Транспортное модульное средство

 

Использование: изобретение относится к средствам модульной конструкции многофункционального назначения. Сущность изобретения: транспортное модульное средство содержит тяговый модуль на базе мотоцикла, имеющего раму 1 и цепную передачу 3 привода ходового модуля, выполненного в виде приводной оси с разнесенными по ее концам колесами 10 и демультипликатором. Последний обеспечивает реверс и движение на пониженных скоростях. Соединительный модуль в виде дополнительной рамы 19 обеспечивает блокировку подвески 7 и присоединение модуля навески 21 с орудием или непосредственно орудия. Конструкция позволяет получить несколько вариантов различных транспортных средств. 6 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к модульным конструкциям на базе веломототехники с широкими функциональными возможностями по эксплуатации.

Известно транспортное модульное средство, содержащее тяговый модуль в виде мотоцикла, имеющего заднее приводное от цепной передачи колесо с тормозом, установленное на качающемся рычаге, связанном с подвеской, ходовой модуль, представляющий собой монтируемую на качающийся рычаг при снятии заднего колеса ось с разнесенными по концам колесами, имеющую связываемый с рамой тормоз и ведомую звездочку для привода оси от цепной передачи мотоцикла при демонтаже заднего колеса (см. патент США N 4325449, кл. В 62 К 13/04, 1982).

Данная конструкция модульного типа перестраиваемого мотоцикла имеет ходовой модуль, монтируемый на место заднего колеса мотоцикла для повышения проходимости последнего. Подсоединение этого модуля к мотоциклу выполнено традиционным образом, что ограничивает эксплуатационные возможности мотоцикла при использовании его, например, в сельском хозяйстве в качестве тягового агрегата для перемещения технологических орудий.

При использовании мотоцикла в качестве тягового средства с технологическим орудием подвеска заднего колеса оказывает негативное влияние на работу ходового модуля и технологического орудия. В режиме технологических работ необходимо блокировать подвеску, чтобы обеспечить надежное перекатывание ведущих колес по грунту. Однако в известном решении конструкцией это не предусмотрено.

Другим серьезным недостатком является движение мотоцикла с высокими скоростями, в то время как во многих случаях при производстве технологических работ требуются пониженные скорости перемещения при нормальной работе двигателя и агрегатов трансмиссии.

Цель изобретения блокирование подвески при подсоединении ходового модуля взамен заднего колеса мотоцикла и обеспечение пониженных скоростей движения при работе модульного средства с технологическими орудиями. Достигаемый при этом технический эффект заключается в расширении эксплуатационных возможностей транспортного модульного средства за счет преобразования его с одного типа в другой с сообщением последнему свойств, присущих этому типу средств.

Для этого транспортное модульное средство, содержащее тяговый модуль в виде мотоцикла, имеющего заднее приводное от цепной передачи колесо с тормозом, установленное на качающемся рычаге, связанном с подвеской, ходовой модуль, представляющий собой монтируемую в качающийся рычаг при снятии заднего колеса ось с разнесенными по концам колесами, имеющую связываемый с рамой тормоз и ведомую звездочку для привода оси от цепной передачи мотоцикла при демонтаже заднего колеса, снабжено соединительным модулем, представляющий собой дополнительную незамкнутого типа раму, соединяемую с рамой мотоцикла и качающимся рычагом для блокирования подвески, модулем навески, представляющим собой механизм навески для присоединения технологических орудий к дополнительной раме, а ходовой модуль выполнен с реверсивным демультипликатором, размещенным между ведомой звездочкой оси и самой осью для перемещения технологических орудий на пониженных скоростях движения.

Указанные признаки являются существенными и образуют неразрывную совокупность, обеспечивающую достижение указанного технического эффекта.

Выполнение соединительного модуля в виде рамы обеспечивает создание жесткой рамной конструкции, блокирующей подвеску с одной стороны и являющуюся элементом присоединения технологического орудия через механизм навески. Использование такой дополнительной рамы позволяет надежно закрепить ходовой модуль и ввести режимы движения на пониженных скоростях, т.е. именно те режимы, на которых оптимально работают эти технологические орудия (например, плуг, борона). Модули, являясь самостоятельными элементами и агрегатами, работают только друг с другом, так как их конструкция создана с учетом их совместного использования.

Настоящее изобретение иллюстрируется одним конкретным примером исполнения, который не является единственным, однако наглядно демонстрирует случай конкретного применения указанной совокупности существенных признаков в конкретном объекте.

На фиг. 1 показан тяговый модуль, общий вид; на фиг.2 ходовой модуль, общий вид сверху; на фиг.3 кинематическая схема ходового модуля; на фиг.4 соединительный модуль, вид сбоку; на фиг.5 вариант модуля навески; на фиг.6 транспортное модульное средство, общий вид.

Тяговый модуль (см. фиг.1) выполнен в виде мотоцикла промышленного производства, имеющего основную раму 1, на которой смонтирован моторно-трансмиссионный блок 2 привода через цепную передачу 3 ведомой звездочки 4 заднего колеса 5, установленного на оси, смонтированной на качающемся рычаге 6. Качающийся рычаг 6 через подвеску 7 связан с рамой 1 мотоцикла. Конструкция моторно-трансмиссионного блока может быть различной и определяется изготовителем мотоцикла, который используется в качестве тяговой машины. Заднее колесо 5 оснащено тормозом 8 с органами управления, выведенными в зону действия водителя. Данный тяговый модуль может использоваться в случае применения без дополнительных агрегатов и переделки в качестве транспортного передвижного средства одноколейного типа и стандартного в эксплуатационном плане назначения в соответствии с паспортом завода-изготовителя.

Ходовой модуль (см. фиг.2) содержит ось 9, на концах которой размещены колеса 10. По типу эти колеса могут быть от мотоцикла или применены специальные колеса широкого профиля и низкого давления для обеспечения повышенной проходимости по грунтам рыхлой композиции (почва и т.д.). Ведомая звездочка 11 может быть свободно смонтирована на этой же оси или на параллельной ей дополнительной оси в зависимости от типа примененного реверсивного демультипликатора 12.

Реверсивный демультипликатор 12 (см. фиг.3) в конструктивном исполнении может быть от любого типа вариатора до планетарного редуктора или рядов шестерен постоянного зацепления. Кинематическая схема не является существенной. Главным требованием к реверсивному демультипликатору является обеспечение реверса и прямого хода с увеличением крутящего момента к потребителю с уменьшением скорости его вращения. На фиг.3 показан вариант с использованием зубчатых рядов постоянного зацепления и переключающей муфты. Ведомая звездочка 11 установлена свободно на оси 9 и несет ступицу, на которой свободно установлены две ведущих шестерни 13 и 14, связываемые с ступицей зубчатой муфтой 15 для обеспечения соответственно прямого и обратного реверсивного ходов. Ведомая шестерня 16 обеспечивает вращение оси 9 привода колес 10. Передаточное отношение демультипликатора выбирается из условия оптимальной работы технологического орудия. Увеличение крутящего момента с уменьшением угловой скорости вращения оси 9 позволяет повысить тяговую нагрузку мотоцикла, что является существенным для работы с такими орудиями как плуг, борона и т.д.

Демультипликатор формируется в корпусе 17, кинематически связываемом с рамой 1 мотоцикла, что позволяет применить отдельный тормоз 18, по конструкции и связям с системой управления соответствующий тормозу заднего колеса 5 мотоцикла.

Такая конструкция ходового модуля позволяет, демонтировав заднее колесо 5 мотоцикла, отсоединив тормоз 8 от системы управления и сняв цепную передачу 3 с ведомой звездочки 4, монтировать его на место заднего колеса 5, устанавливая его в места крепления качающихся рычагов 6 с подсоединением органа управления тормоза 18 к системе управления тормозом мотоцикла. Таким образом, обеспечивается переделка одноколейного мотоцикла в трехколесный нового назначения с новыми функциональными особенностями: повышенная проходимость, пониженная скорость перемещения с сохранением комфортабельности езды, так как подвеска задней оси несблокирована. Наличие трех колес обеспечивает повышенную устойчивость передвижения по поверхности с резко меняющимся профилем.

На фиг.4 показан соединительный модуль, представляющий собой дополнительную раму 19, несущую изогнутые профили, образующие при соединении концов с качающимися рычагами 6 и рамой 1 мотоцикла в подседельной зоне замкнутый жесткий контур, обеспечивающий блокирование подвески 7. Дополнительная рама 19 несет присоединительные элементы 20 (показаны условно) для связи с технологическим орудием напрямую или с модулем навески 21.

При использовании тягового модуля (мотоцикла) с ходовым модулем в качестве тягового агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ необходимо исключение влияния подвески на контакт ведущих колес с почвой. В этом случае тяговый модуль с ходовым модулем оснащается соединительным модулем (см. фиг. 6). Агрегат приобретает свойства трактора по условиям взаимодействия колес с грунтом, тяговым условиям работы агрегата с технологическим орудием, но при этом сохраняет основные свойства мотоцикла с обеспечением работы его основных агрегатов в соответствии с требованиями технического паспорта завода-изготовителя.

Модуль навески 21 (см. фиг.5) представляет собой механизм навески. На фиг.5 показан трехточечный механизм навески стандартного конструктивного исполнения, который применяется, например, на тракторе МТЗ-50 (см. Анилович В. Я. и др. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов. М. Машиностроение, 1966, с.489).

Конструкция конкретного механизма навески не является объектом изобретения, так как определяется типом технологического орудия. В связи с этим модуль навески показан условно пунктирной линией. Естественно, что, используя стандартную конструкцию механизма навеcки, вводятся коррективы по его размерам и присоединительным элементам 22.

Использование модуля навески за счет присоединения его элементов 22 к аналогичным элементам 20 соединительного модуля позволяет расширить комплекс технологических орудий, агрегатируемых с мотоциклом, и ввести принудительное управление подъемом и опусканием технологического орудия, например, при транспортировке его или в конце гона на поле.

Технологические орудия в предлагаемом изобретении иллюстративно не представлены, так как их многообразие не позволяет выделить возможные желаемые для потребителя варианты.

Транспортное модульное средство работает следующим образом.

Тяговый модуль в виде мотоцикла без переделки может использоваться в качестве транспортного одноколейного грузопассажирского средства в соответствии с требованиями завода-изготовителя. Возможно использование с прицепом или с боковой коляской.

При демонтаже заднего колеса 5 и монтировании на его место ходового модуля (фиг. 2 и 3) происходит преобразование одноколейного транспортного средства быстроходной модификации в трехколесное повышенной проходимости и устойчивости с сохранением комфортабельности передвижения, присущей одноколейному мотоциклу. При этом так же возможно использование этого средства с прицепом или боковой коляской для перевозки грузов и пассажиров в условиях, неблагоприятных для движения мотоцикла.

При снабжении трехколесного транспортного средства соединительным модулем (см. фиг.4) происходит преобразование его в транспортное средство тракторного типа для производства технологических работ. При этом подвеска блокируется по типу связи тракторного ведущего моста с остовом.

Введение соединительного модуля позволяет преобразованный мотоцикл использовать с прицепными и навесными орудиями для производства технологических работ. При этом конструкция модульного транспортного средства обеспечивает соблюдение всех требований, предъявляемых с одной стороны к мотоциклу, а с другой стороны, к технологическим орудиям и процессу технологических работ. На фиг. 6 показан общий вид такого транспортного модульного средства в варианте, подготовленном для работы с плугом.

На фиг.3 показано, что цепная передача может быть закрыта кожухом 23 для исключения снижения загрязнения привода заднего колеса 5 или ходового модуля.

Предлагаемое изобретение позволяет использовать мотоцикл стандартного промышленного изготовления в качестве базовой конструкции для получения различного рода средств малой механизации, что является в настоящее время одной из важных задач в условиях небольшого хозяйства.

Формула изобретения

ТРАНСПОРТНОЕ МОДУЛЬНОЕ СРЕДСТВО, содержащее тяговый модуль в виде мотоцикла, имеющего заднее приводное от цепной передачи колесо с тормозом, установлленное на качающемся рычаге, связанном с подвеской, ходовой модуль, представляющий собой монтируемую в качающийся рычаг при снятии заднего колеса ось с разнесенными по концам колесами, имеющую связываемый с рамой тормоз и ведомую звездочку для привода оси от цепной передачи мотоцикла при демонтаже заднего колеса, отличающееся тем, что оно снабжено соединительным модулем, представляющим собой дополнительную раму, соединяемую с рамой мотоцикла и качающимся рычагом для блокирования подвески, модулем навески, представляющим собой механизм навески для присоединения технологических орудий к дополнительной раме, а ходовой модуль выполнен с реверсивным демультипликатором, размещенным между ведомой звездочкой оси и самой осью для перемещения технологических орудий на пониженных скоростях движения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.06.2003

Извещение опубликовано: 27.09.2004        БИ: 27/2004




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансформируемым велосипедам

Изобретение относится к трехколесному тандему, часть которого выполнена в виде боковой коляски

Изобретение относится к преобразованию обычного велосипеда в трехколесный посредством крепления тележки вместо передней вилки

Изобретение относится к боковым прицепам, соединяемым с велосипедом

Изобретение относится к велосипедам с двумя передними колесами
Наверх