Узел трения скольжения

 

Использование: в машиностроении для узлов трения машин и приборов. Сущность изобретения: узел трения скольжения содержит подшипник 1 скольжения из монокристалла лейкосапфира и цапфу 3 вала. Опорные поверхности 2 подшипника 1 скольжения выполнены плоскими под углом (38 45) град. к вертикальной плоскости, проходящей через цапфу вала. Кристаллографическая ось /0001/ монокристалла расположена в этой плоскости и перпендикулярна цапфе 3 вала. Выполнение узла трения подшипника заявляемой конструкции обеспечивает легкость съема вала с рабочим инструментом для замены последнего и упрощение конструкции узла трения скольжения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и приборов.

Известен подшипник скольжения, состоящий из металлической обоймы и втулки из прессованной древесины с радиальным расположением волокон [1] Данный подшипник характеризуется недостаточной стабильностью в среде с переменной влажностью и температурой.

Наиболее близким из известных технических решений к предлагаемому является узел трения скольжения, содержащий подшипник скольжения из монокристалла лейкосапфира и цапфу вала. Подшипник скольжения выполнен в виде цилиндрической обоймы, в которой коаксиально установлена цапфа вала [2] Недостатком известного устройства является сложность разборки узла трения для замены рабочего инструмента, закрепленного на валу.

Цель изобретения упрощение конструкции узла трения скольжения.

Цель достигается тем, что в узле трения скольжения, содержащем цапфу вала и подшипник скольжения из монокристалла лейкосапфира, рабочая поверхность подшипника выполнена из двух плоских участков, расположенных по отношению друг к другу под углом, а к проходящей через ось цапфы вала вертикальной плоскости под углом (38-45) град, при этом кристаллографическая ось (0001) монокристалла размещена в упомянутой вертикальной плоскости перпендикулярно оси цапфы вала. Кроме этого кристаллическая ось <0110> монокристалла может быть расположена перпендикулярно оси цапфы вала.

Выполнение узла трения подшипника заявляемой конструкции обеспечивает легкость съема вала с рабочим инструментом для замены последнего.

Учитывая анизотропию свойств монокристалла лейкосапфира, ориентация опорных поверхностей подшипника выбрана таким образом, что обеспечивается оптимальная износостойкость подшипника.

На чертеже изображен общий вид предлагаемого узла трения скольжения.

Узел трения скольжения содержит подшипник 1 скольжения с рабочими плоскими участками 2, расположенными под углом (38-45) град к вертикальной плоскости, проходящей через ось цапфы 3 вала, и металлическую цапфу 3 вала. Кристаллографическая ось (0001) монокристалла расположена в упомянутой вертикальной плоскости перпендикулярно оси цапфы 3. Кристаллографическая ось <0110> монокристалла перпендикулярна оси цапфы 3 вала.

Подшипник работает следующим образом.

Цапфа 3 вала свободно устанавливается на рабочих участках 2 подшипника 1 скольжения. Смазка при работе подшипника не требуется. Выбранная ориентация рабочих участков с учетом анизотропии свойств монокристалла лейкосапфира обеспечивает оптимальную износостойкость узла трения скольжения.

Формула изобретения

1. УЗЕЛ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий цапфу вала и подшипник скольжения из монокристалла лейкосапфира, отличающийся тем, что рабочая поверхность подшипника выполнена из двух плоских участков, расположенных по отношению друг к другу под углом, а к проходящей через ось цапфы вала вертикальной плоскости под углом (38 45)o, при этом кристаллографическая ось (0001) монокристалла размещена в упомянутой вертикальной плоскости перпендикулярно оси цапфы вала.

2. Узел трения скольжения по п.1, отличающийся тем, что кристаллографическая ось <0110> монокристалла перпендикулярна оси цапфы вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к антифрикционным узлам трения преимущественно транспортных средств, работающих с повышенными переменными нагрузками

Изобретение относится к металлургии, в частности к порошковым и литым антифрикционным сплавам на основе железа со структурой e - мартенсита и к антифрикционным изделиям с использованием данного сплава

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорным подшипникам и к покрытиям, известным как покрывающие слои, осажденные на таких подшипниках при помощи техники катодного распыления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор валов вертикальных роторных машин

Подпятник // 1594300
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в вертикальных гидрогенераторах или гидрогенераторах-двигателях большой мощности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелом электромашиностроении в реверсивных гидроагрегатах электростанций

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, воспринимающим осевые усилия

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для восприятия осевых нагрузок вертикально вращающихся валов

Подпятник // 1462031
Изобретение относится к электромашиностроению , преимущественно к подпятникам для гидрогенераторов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к генераторостроению, судостроению, и может быть использовано в упорных подшипниках гидрогенераторов, турбинах, насосах и других машинах с осевой нагрузкой

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно подпятникам
Наверх