Способ морозного иссушения грунта

 

Использование: к области транспортного и гидротехнического строительства. Сущность изобретения: на основание отсыпают комья мерзлого грунта и выдерживают их при отрицательной температуре воздуха. Во время выдерживания замеряют температуру наружного воздуха и воздуха в межкомковом пространстве и при температуре наружного воздуха выше температуры воздуха в межкомковом пространстве периодически производят принудительное вентилирование межкомкового пространства. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области строительства, преимущественно транспортного и гидротехнического, и может быть применено при возведении насыпных сооружений при отрицательных температурах воздуха.

Известен способ возведения грунтовых сооружений в районах Севера, включающий рыхление связного мерзлого грунта на комья, складирование их в бурт и выдерживание до наступления положительной температуры воздуха с последующей отсыпкой в воду, оттаиванием и самоуплотнением в теле грунтового сооружения.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ возведения насыпи, включающий отсыпку мерзлого комковатого грунта, планировку и закрытие насыпи паропроницаемым материалом, при этом мерзлый грунт рыхлят на комья определенного (оптимального по условиям морозного иссушения) размера.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность из-за длительного морозного иссушения (1500-2000 ч и более).

Целью изобретения является повышение эффективности морозного иссушения грунта за счет повышения интенсивности сублимации.

Указанная цель достигается тем, что по способу морозного иссушения грунта, включающему отсыпку на основание комьев мерзлого грунта и выдерживание их при отрицательной температуре воздуха, во время которого замеряют температуру в межкомковом пространстве и при температуре воздуха выше температуры воздуха в межкомковом пространстве периодически производят принудительное вентилирование межкомкового пространства, которое осуществляют при скорости воздушного потока 3-5 м/с.

Суть изобретения состоит в периодической замене холодного воздуха в межкомковом пространстве на более теплый наружный воздух, что позволяет повысить температуру в межкомковом пространстве и предотвратить возникновение в нем равновесного (насыщенного) состояния водяных паров.

Предлагаемый способ можно осуществлять следующим образом.

В зимний период на расчищенное от снега основание укладывают трубы, в стенках которых просверливают отверстия для пропуска воздуха. Один край каждой трубы закрывают заглушкой, а на другом устраивают переходник и надевают шланг для последующего подсоединения к передвижному компрессору, и т.д. На уложенные трубы автовозкой, направленным взрывом, бульдозерами и т.д. осуществляют отсыпку мерзлых комьев переувлажненного грунта и выдерживают их при отрицательной температуре. Во время выдерживания комьев грунта замеряют температуру наружного воздуха и воздуха в межкомковом пространстве и при температуре наружного воздуха выше температуры воздуха в межкомковом пространстве периодически производят принудительное вентилирование межкомкового пространства при скорости воздушного потока 3-5 м/с. На период зимней сушки поверхность сооружения целесообразно закрывать воздухопроницаемым материалом (например, слоем других грунтовых комьев, песком, геотекстилем темных расцветок и т. д. ) с низким альбедо, что будет способствовать дополнительному притоку тепла в сооружение за счет солнечной радиации.

При достижении требуемой степени осушения переувлажненного мерзлого грунта в комьях грунт из бурта разрабатывают экскаваторами с последующей транспортировкой и укладкой в тело насыпи, плотины и т.д. Сушка грунта также может осуществляться непосредственно в теле насыпи, плотины и т.д. После оттаивания осушенного грунта он уплотняется механическим путем или за счет консолидации.

Использование предлагаемого способа возведения грунтовых сооружений позволяет по сравнению с известными способами повысить эффективность морозного иссушения грунта, что позволит увеличить объем заготовки грунта и соответственно темпы строительства.

Формула изобретения

1. СПОСОБ МОРОЗНОГО ИССУШЕНИЯ ГРУНТА, включающий отсыпку на основание комьев мерзлого грунта и выдерживание их при отрицательной температуре воздуха, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности морозного иссушения грунта, во время выдерживания комьев грунта замеряют температуру наружного воздуха и воздуха в межкомковом пространстве и при температуре наружного воздуха выше температуры воздуха в межкомковом пространстве периодически производят принудительное вентилирование межкомкового пространства.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что вентилирование осуществляют при скорости воздушного потока 3-5 м/с.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов

Изобретение относится к дорожному или эквивалентному покрытию, и, в частности, к покрытию, которое пригодно для использования в арктических регионах

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием на транспортных сооружениях, например на автомобильных и железных дорогах, возводимых в малоснежных районах распространения вечной мерзлоты

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции насыпей линейных сооружений на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах, в частности для обеспечения стабильности оснований насыпей на марях

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к конструкциям сооружений для поверхностного дорожного водоотвода

Изобретение относится к строительству дорог, в частности к строительству временных технологических дорог при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов на слабых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог, в частности строительства автомобильных лесовозных дорог на грунтах с низкой несущей способностью из грунтовых блоков
Наверх