Утилизационная установка двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: в установку включена абсорбционная холодильная машина 8 с испарителем 9 и генератором 11 пара холодильного агента. Теплообменники масла 2 и охлаждающей жидкости 3 подключены к генератору 11 пара холодильного агента. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к теплотехнике, и может быть использовано в энергетических установках наземных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания.

Известна утилизационная установка двигателя внутреннего сгорания, содержащая сообщенный с выхлопным трактом двигателя утилизационный котел, включенный в паротурбинный контур водяного пара с конденсатором и насосом.

Недостатком этой утилизационной установки являются низкие ее мощность и экономичность, обусловленные тем, что утилизируется только теплота отработавших газов двигателя, а низкопотенциальная теплота жидкостей, охлаждающих двигатель, не используется.

Наиболее близким к изобретению техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является утилизационная установка двигателя внутреннего сгорания, содержащая паротурбинный контур с конденсатором и утилизационным котлом, связанный с выхлопным патрубком двигателя, теплообменниками масла и охлаждающей жидкости.

Недостатком этой утилизационной установки является невозможность использования ее в наземных транспортных средствах, у которых отводимая от двигателя теплота рассеивается атмосферным воздухом, при этом в летнее время температура воздуха на выходе из радиатора близка к температуре жидкостей, охлаждающих двигатель.

Задачей изобретения является создание утилизационной установки для двигателей наземных транспортных средств, которая утилизирует не только теплоту отработавших газов двигателя, но и теплоту жидкостей, охлаждающих двигатель.

Указанная задача решается в утилизационной установке, содержащей паротурбинный контур с конденсатором и утилизационным котлом, связанный с выхлопным патрубком двигателя, теплообменниками масла и охлаждающей жидкости и снабженной абсорбционной холодильной машиной с испарителем и генератором пара холодильного агента, причем теплообменники масла и охлаждающей жидкости соединены с генератором пара холодильного агента, а конденсатор подключен к испарителю холодильного агента.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в использовании низкопотенциальной теплоты охлаждающих жидкостей, что достигается введением в установку абсорбционной холодильной машины.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемой установки.

Утилизационная установка двигателя внутреннего сгорания 1 с теплообменниками масла 2 и охлаждающей жидкости 3 содержит утилизационный котел 4, сообщенный с выхлопным патрубком двигателя 1, а в случае наличия системы турбонаддува с выхлопом ее газовой турбины. Утилизационный котел 4 включен в паротурбинный контур рабочего (например, водяного) пара, в котором последовательно соединены турбина 5, конденсатор 6 и насос 7.

Установка снабжена абсорбционной холодильной машиной 8, в которой соединены последовательно испаритель 9 холодильного агента, абсорбер 10, генератор 11 пара холодильного агента и конденсатор 12. Между абсорбером 10 и генератором 11 пара холодильного агента установлены насос 13 и дроссель 14, а между конденсатором 12 и испарителем 9 дроссель 15. С испарителем 9 связан конденсатор 6 паротурбинного контура рабочего пара. Генератор 11 пара холодильного агента по нагревающей среде включен в замкнутый контур теплоносителя с насосом 16 и теплообменником 17, который соединен с теплообменниками масла 2 и охлаждающей жидкости 3.

Теплообменники 2 и 3 связаны с паротурбинным контуром через теплообменник 17 и испаритель 9 холодильного агента.

Абсорбер 10 и конденсатор 12 холодильной машины 8 по охлаждающей среде включены в замкнутые контуры с радиаторами 18 и 20 и насосами 19 и 21 соответственно.

Установка работает следующим образом.

Отработавшие газы двигателя 1 подают в утилизационный котел 4, в котором происходит процесс образования рабочего пара, после чего газы выбрасывают в атмосферу. Пар из утилизационного котла 4 направляют в паровую турбину 5, соединенную с электрогенератором, вырабатывающим электроэнергию, направляемую потребителю. Отработавший в турбине 5 пар поступает в конденсатор 6, где отдает тепло холодильному агенту, например жидкому аммиаку, абсорбционной холодильной машины 8. В испарителе 9 холодильный агент, отнимая тепло от рабочего пара, кипит при постоянном давлении, сохраняя неизменной свою температуру. Образующийся пар отводят в абсорбер 10, где он поглощается абсорбентом, например водой. Поглощение паров холодильного агента (аммиака) бедным жидким раствором сопровождается повышением его температуры (реакция экзотермическая) и снижением поглотительной способности. Для поддержания поглотительной способности раствора в абсорбер 10 постоянно добавляют чистый абсорбент из генератора 11 пара через дроссель 14. Раствор в абсорбере 10 охлаждают водой, протекающей по замкнутому контуру с радиатором 18 и насосом 19.

Образующийся в абсорбере 10 концентрированный раствор насосом 13 подают в генератор 11 пара, к которому подводят тепло от теплоносителя, протекающего по замкнутому контуру с теплообменником 17 и насосом 16, отводящего тепло от охлаждающих двигатель жидкостей в теплообменниках 2 и 3. В генераторе 11 пара происходит выпаривание холодильного агента из концентрированного раствора. После выпаривания агента обедненный раствор через дроссель 14 сбрасывают в абсорбер 10. Образовавшийся в генераторе 11 пар холодильного агента (аммиака) направляют в конденсатор 12 и конденсируют его, отводя тепло водой, протекающей по замкнутому контуру с радиатором 20 и насосом 21. Конденсат холодильного агента (аммиака) после конденсатора 12 проходит через дроссель 15, где он понижает давление и температуру. Образовавшаяся парожидкостная смесь поступает в испаритель 9.

Формула изобретения

УТИЛИЗАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая паротурбинный контур с конденсатором и утилизационным котлом, связанный с выхлопным патрубком двигателя, теплообменниками масла и охлаждающей жидкости, отличающаяся тем, что она снабжена абсорбционной холодильной машиной с испарителем и генератором пара холодильного агента, причем теплообменники масла и охлаждающей жидкости соединены с генератором пара холодильного агента, а конденсатор подлючен к испарителю холодильного агента.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в качестве стационарной или транспортной силовой установки (СУ)

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в четырехтактных и двухтактных, стационарных и транспортных поршневых двигателях внутреннего сгорания с наддувом, сжигающих газовое, легкое жидкое и дизельное топлива

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, и предназначено для использования в стационарных теплоэнергетических и транспортных установках

Изобретение относится к энергетике

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) содержит цилиндры (1, 2, 3, 4) сгорания, включающие, по меньшей мере, два комплекта цилиндров сгорания, в каждом из которых поршни двух противоположных цилиндров (1, 2, 3, 4) сгорания взаимосвязаны общим штоком (5, 6) поршня. Два штока (5, 6) поршней соединены посредством одного балансира (7), а пригодную для использования энергию отбирают из кинетической энергии указанного балансира (7). Двигатель также включает, по меньшей мере, два комплекта рабочих паровых цилиндров (14, 15, 16, 17), в каждом из которых поршни двух противоположных паровых цилиндров взаимосвязаны посредством общих штоков (19, 20) поршня, соединенных балансиром (18). Балансир (7) ДВС и балансир (18) парового двигателя жестко соединены между собой посредством соединения (21). Каждый цилиндр (1, 2, 3, 4) сгорания включает теплообменник (12) для испарения охлаждающей жидкости из рубашки (9) охлаждения на каждом цилиндре (1, 2, 3, 4) сгорания под действием выхлопных газов. Нагретый пар из рубашки (9) охлаждения каждого цилиндра (1, 2, 3, 4) сгорания поступает в паровой цилиндр (14, 15, 16, 17) через системы труб (13). Технический результат заключается в использовании большего количества тепла, созданного при сжигании топлива в ДВС, для работы парового двигателя, соединенного с ДВС. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано в силовых установках транспортных средств, снабженных двигателями внутреннего сгорания. Силовая установка транспортного средства содержит двигатель (1) внутреннего сгорания, парогенератор (3), установленный на выпускном коллекторе (4) двигателя внутреннего сгорания, конденсатор (9), сообщенный с парогенератором, паровую турбину (6), накопитель пара (5) и обратный клапан (13), установленный перед накопителем. Парогенератор (3) сообщен с паровой турбиной (6) через накопитель пара (5). Установка дополнительно содержит электронный блок (11) управления, электромагнитный клапан (15) подачи пара, установленный после накопителя (5), датчик (12) температуры, установленный на парогенераторе (3), датчик (18) угловой скорости колес автомобиля, датчик (14) давления, установленный на накопителе пара (5), датчик (16) оборотов вала паровой турбины (6) и вариатор (7). Паровая турбина (6) кинематически связана с вариатором (7). Блок (11) управления электрически соединен с датчиком (12) температуры, датчиком (14) давления, датчиком (18) угловой скорости колес автомобиля, датчиком (16) оборотов вала паровой турбины, электромагнитным клапаном (15) подачи пара и вариатором (7). Технический результат заключается в синхронизации работы двигателя внутреннего сгорания с транспортным средством, в уменьшении расхода топлива и в снижении токсичности выхлопных газов. 2 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Паровоздушный двигатель внутреннего сгорания содержит поршневой двигатель (1) внутреннего сгорания, барабан (2) пара высокого давления, радиатор (4), винтовой паровой двигатель (3), радиатор (4), жидкостный насос (6) высокого давления, накопительный бак (5), бак (8) подпитки и термоизоляцию корпуса двигателя (1) и барабана (2) пара высокого давления от окружающей среды. Охлаждение и отвод тепла от поршневого двигателя (1) внутреннего сгорания осуществляется с помощью охлаждающей жидкости с пониженной температурой кипения и рубашки охлаждения, используемой в качестве парообразующего котла, соединенной с барабаном (2) пара высокого давления. В барабане (2) увеличение температуры пара достигается за счет нагревания проходящими через барабан выхлопными газами. Преобразование тепловой энергии пара в дополнительную механическую работу осуществляется винтовым паровым двигателем (3). Пар, охлажденный после расширения в паровом винтовом двигателе (3), с помощью установленного в контуре конденсации радиатора (4) конденсируется в жидкость, которая из накопительного бака (5), соединенного с баком (8) подпитки через обратный клапан (7), жидкостным насосом (6) высокого давления подается в рубашку охлаждения поршневого двигателя (1) внутреннего сгорания для повторного использования. Технический результат заключается в повышении температуры пара в барабане парообразующего котла. 1 ил.

Группа изобретений относится к области двигателестроения, конкретно касается парогазовых турбинных двигателей. В способе работы парогазового турбинного двигателя, заключающемся в том, что образуют парогазовую смесь - рабочее парогазообразное тело, которое направляют в турбину, в которой энергию потока парогазовой смеси преобразуют в механическую энергию вращения ротора турбины, дополнительно осуществляют циклическое образование топливовоздушной смеси в цилиндре с последующим ее сжатием и воспламенением в камере сгорания, осуществляют полное сгорание топливовоздушной смеси в дополнительной камере сгорания с образованием парогазовой смеси, а ротор турбины используют в качестве привода. Парогазовый турбинный двигатель содержит электродвигатель (1), кривошипно-шатунный механизм (2), цилиндр (3), форсунку для подачи топлива (4), впускной клапан (5), выпускной клапан (6), камеру сгорания (7), свечу зажигания (8), перепускной клапан (9), форсунку для подачи воды (10), дополнительную камеру сгорания (11), калиброванное сопло (12), турбину (13) и поршень (14). Технический результат заключается в снижении расхода топлива за счет организации циклического воспламенения сжатой топливовоздушной смеси и осуществлении ее полного сгорания в дополнительной камере сгорания. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области энергетики и предназначено для одновременного производства тепла и электроэнергии. Когенерационная установка с глубокой утилизацией тепловой энергии теплового двигателя содержит двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с электрогенератором, насос системы охлаждения ДВС, систему утилизации теплоты, состоящую из теплообменников-утилизаторов теплоты системы охлаждения ДВС, отработанных газов ДВС, гидролинии, магистраль отработанных газов ДВС, вентили, трехходовой кран, парогенератор водяного пара, циркуляционный насос воды, детандер водяного пара с электрогенератором, испаритель-конденсатор, испаритель хладагента, детандеры пара хладагента с электрогенератором, конденсаторы хладагента, циркуляционные насосы хладагента, гидролинии хладагента. Изобретение позволит максимально повысить эффективность использования теплоты сгорания топлива, эффективно обеспечить такие режимы работы, как: выработка тепловой и электрической энергии, выработка только электрической энергии. 1 ил.
Наверх