичного (7) транспортного средства. Снижаются выбросы СО2 в атмосферу за счет стимулирования использования вторичного транспортного средства. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно для кабин и может быть использовано в кабинах тракторов и сельскохозяйственных машин для повышения герметичности, тепло- и звукоизоляции

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к компоновке экстерьера и интерьера кабины автомобиля главным образом для магистральных грузовых и пассажирских перевозок, и обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления и повышение комфортабельности и пассивной безопасности его кабины при сохранении ее минимальной длины

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к конструкциям тягачей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для установки кабины на раме транспортного средства

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано, в частности, как карьерный автосамосвал повышенной грузоподъемности

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к кабинам гусеничных тракторов

Изобретение относится к тяговым транспортным средствам, в частности, к тракторам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве кабин на самоходных сельскохозяйственных машинах, электровозах, тепловозах, речных судах и других объектах промышленности

Изобретение относится к оборудованию карьерного автомобильного транспорта, а именно к автомобилям-самосвалам, и может быть использовано для транспортирования сильно увлажненной и налипающей на днище кузова автосамосвала горной массы
Наверх