Дорожная конструкция

 

Область использования: строительство автомобильных дорог и аэродромов. Сущность изобретения: дорожная конструкция включает дорожную одежду 1, земляное полоно 2, в котором верхняя часть 3 заключена в гидроизоляционную "обойму". При этом "обойма" понизу выполнена с уклоном, направленным от откосов к оси земляного полотна, а концы "обоймы" у оси расположены с зазором, к которому примыкают дренирующий слой, выполненный с уклонами, направленными от оси земляного полотна к откосам. 1 ил.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и аэродромов и может быть использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод.

Известна дорожная конструкция с гидроизолирующим слоем, включающая дорожную одежду и земляное полотно, в котором гидроизолирующий слой размещен в нижней части земляного полотна и имеет поперечный уклон, направленный от оси дорожной конструкции в сторону откосов.

Недостатками данной дорожной конструкции являются недостаточные прочность и морозоустойчивость, вызванные высокой влажностью грунтов земляного полотна и неравномерным распределением влажности по ширине дорожной конструкции.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является дорожная конструкция с гидроизолирующими слоями, включающая дорожную одежду и земляное полотно, в котором верхняя часть земляного полотна заключена в гидроизоляционную обойму, причем верхний и нижний гидроизолирующие слои имеют поперечные уклоны, направленные от оси земляного полотна к откосам.

Недостатками данной дорожной конструкции являются недостаточные прочность и морозоустойчивость, вызванные высокой влажностью грунтов земляного полотна.

Задача изобретения повышение прочности и морозоустойчивости дорожной конструкции.

Это достигается тем, что в дорожной конструкции с гидроизолирующими слоями, включающей дорожную одежду и земляное полотно, в котором верхняя часть заключена в гидроизоляционную "обойму", нижний гидроизолирующий слой имеет поперечный уклон, направленный от откосов к оси земляного полотна, причем у оси земляного полотна гидроизолирующий слой выполнен с разрывом, к которому примыкает дренирующий слой, имеющий поперечный уклон от оси земляного полотна к откосам.

На чертеже изображена дорожная конструкция, поперечный разрез.

Описываемая дорожная конструкция содержит дорожную одежду 1 и земляное полотно 2, в котором верхняя часть земляного полотна 3 заключена в гидроизоляционную "обойму", где верхний гидроизолирующий слой 4 имеет поперечный уклон, направленный от оси земляного полотна к откосам, а нижний 5 наоборот, от откосов к оси земляного полотна, нижний гидроизолирующий слой у оси земляного полотна не смыкается, а к месту нарушения его сплошности примыкает дренирующий слой 6, имеющий поперечный уклон от оси земляного полотна к откосам.

Предлагаемую дорожную конструкцию устраивают следующим образом. Сначала укладывают основание под гидроизолирующий слой из местного пылеватого грунта, который берут из близрасположенных кюветов или резервов. Основание толщиной 20-30 см тщательно уплотняют и планируют до поперечного уклона 30-40% направленного от оси к откосам. Далее выполняют дренирующий слой из гравия или крупнозернистого песка толщиной 20-30 см. Затем устраивают слева и справа, начиная с расстояния 0,75-1 м от оси до откосов земляного полотна, основания под нижний гидроизолирующий слой из местного пылеватого грунта, который берут из притрассовых резервов.

Основанию под гидроизолирующий слой придают поперечный уклон 40-50% направленный от откосов в сторону оси дорожной конструкции. Затем на подготовленное основание укладывают путем раскатки рулонов в продольном направлении гидроизолирующий слой из полиэтиленовой пленки или гидроизола. Укладку рулонов выполняют с расстояния 0,75-1 м от оси до откосов, начиная с нижних полотнищ, перекрывая смежные полосы на 30-40 см. Причем смежные полосы друг с другом либо сшиваются, либо склеиваются, либо свариваются.

Далее по способу "от себя" укладывают местный пылеватый грунт влажностью 0,95-1,05 от оптимальной. Толщина грунтового слоя составляет 0,4-0,7 м. Грунт укладывают послойно и уплотняют до коэффициента уплотнения 0,98-1,00. Грунтовой поверхности придают поперечный уклон 30% направленный от оси дорожной конструкции к откосам. Укладку верхнего гидроизолирующего слоя выполняют продольной раскладкой полотнищ, начиная от откосов до оси дорожной конструкции. Причем у откосов как справа, так и слева предварительно нижний гидроизолирующий слой скрепляют с полотнищами вновь устраиваемого верхнего путем либо склеивания, либо сварки, либо сшивки. Соединение полотнищ верхнего гидроизолирующего слоя выполняют также как и нижнего. И наконец, основание дорожной одежды из непылеватого песка выполняют по обычной технологии по способу "от себя".

Предлагаемая дорожная конструкция рекомендуется для автомобильных дорог II-IV технических категорий и аэродромных покрытий, устраиваемых на участках 3-го типа местности по условиям увлажнения.

Высокие прочность и морозоустойчивость предлагаемой дорожной конструкции объясняются тем, что влага, попавшая в процессе строительства или эксплуатации в грунт, заключенный в гидроизоляционную оболочку, будет отведена через дренирующий слой. Поэтому влажность грунта в оболочке в течение всего периода службы дорожной конструкции не будет превышать оптимального значения. Ниже нижнего гидроизолирующего слоя также влажность будет на 3-9% по объему меньше, чем в конструкции прототипа, так как избыточная влага будет удаляться через дренирующий слой. Ниже гидроизоляции влажность грунта будет незначительной и одинаковой по всей ширине земляного полотна, что и будет способствовать высокой прочности грунтов земляного полотна и их значительной морозоустойчивости. Возможное морозное пучение, как показали расчеты, значительно меньше допустимого значения, а его равномерность на 40% больше, чем в конструкции прототипа.

В предложенной конструкции удается повысить прочность и морозоустойчивость грунтов земляного полотна. Тем самым достигается на 20-40% снижение материалоемкости земляного полотна, возводимого из местного пылеватого грунта, что дает возможность уменьшить трудозатраты, сэкономить топливно-энергетические ресурсы, снизить ширину полосы отвода под дорожную конструкцию.

Формула изобретения

ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ, включающая дорожную одежду, дренирующий слой, земляное полотно, верхняя часть которого заключена в гидроизоляционную обойму, отличающаяся тем, что обойма понизу выполнена с уклоном, направленным от откосов к оси земляного полотна, причем концы обоймы у оси расположены с зазором, к которому примыкает дренирующий слой, выполненный с уклонами, направленными от оси земляного полотна к откосам.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области строительства, преимущественно транспортного и гидротехнического, и может быть применено при возведении насыпных сооружений при отрицательных температурах воздуха

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов

Изобретение относится к дорожному или эквивалентному покрытию, и, в частности, к покрытию, которое пригодно для использования в арктических регионах

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием на транспортных сооружениях, например на автомобильных и железных дорогах, возводимых в малоснежных районах распространения вечной мерзлоты

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции насыпей линейных сооружений на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах, в частности для обеспечения стабильности оснований насыпей на марях

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к конструкциям сооружений для поверхностного дорожного водоотвода

Изобретение относится к строительству дорог, в частности к строительству временных технологических дорог при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов на слабых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог, в частности строительства автомобильных лесовозных дорог на грунтах с низкой несущей способностью из грунтовых блоков
Наверх