Устройство сигнализации о пожаре

 

Изобретение относится к классу технической физики. Целью изобретения является сокращение времени контроля системы. Устройство содержит n каналов, каждый из которых содержит термодатчик 1 (1,1 1 n), один вывод которого через обмотку сигнального реле 2 соединен с одним выводом резистора 3 (3.1 3n) контроля и соответствующим с 1 по n неподвижным контактом первого переключателя 4, другой вывод термодатчика 1 через подстроечный резистор соединен с другим выводом резистора 3 контроля и соответствующим 1 по n неподвижным контактом второго переключателя 5, подвижные контакты первого 4 и второго 5 переключателя кинематически связаны и через делители напряжения связаны с шиной питания, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, а неподвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле 9 (9.1 9.n) через обмотки реле контроля соединены с другой шиной питания, одна группа замыкающих контактов реле контроля подключена через первый сигнальный элемент к шинам питания, параллельно друг к другу, их число равно n. Замыкающие контакты другой группы всех реле контроля соединены последовательно и через второй сигнальный элемент подключены к шинам питания. Два вывода последовательно соединены между собой резисторами контроля всех каналов и соединены в первом и втором переключателе с дополнительным неподвижным контактом. 1 ил.

Изобретение относится к промышленной автоматике и может найти применение в системах пожарной сигнализации, например на самолетах и вертолетах.

Известно устройство для сигнализации о пожаре, содержащее соединенные между собой последовательно и образующие замкнутый контур из реле, термодатчика, подстpоечного резистора и резистора контроля, выводы которого через выключатель контроля подключены к клеммам источника питания. Это устройство может быть использовано как самостоятельно, так и в качестве одного из каналов системы пожарной сигнализации, например, на самолетах и вертолетах.

Известна система сигнализации о пожаре, содержащая n-каналов, каждый из которых содержит термодатчик, один вывод которого через обмотку сигнального реле, соединенного с одним выводом резистора контроля и соответствующим с 1 по n неподвижным контактом первого переключателя, подвижный контакт которого через первый делитель напряжения соединен с одной шиной питания, другой вывод термодатчика через подстроечный резистор соединен с другим выводом резистора контроля и соответствующим с 11 по n1 неподвижным контактом второго переключателя, подвижный контакт которого через второй делитель напряжения соединен с другой шиной питания, подвижные контакты переключателя кинематически связаны, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта сигнального реле первого канала через обмотку первого реле контроля соединен с другой шиной питания, подвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля соединен с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля через первый сигнальный элемент соединен с другой шиной питания [1] Недостатком указанной системы является относительно большое время, затрачиваемое на проведение контроля ее исправности, т. к. каждый канал контролируется отдельно путем воздействия на переключатель контроля. Это приводит к потере времени, особенно ощутимой при предполетном контроле некоторых современных самолетов, например, при контроле 90 каналов требуется установить 90 позиций переключателя контроля и 90 раз зафиксировать загорание контрольной лампы. Кроме потери времени это и трудоемко и неудобно. Такой порядок контроля системы увеличивает время боевой готовности, которое является одним из основных технических показателей (особенно для боевых самолетов).

Целью изобретения является сокращение времени контроля, что в конечном счете уменьшает общее время подготовки самолетов к вылету, повышает оперативность и надежность обслуживания.

Для этого в устройство для сигнализации о пожаре, содержащее n-каналов, каждый из которых содержит термодатчик, один вывод которого через обмотку сигнального реле соединен с одним выводом сопротивления контроля и соответствующим с 1 по n неподвижным контактом первого переключателя, подвижный контакт которого через первый делитель напряжения соединен с одной шиной питания, другой вывод термодатчика через подстроечный резистор соединен с другим выводом резистора контроля и соответствующим с 11 по n1 неподвижным контактом второго переключателя, подвижный контакт которого через второй делитель напряжения соединен с другой шиной питания, подвижные контакты переключателя кинематически связаны, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта сигнального реле первого канала через обмотку первого контроля соединен с другой шиной питания, подвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля соединен с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля через первый сигнальный элемент соединен с другой шиной питания, введены n-1 реле контроля и второй сигнальный элемент, каждый из n-1 неподвижных элементов замыкающих контактов соответст- вующих сигнальных реле соединен через соответствующие реле контроля с другой шиной питания, одна группа замыкающих контактов n-1 реле контроля подключена параллельно замыкающему контакту первого реле контроля, замыкающие контакты другой группы всех реле контроля соединены последовательно и через второй сигнальный элемент подключены к шинам питания, первый неподвижный контакт переключателя соединен с n+1 неподвижным контактом этого переключателя, подвижный контакт второго переключателя соединен с n1+1 неподвижным контактом этого переключателя, который соответственно соединен с двумя выводами, последовательно соединенных между собой резисторов контроля всех каналов.

Такое выполнение системы позволит в случае исправности всех каналов установить исправность всей системы одним включением переключателя, т. е. значительно сократить время контроля, в случае же исправности хотя бы одного канала время, затрачиваемое на определение этого канала по отношению к прототипу, практически не меняется.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Она содержит термодатчики 1.1, 1.2, 1.3 (по числу каналов), сигнальные реле 2.1, 2.2, 2.3 с замыкающими контактами 2I.1, 2I.2, 2I.3, резисторы контроля 3.1, 3.2, 3.3, переключатели 4, 5, делители напряжения 6.1, 6.2, шины питания 7.1, 7.2, подстроечные резисторы 8.1, 8.2, 8.3, реле контроля 9.1, 9.2, 9.3 с замыкающими контактами 9I.1, 9.2I, 9.3I, 9.1II, 9.2II, 9.3II, сигнальные элементы 10, 11, неподвижные контакты 12, 13 первого и второго переключателей.

Устройство работает следующим образом. В случае возникновения пожароопасной ситуации или пожара термодатчики 1 выдают сигнал в виде термо-ЭДС. Сигнал с выхода термодатчиков образует ток в цепи контура, достаточный для срабатывания сигнального реле 2. Замыкающие контакты сигнального реле 2 замыкаются и подают питание на обмотку реле контроля 9, замыкающие контакты которого, включенные параллельно, подают сигналы на сигнальное устройство 10 при срабатывании любого одного канала.

Проверка исправности системы осуществляется с помощью переключателя 4, который позволяет производить контроль как одновременно всех каналов, так и поканально. В положении 12, 13 переключателя 4 контролируются одновременно все каналы системы. Ток от источника питания проходит одновременно через резисторы контроля 3.1, 3.2, 3.3 всех каналов. Номиналы резисторов контроля 3 подобраны такой величины, чтобы в контуре канала протекал ток, достаточный для срабатывания сигнального реле 2.1, 2.2, 2.3. Замыкающие контакты 2.1I, 2.2I, 2.3I реле 2.1, 2.2 и 2.3 соответственно при срабатывании замыкают цепь питания реле контроля 9. В реле контроля 9 срабатывают последовательно соединенные контакты 9I.1, 9.2I, 9.3I, реле 9 включает питание дополнительного сигнального устройства 11, по срабатыванию которого судят об исправности цепи этого устройства.

В случае неисправности какого-либо из каналов (сигнальное устройство 11 не срабатывает) система позволяет провести поканальный контроль. При этом канал I контролируется при положении "б" переключателя 4, канал II в положении "в", а канал III в положении "г". По срабатыванию сигнального устройства 10 судят об исправности того или иного канала.

Одновременный контроль всех каналов системы проводят перед каждым полетом и занимает минимум времени и затрат. Поканальный контроль проводится при обнаружении неисправности при предполетном контроле, при регламентных работах, а также после заранее установленных часов полета (например, через каждую тысячу часов полета). Отказы в цепях датчиков наиболее вероятны, поэтому их контроль производится перед каждым полетом.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ, содержащее n каналов, каждый из которых содержит термодатчик, один вывод которого через обмотку сигнального реле соединен с одним выводом резистора контроля и соответствующим с 1 по n неподвижным контактом первого переключателя, подвижный контакт которого через первый делитель напряжения соединен с одной шиной питания, другой вывод термодатчика через подстроечный резистор соединен с другим выводом резистора контроля и соответствующим с 1' по n' неподвижным контактом второго переключателя, подвижный контакт которого через второй делитель напряжения соединен с другой шиной питания, подвижные контакты переключателя кинематически связаны, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта сигнального реле первого канала через обмотку первого реле контроля соединен с другой шиной питания, подвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля соединен с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля через первый сигнальный элемент соединен с другой шиной питания, отличающееся тем, что в него введены n 1 реле контроля и второй сигнальный элемент, каждый из n 1 неподвижных элементов замыкающих контактов соответствующих сигнальных реле соединен через соответствующие реле контроля с другой шиной питания, одна группа замыкающих контактов n 1 реле контроля подключена параллельно замыкающему контакту первого реле контроля, замыкающие контакты другой группы всех реле контроля соединены последовательно и через второй сигнальный элемент подключены к шинам питания, первый подвижный контакт переключателя соединен с (n + 1)-м неподвижным контактом этого переключателя, подвижный контакт второго переключателя соединен с (n + 1)'-м контактом этого переключателя, которые соответственно соединены с двумя выводами последовательно соединенных между собой резисторов контроля всех каналов.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам сигнализации о пожаре в закрытом помещении со взрывоопасной средой

Изобретение относится к средствам сигнализации о пожаре

Изобретение относится к противопожарной автоматике и может найти применение в системе пожарной сигнализации, например, на летательных аппаратах

Изобретение относится к устройствам электрической пожарной сигнализации

Изобретение относится к промышленной автоматике и может найти применение в системах пожарной сигнализации, например, в авиации

Изобретение относится к пожарной автоматике и может быть использовано в устройствах пожарной сигнализации для извещения о недопустимом повышении температуры на охраняемом объекте

Изобретение относится к тепловым пожарным извещателям максимально-дифференциального действия на основе термобиметаллического чувствительного элемента и позволяет повысить чувствительность и виброустойчивость извещателя при контроле температуры в агрессивных и взрывоопасных средах

Изобретение относится к пожарной сигнализации , а более конкретно к тепловым пожарным датчикам, которые могут быть использованы в жилых, административных, производственных зданиях, на транспорте и т.д

Изобретение относится к устройствам электрической пожарной сигнализации и может быть использовано для обнаружения пожаров на ранней стадии их развития

Изобретение относится к сигнальным системам извещателей пожаров и может быть использовано в сигнальных системах обнаружения пожаров и включения огнетушителей

Изобретение относится к технике тревожной сигнализации, а именно устройствам охранной и пожарной сигнализации, и может быть использовано для защиты от вторжения нарушителя или возникновения пожара

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано в системах и устройствах, в которых требуется обеспечить высокую функциональную надежность последовательной цепи пиропатронов

Изобретение относится к области пожарной безопасности и электроэнергии, а именно к способам и устройствам предупреждения пожаров, возникающих в помещениях, сооружениях, зданиях, самолетах, судах, железнодорожном транспорте и др

Изобретение относится к противопожарной технике и предназначено для обнаружения высокой температуры и последующего пуска автоматических средств пожаротушения, например, модулей порошкового тушения

Изобретение относится к устройствам электрической пожарной сигнализации и может быть использовано для обнаружения распределения температуры над очагом пожара и автоматического включения систем сигнализации о пожаре

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для пожарных извещателей при работе в закрытых помещениях для выдачи информации о пожаре при достижении температуры окружающего воздуха 60-80oС

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано как средство обнаружения загорания и приведения в действие установок автоматического пожаротушения

Изобретение относится к технике пожарной сигнализации, а именно к тепловым пожарным извещателям максимального действия, и может быть использовано для обнаружения пожара по повышению температуры окружающей среды в месте установки извещателя
Наверх