Способ запуска летательного аппарата с помощью стартовой тележки с двигательной установкой на жидком топливе

 

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к способам запуска летательного аппарата (ЛА) с помощью стартовой тележки с двигательной установкой. Цель изобретения снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения за счет уменьшения рабочего запаса топлива в ней. Для этого подают топливо из баков маршевой двигательной установки ЛА в тормозную реактивную камеру, смонтированную на тележке. 2 ил.

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к способам запуска летательного аппарата разгонными стартовыми тележками.

Известен способ запуска летательного аппарата с помощью стартовой тележки, включающей разгон тележки и ее торможение путем подачи топлива из баков в тормозную реактивную камеру [1] Недостатком известного технического решения является большая масса стартовой тележки, что связано с большим рабочим запасом топлива в ней, который в данном случае слагается из запаса на разгон непосредственно летательного аппарата до взлетной скорости, запаса на работу тормозной реактивной камеры (смонтированной на тележке) и дополнительного запаса на разгон "тормозного" топлива.

Целью изобретения является снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения за счет уменьшения рабочего запаса топлива в ней.

Для достижения цели в способе запуска летательного аппарата с помощью стартовой тележки с двигательной установкой на жидком топливе, включающем разгон тележки до взлетной скорости летательного аппарата, торможение тележки путем реверса тяги, в процессе торможения подают топливо в двигательную установку тележки из баков двигательной установки летательного аппарата.

На фиг. 1 и 2 представлены схематично летательный аппарат со стартовой тележкой и двигательной установкой.

Летательный аппарат представляет собой воздушно-космический самолет 1, установленный на стартовой тележке 2, которая движется по стационарному пути 3. Самолет снабжен маршевой двигательной установкой с топливными баками 4 (жидкий окислитель) и 5 (жидкое горючее). Стартовая тележка содержит разгонную реактивную камеру 6 с топливными баками 7 (окислитель), 8 (горючее) и питающими трубопроводами 9, 10, а также тормозную реактивную камеру 11 с соответствующими баками 12, 13 и питающими трубопроводами 14, 15. Последние соединены с баками маршевой двигательной установки посредством трубопроводов 16 и 17 с разъемами 18, 19 и нормально закрытыми разделительными клапанами 20, 21.

Разгон аппарата осуществляют подачей в камеру 6 жидкого топлива из баков 7 и 8, и в случае штатной ситуации при достижении взлетной скорости осуществляют отделение самолета 1 (в том числе по разъемам 18, 19) от тележки с включением в работу маршевой двигательной установки, то есть с подачей топлива из баков 4, 5 в маршевую реактивную камеру 6, и включают подачу топлива в камеру 11 из баков 12, 13, в результате чего стартовая тележка тормозится.

В случае аварийной ситуации, когда по каким-то причинам взлет самолета представляется невозможным, также прекращают подачу топлива в разгонную камеру 6 и подают топливо в тормозную камеру 11. Эта подача может производиться вначале из баков 12 и 13, а после их опорожнения из баков 4 и 5, для чего открывают клапаны 20 и 21, либо подают топливо только из баков 4 и 5, либо одновременно из всех указанных баков.

Расчеты, выполненные для воздушно-космического самолета с взлетной массой 500 т (включая бортовой запас топлива 400 т), разгоняемого до околозвуковой взлетной скорости при среднепутевой перегрузке 3, дали следующие результаты: для предложенного способа начальная масса стартовой тележки 208 т, суммарный запас топлива в тележке 103 т, в том числе 88 т на разгон самолета до взлетной скорости и 15 т на торможение тележки; для известного способа начальная масса тележки 307 т, суммарный запас топлива 187 т. Из сравнения приведенных параметров очевиден технический результат от предложенного изобретения. Этот результат состоит не только в снижении массы стартовой тележки и запаса топлива в ней, но также в снижении металлоемкости неподвижной путевой структуры и требуемой тяги для разгонной и тормозной камер.

Приведенные выше схемы, иллюстрирующие предложенный способ, не являются исчерпывающими: в частности, разгонная и тормозная камеры могут питаться из общих баков; возможен также разгон стартовой тележки электромагнитным способом, как и торможение ее в штатной и аварийной ситуациях, и в этом случае предложенный ракетодинамический способ торможения может использоваться в качестве дополнительного и резервного средств.

Формула изобретения

СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ, включающий разгон тележки до взлетной скорости летательного аппарата, торможение тележки путем реверса тяги, отличающийся тем, что в процессе торможения подают топливо в двигательную установку тележки из баков двигательной установки летательного аппарата.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации и касается создания стартовых устройств для летательных аппаратов с укороченным разбегом, взлетающих с наземных аэродромов и с палуб плавсредств типа авианосцев

Изобретение относится к авиации и касается создания стартовых устройств для летательных аппаратов с укороченным разбегом, взлетающих с наземных аэродромов и с палуб морских специальных судов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к аэродромному оборудованию, и представляет собой стартовое устройство для взлета летательного аппаратов (ЛА) с укороченным разбегом

Изобретение относится к авиации, а именно к эксплуатации летательных аппаратов, преимущественно реактивных самолетов, и может быть использовано на гранжданских и военных аэродромах, а также на специальных площадках, например на палубах морских судов

Изобретение относится к авиации и космической технике

Изобретение относится к авиационно-космической технике, точнее к устройствам, предназначенным для запуска ракет, ракет-носителей и космических кораблей или авиационных аппаратов с борта воздушного судна, относящегося к самолетам

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для обеспечения безопасного взлета летательных аппаратов с площадок малых площадей, в частности корабельных палуб

Изобретение относится к транспортно-буксировочным авиационным средствам, взаимодействующим с летательными аппаратами (ЛА)

Изобретение относится к авиации, преимущественно к устройствам для обеспечения взлета беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для осуществления безаэродромных посадок и взлетов летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к радиолокации и касается имитационно-испытательных комплексов, предназначенных для оценки характеристик радиолокационных объектов. Имитационно-испытательный комплекс для радиолокационной станции (РЛС) содержит цель для создания натурной обстановки в зоне обзора по заданной программе облета. На борту цели установлены подключенная к спутниковой навигационной системе пилотажно-навигационная система и измерительное радиоэлектронное устройство, связанные с пунктом управления. Целью является беспилотный летательный аппарат (БПЛА). БПЛА содержит крыло, оперение, фюзеляж, двигатель и устройство посадки. Пусковая установка содержит направляющую, на которой установлены толкатель и сбоку со стороны винта двигателя убираемый выдвижной стартер. На фюзеляже в нижней его части по продольной оси закреплен упор, контактирующий при взлете с торцевой поверхностью толкателя. Устройство посадки БПЛА установлено в отсеке, на стенке которого закреплена открывающаяся створка, соединенная с автоматическим замком. Достигается простота проведения испытаний, улучшение условий эксплуатации и транспортирования, обеспечение исследований РЛС различного типа на местах дислокации при отсутствии необходимого оборудования. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройствам запуска летательных аппаратов (ЛА), использующих силу притяжения Земли, и к устройствам посадки на трос. Устройство гравитационного запуска ЛА содержит качели, включающие две опоры, каретку и тросы для маятниковой подвески каретки, подъемник для соединения каретки и ЛА в один раскачиваемый блок, привод раскачиваемого блока. При этом подъемник содержит установленные на опорах лебедки с барабанами. Привод раскачиваемого блока содержит движитель с аэро- или газодинамической тягой и установлен на раскачиваемом блоке. Причем тросы закреплены на барабанах с возможностью наматывания на барабаны и закреплены на каретке с возможностью отсоединения по крайней мере одного троса, проходящего от одной опоры до другой. Достигается упрощение устройства запуска и посадки на горизонтальный трос. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к аэродромному оборудованию. Устройство для взлета самолетов состоит из швеллеров, закрепленных краями вверх на основании так, чтобы в поперечном сечении боковые швеллеры находились на одном горизонтальном уровне. Нижняя часть швеллеров крепится к основанию через винты и винтовые или двух резьбовые втулки и имеет периодически расположенные регулируемые оттяжки в стороны. В варианте выполнения устройство для взлета самолетов состоит из швеллеров, закрепленных краями вверх на основании так, чтобы в поперечном сечении боковые швеллеры находились на одном горизонтальном уровне. Концевой участок центрального швеллера крепится к центральному швеллеру шарнирно, приподнят, имеет боковые элементы жесткости, крепится к швеллеру и к траверсе на поперечных соосных шарнирах. Приподнятый концевой участок швеллера крепится в таком положении замком, состоящим из кронштейна, упора, тяги и пластины, шарнирно закрепленной на концевом участке швеллера на пути движения колеса самолета. Группа изобретений направлена на расширение арсенала технических средств. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх