Устройство для управления силовой установкой летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе управления самолетом и авиационным двигателем. Устройство для управления силовой установкой летательного аппарата снабжено трубой 1, в которой проложен трос со стаканами 3, 4 на его концах, сферическими телами 5 с осевыми отверстиями которые свободно и без зазора между собой надеты на трос, между стаканами 3, 4, и прилегающими к ним сферическими телами установлена пружина, на стаканы 3, 4 установлены регулируемые упоры. 4 з. п. ф лы, 10 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе управления самолетом и авиационным двигателем. Оно также может быть использовано в других областях техники для передачи возвратно-поступательного движения.

Известно устройство для передачи возвратно-поступательного движения (гибкий толкатель), выполненное в виде трубки, заполненной шарами и имеющей на концах плунжеры. Известное устройство позволяет передавать от управляющего органа к исполнительному только толкающие усилия, что требует для возврата системы в исходное положение дополнительное устройство, например возвратной пружины, и постоянной фиксации в промежуточных положениях, что неприемлемо в системах управления двигателями.

Цель изобретения снижение массы системы, обеспечение удобства монтажа и уменьшение объема, занимаемого системой.

Это достигается тем, что устройство для управления силовой установкой летательного аппарата содержит направляющую трубу с размещенными в ней сферическими телами, причем оно снабжено подвижным тросом, на котором соосно размещены сферические тела, стаканами, установленными с возможностью перемещения внутри направляющей трубы, каждый из которых соединен с концом подвижного троса и выполнен с регулируемым упором, пружиной, установленной между стаканом и сферическим телом, а сферические тела размещены на подвижном тросе свободно без зазора между собой, причем отверстие в сферическом теле на входе-выходе в него подвижного троса имеет расширение, диаметр которого определяется зависимостью: Do 1/4(D2 + 4Rdт dт2)/R, где Do диаметр расширения отверстия на входе и выходе подвижного троса из сферического тела; D диаметр сферического тела; dт диаметр подвижного троса; R минимальный радиус изгиба трубы, причем между сферическими телами соосно с ними установлены пружины, кроме того, сферические тела выполнены с односторонними сферическими углублениями для взаимодействия между собой, устройство снабжено шариками, а в сферических телах в плоскости симметрии, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру выполнены углубления под шарики, взаимодействующие с внутренней поверхностью направляющей трубы, а сферические тела выполнены полыми.

На фиг. 1 изображена система управления силовой установкой, общий вид; на фиг. 2 узел I на фиг. 1; на фиг. 3 узел II на фиг. 2; на фиг. 4 сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 5 сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6 узел III фиг. 2, вариант исполнения 1; на фиг. 7 то же, вариант 2; на фиг. 8 то же, вариант 3; на фиг. 9 то же, вариант 4; на фиг. 10 то же, вариант 5.

Устройство для управления силовой установкой летательного аппарата выполнено в виде трубы 1, в которой проложен трос 2, заделанный в стаканы 3 и 4. Сферические тела 5 выполнены с осевыми отверстиями и свободно, без зазора между собой надеты на трос 2. Между стаканом и прилегающим к нему сферическим телом установлена пружина 6. На стакан установлен регулируемый упор 7, а также регулируемый наконечник 8 с контровочными гайкой 9 и шайбой 10. Трос 2 заделан в стакане 3 с помощью наконечника 11. Аналогичную конструкцию имеет противоположный законцовок устройства.

Труба может быть выполнена гибкой, фрагментно-гибкой или жесткой и иметь криволинейную пространственную форму в зависимости от условий монтажа и применения.

Форма (прямолинейная или по дуге окружности) законцовок трубы и стаканов должна обеспечивать свободное перемещение стаканов в пределах хода устройства.

Для устранения заклинивания размеры и коэффициенты линейного расширения материалов сферических тел, стаканов и трубы выбираются с учетом обеспечения гарантированного зазора между сферическими телами и стаканами с одной стороны и трубой с другой.

Длина цилиндрической части и форма расширений (коническая или с криволинейной образующей) отверстия в сферическом теле выбираются из условий центрирования на тросе и смятия сферического тела.

Сферические тела могут иметь односторонние сферические углубления и входить друг в друга (см. фиг. 7), иметь углубления по диаметру, в которые помещают шарики 12 (см. фиг. 8), или быть полыми (см. фиг. 9) между сферическими телами, соосно с ними могут быть установлены пружины (см. фиг. 10).

Труба, сферические тела, трос и стаканы изготавливаются из металлических или неметаллических материалов с антифрикционными свойствами или антифрикционными покрытиями трущихся пар.

В случаях применения материалов, не обладающих антифрикционными свойствами, или дополнительного уменьшения трения в трущиеся элементы вводится смазка.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении одного из стаканов, например, с помощью наконечника 8 внутрь трубы 1 усилие от стакана 3 передается на сферические тела 5, которые, воздействуя друг на друга, выталкивают из трубы противоположный стакан 4 (толкающее усилие). При выдвижении стакана 3 из трубы соединенный с ним тросом 1 противоположный стакан 4 втягивается в трубу 1 (тянущее усилие).

Перемещение стакана 3 внутрь трубы 1 возможно до соприкосновения регулируемого упора 7 с трубой 1. Выдвижение стакана 3 из трубы возможно до соприкосновения аналогичного упора на стакане 4 с трубой 1.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее направляющую трубу с размещенными в ней сферическими телами, отличающееся тем, что оно снабжено подвижным тросом, на котором соосно размещены сферические тела, стаканами, установленными с возможностью перемещения внутри направляющей трубы, каждый из которых соединен с концом подвижного троса, и выполнен с регулируемым упором, пружиной, установленной между стаканом и сферическим телом, а сферические тела размещены на подвижном тросе свободно без зазора между собой, причем отверстие в сферическом теле на входе-выходе в него подвижного троса имеет расширение, диаметр которого определяется зависимостью где D0 диаметр расширения отверстия на входе и выходе подвижного троса из сферического тела; D диаметр сферического тела;
dт диаметр подвижного троса;
R минимальный радиус изгиба трубы.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что между сферическими телами соосно с ними установлены пружины.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что сферические тела выполнены с односторонними сферическими углублениями для взаимодействия между собой.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено шариками, а в сферических телах в плоскости симметрии, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру выполнены углубления под шарики, взаимодействующие с внутренней поверхностью направляющей трубы.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что сферические тела выполнены полыми.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам для управления режимами работы силовой установки самолета, может также использоваться для управления входными звеньями гидроусилителей силовых приводов или симметричными управляющими поверхностями легких летательных аппаратов при использовании гибких управляющих проводок

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов, в частности, в качестве привода аэродинамических рулей

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в приводах аэродинамических поверхностей летательных аппаратов. Устройство электромеханического привода интерцептора крыла самолета установлено на оси поворота, закрепленной в каркасе крыла, и имеет приводное звено многозвенного механизма, закрепленное на внутренней поверхности интерцептора. Устройство содержит многозвенный механизм, имеющий приводной вал, установленный в стойках, закрепленных в каркасе крыла, концы которого соединены муфтами с ведущими валами. По меньшей мере, один закрепленный на приводном валу кривошип с тягой соединен шарниром с первым концом тяги, второй конец которой имеет шарнир для соединения с приводным звеном интерцептора. Достигается возможность размещения электромеханического привода внутри крыла. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх