Самоходное инвалидное кресло

 

Сущность изобретения: в качестве транспортного средства для инвалидов. Сущность изобретения: кресло содержит шасси с рамой, передними и задними колесами, приводом вращения колес и кресло, установленное на раме посредством горизонтального поперечного шарнира. Рама может быть дополнена бортовыми дугообразными элементами, являющимися подлокотниками и расположенными по обе стороны от вертикальной плоскости, проходящей по продольной оси шарнира. Пульт управления приводом со свободным кабалем устанавливается на посадочных местах. Предусмотрены фиксаторы, обеспечивающие фиксацию поворотного кресла по меньшей мере в двух положениях. Поворотное кресло выполнено с основанием и спинкой, предпочтительно с подушками. Устройство снабжено дополнительным сиденьем, неподвижным относительно рамы и выполненным в виде опорной плиты для основания. Обращенные друг к другу плоскости основания и плиты прилегают друг к другу либо непосредственно, либо через подушки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к медицинской технике, касается безрельсового транспорта, конкретно транспортного средства для инвалидов.

Близкими аналогами устройства являются инвалидные коляски и самоходные инвалидные кресла, содержащие шасси с рамой и поворотное кресло (I, II).

Наиболее близким к предлагаемому устройству по назначению и технической сущности является самоходное инвалидное кресло, содержащее шасси с рамой и кресло, установленное на раме шарнирно с возможностью поворота (опрокидывания) в продольной вертикальной плоскости и фиксации в различных положениях (III).

Однако ему свойственны следующие недостатки. Во-первых, не предусмотрена возможность размещения пассажира (ребенка, другого инвалида и т.д.), в то время, как при наличии самоходного шасси с электромеханической трансмиссией имеются широкие возможности по увеличению полезной нагрузки. Во-вторых, при необходимости длительного движения задним ходом (некоторые особенности шасси, приспособленных для преодоления лестничных маршей) инвалид-оператор оказывается в неудобном положении. В-третьих, санитар (в клинике, доме престарелых и т.д.) или иное лицо, транспортирующее временно недееспособного инвалида в режимах "кресло-коляска" или в самоходном режиме, вынужден двигаться пешком рядом с данным транспортным средством. Все это обусловливает суженные функциональные (технико-эксплуатационные) возможности самоходного инвалидного кресла, вызывает некоторое неудобство для его пользователей.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является расширение функциональных возможностей и удобство эксплуатации.

Решение указанной выше задачи обеспечивается тем, что самоходное инвалидное кресло, содержащее шасси с рамой и кресло, установленное на раме шарнирно с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости и фиксации в различных положениях, снабжено дополнительным сиденьем, не подвижным относительно рамы и выполненным в виде опорной плиты для основания поворотного кресла, которое в свою очередь установлено с возможностью поворота на 90о и фиксации в указанном положении.

Решение поставленной задачи достигается также тем, что в указанном самоходном инвалидном кресле обращенные друг к другу плоскости основания поворотного кресла и дополнительного сиденья снабжены подушками.

Три конструктивных признака, а именно наличие дополнительного сиденья, выполнение этого сиденья неподвижным, в виде опорной плиты для основания поворотного кресла, а также установка кресла с возможностью поворота на 90о и фиксации в указанном положении, являются признаками, отличными от прототипа (и аналогов) и достаточными (в сочетании с группой выделенных общих с прототипом существенных признаков) во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны. Это дает технический результат в соответствии с поставленной задачей, наличие причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков изобретения и техническим результатом.

Первым признаком обеспечивается возможность размещения второго человека, а два других обеспечивают при этом хорошие габаритно-массовые показатели, высокую компактность устройства. Дополнительные подушки, еще в большей степени повышая удобство эксплуатации, представляют собой признак не обязательный и характеризующий изобретение лишь в частном случае, в конкретной, предпочтительной форме выполнения устройства.

На фиг. 1 показан пример конструктивного выполнения самоходного инвалидного кресла, вид сбоку, в одном из режимов эксплуатации (с нерабочим положением дополнительного сиденья); на фиг.2 то же, в другом режиме эксплуатации (с рабочим положением кресла и дополнительного сиденья).

Самоходное инвалидное кресло содержит шасси с рамой 1, передними 2 и задними 3 колесами (последние пред- почтительно на поворотных балансирах 4), приводом 5 вращения колес (предпочтительно электроприводом), а также кресло, установленное на раме 1 посредством горизонтального поперечного шарнира 6, позволяющего поворачивать кресло в продольной вертикальной плоскости.

Рама 1 может быть выполнена с бортовыми дугообразными элементами 7, являющимися подлокотниками для инвалида- оператора и расположенными по обе стороны от вертикальной плоскости, проходящей по продольной оси шарнира 6. На них предусмотрены посадочные места 8 и 9 для установки пульта управления 10 приводом 5 со свободным кабелем 11.

Предусмотрены фиксаторы 12, 13 (конструкция любая), обеспечивающие фиксацию поворотного кресла относительно рамы 1 в указанном положении (см. фиг. 1) и в положении, при котором кресло повернуто на 90о на шарнире 6 (см. фиг. 2). В общем случае, может быть большее число фиксаторов (14, 15 и т.д.), обеспечивающих фиксацию поворотного кресла в его промежуточных положениях относительно рамы 1.

Поворотное кресло выполнено с основанием 16 и спинкой 17 (возможно выполнение в виде единого Г-образного металлического или пластмассового изделия) и предпочтительно снабжено подушками 18, 19.

Самоходное инвалидное кресло снабжено дополнительным сиденьем, неподвижным относительно рамы 1 и выполненным в виде опорной плиты 20 для основания 16 поворотного кресла. Размеры основания 16 и сиденья 20 предпочтительно одинаковы.

Обращенные друг к другу плоскости основания 16 и плиты 20 либо непосредственно прилегают друг к другу в исходном положении поворотного кресла, либо они снабжены подушками 21 и 22, аналогичными подушками 18, 19. Последний вариант имеет преимущества.

Описанное устройство не исключает шарнирной или иной подвески системы из обоих сидений с возможностью ее поворота относительно рамы 1. Такая подвеска может быть предусмотрена в зоне 23.

Устройство работает следующим образом.

В одном (первом) из транспортных положений самоходного инвалидного кресла (см. фиг. 1) поворотное кресло расположено в "традиционном" (по ходу) положении. При этом основание 16 с подушкой 21 (или без нее) покоится на плите 20 с подушкой 22 (или без нее). Пульт управления 10 размещен в месте его крепления 8. Инвалид-оператор (в самоходном режиме) или транспортируемый сзади инвалид (в режиме коляски) сидит на поворотном кресле (на подушке 18, облокачиваясь на подушку 19). При движении по горизонтальной поверхности балансир 4 повернут в сторону колес 2.

В другом (втором) из транспортных положений самоходного инвалидного кресла (см. фиг. 2) поворотное кресло расположено в "обратном" положении, при котором оно повернуто на шарнире 6 на угол 90о. При этом фиксатор 12 (или фиксаторы 14, 15) отключены, а фиксатор 13 включен и обеспечивает неподвижность поворотного кресла относительно рамы 1.

Тем самым оба сиденья поворотное кресло (16-19) и дополнительное сиденье (20, 22) оказываются в рабочем состоянии. Основание 16 поворотного кресла с подушкой 21 (при ее наличии) служат спинкой дополнительному сиденью 20 с подушкой 22 (при ее наличии), а спинка 17 с подушкой 19 основанием этого сиденья в новом положении.

Для повышения устойчивости движения рекомендуется перевод колес 3 на балансирах 4 в сторону от колес 2 (увеличение продольной колесной базы).

Инвалид располагается на дополнительном сиденьи 20, а спиной к нему, на бывшей спинке 17 пассажир (в том числе ребенок, другой инвалид) или оператор, транспортирующий инвалида в самоходном режиме движения задним ходом.

В случае необходимости длительного движения задним ходом инвалид сам располагается в откинутом кресле (16-19).

В двух последних случаях (режимах) пульт управления 10 оператор переставляет на посадочное место 9 или держит в руке.

Описанные примеры конструктивного выполнения устройства не исключают иных его вариантов в рамках формулы изобретения.

Из описания работы предложенного устройства следует, что использование изобретения позволяет расширить функцио- нальные возможности самоходного инвалидного кресла и повысить удобство его эксплуатации.

Расширение функциональных возможностей заключается в обеспечении возможности размещения пассажира (ребенка, другого инвалида и т.д.), санитара-оператора для транспортировки инвалида в самоходном режиме, а также длительного режима движения задним ходом (например, на лестничных маршах). При этом обеспечивается высокая компактность устройства. При одновременном использовании обоих сидений основание 16 служит спинкой одновременно поворотному креслу и дополнительному сиденью, а в нерабочем состоянии дополнительное сиденье незначительно увеличивает габариты и массу самоходного инвалидного кресла.

Повышение удобства эксплуатации устройства вытекает из описанных выше разнообразных режимов эксплуатации. В частности, санитар-оператор в клинике (доме престарелых и т.д.) может уже транспортировать временно недееспособного инвалида в самоходном режиме движения, сидя на этом же транспортном средстве.

Выполнение устройства с подушками 21, 22 не только повышает комфортность пользования устройством, но и обеспечивает амортизацию основания 16 поворотного кресла, особенно при люфтах в фиксаторе 12, обусловленных вероятной неточностью изготовления и износом в процессе эксплуатации.

Формула изобретения

1. САМОХОДНОЕ ИНВАЛИДНОЕ КРЕСЛО, содержащее шасси с рамой и сиденье, выполненное в виде основания со спинкой и установленное на раме шарнирно с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости и фиксации в различных положениях, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным сиденьем, неподвижно закрепленным на раме и выполненным в виде опорной плиты для основания поворотного сиденья, которое имеет возможность поворота на 90o и фиксации в указанном положении.

2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что обращенные одна к другой плоскости основания поворотного сиденья и дополнительного сиденья снабжены подушками.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ходовым колесам транспортных средств и может быть использовано в инвалидных колясках, обеспечивающих передвижение по лестничным маршам

Изобретение относится к транспортным средствам для инвалидов

Изобретение относится к кресло-коляскам , имеющим возможность Движения по лестничным маршам, по ровной и пересеченной местности и в помещениях

Изобретение относится к транспортным средствам для инвалидов

Изобретение относится к транспортным средствам для инвалидов

Изобретение относится к средствам для самостоятельного перемещения больных и инвалидов

Изобретение относится к средствам для самостоятельного перемещения больных и инвалидов

Изобретение относится к оборудованию для перемещения больных и инвалидов

Изобретение относится к инвалидным коляскам

Изобретение относится к транспортным средствам для перемещения инвалидов на улице, в стационарных больницах и домах престарелых

Изобретение относится к коляскам для инвалидов, имеющим приспособления, облегчающие преодоление препятствий, например для подъема по ступенькам, и может использоваться с приводом от двигателя

Изобретение относится к области транспорта, в частности к конструкциям легких самоходных транспортных средств с индивидуальным приводом колес, размещенным непосредственно на колесе

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к средствам передвижения для людей с ограниченной подвижностью

Изобретение относится к области безрельсового транспорта и может быть использовано для перемещения инвалидов или роботов-манипуляторов на горизонтальной поверхности в естественных условиях

Изобретение относится к безрельсовому транспорту и может быть использовано для перемещения инвалидов или роботов-манипуляторов по горизонтальной поверхности в естественных условиях

Изобретение относится к транспортным средствам и способам транспортирования объектов, а точнее к транспортным средствам и способам транспортирования объектов по местности, поверхность которой может быть неровной

Изобретение относится к раздвижному механизму против опрокидывания и непосредственно к раздвижному механизму против опрокидывания для предотвращения падения транспортного средства типа инвалидной коляски
Наверх