Способ изготовления токосъемника

 

Использование: в электротехнике для изготовления токосъемников, обеспечивающих подачу электрического тока с токонесущего провода на транспортное средство. Сущность изобретения: способ включает формирование корпуса токосъемника путем прессования из порошковой смеси на основе железа с последующим спеканием, формирование антофрикционной вставки из порошковой смеси никеля или меди с графитом с последующим спеканием и сборку, после которой производят допрессовку при давлении 300 400 МПа. 1 з. п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к изготовлению токосъемников, обеспечивающих подачу тока от токонесущего провода на транспортное средство.

К используемым в настоящее время токосъемникам для транспорта типа троллейбусов и электропоездов предъявляются повышенные требования по антифрикционным свойствам, помимо высокой электропроводности, что связано с интенсивным изнашиванием части токосъемника, контактирующей с проводом. При этом износ провода в контакте с токосъемником должен быть минимальным.

Известные способа изготовления токосъемников включают изготовление части, контактирующей с проводом, корпуса устройства и их сборку. При этом, по известному способу, графитовый элемент (вставку) приклеивают в продольном пазу металлического корпуса. Для улучшения контакта поверхности вставки и корпуса их металлизируют.

Устройство имеет небольшой ресурс из-за быстрого изнашивания графита. Для приклеивания вставки часто используют экологически вредные смолы.

Известен способ изготовления токосъемника, в котором имеет место формирование антифрикционной вставки из графитовой смеси путем прессования.

Токосъемники, изготовленные этим способом, не отвечают современным требованиям по уровню эксплуатационных характеристик. При использовании токосъемников с графитовой вставкой из-за низкой прочности графита очень часто происходит их поломка на стыках и поворотах контактной сети, что резко снижает ресурс.

Цель изобретения разработка экологически безвредного способа изготовления токосъемника, позволяющего получить устройство с повышенным ресурсом при незначительном износе токонесущего провода.

Поставленная цель достигается тем, что в способе, включающем формирование корпуса и антифрикционной вставки из графитовой смеси путем прессования, их сборку, корпус с продольным пазом и вставку формируют путем раздельного прессования с последующим спеканием, а после сборки устройства производят дополнительную допрессовку при давлении 300-400 МПа, при этом корпус прессуют из порошковой смеси на основе железа, а вставку из порошковой смеси на основе никеля или меди с графитом, например, следующего состава, мас.

Никель или медь 63,4-71,6 Графит 10,0-19,8 Железо 15,8-17,9 Стеарат цинка 0,5-1,0 Предлагаемое раздельное прессование корпуса и вставки позволяет производить их на прессах-автоматах, что существенно снижает трудоемкость изготовления и себестоимость изделия. Использование для вставки цветных металлов (никеля или меди) с графитом позволяет получить токосъемник с достаточной электропроводностью и высокими антифрикционными свойствами. Изготовление корпуса токосъемника из порошка железа обеспечивает необходимую прочность его в процессе эксплуатации и экономичность. Дополнительная допрессовка частей токосъемника после их сборки при давлении 300-400 МПа увеличивает плотность и прочность токосъемника и повышает его ресурс.

Способ осуществляется следующим образом.

Из порошковой смеси на основе железа (например, 99% железа и 1% стеарата цинка) прессуют при давлении 350-400 МПа корпус с продольным пазом, который затем спекают в защитной среде (например, в диссоциированном аммиаке) в течение 1,5-2,0 ч при 1100-1150оС. Отдельно из порошковой смеси на основе никеля (например, 10% графита, 17,9% железа, 0,5% стеарата цинка, никель остальное) прессуют вставку при давлении 250-300 МПа, которую затем спекают в защитной среде (например, в диссоциированном аммиаке) с засыпкой из смеси окиси алюминия с графитом в течение 1,5-2,0 ч при 1130-1160оС. Вставку укладывают в паз корпуса, изделие помещают в пресс-форму и допрессовывают при давлении 300-400 МПа.

В таблице приведены конкретные данные по свойствам токосъемников в зависимости от состава порошковой смеси для вставки и от давления допрессовки в сравнении с прототипом.

При изготовлении токосъемника с использованием порошковых смесей на основе никеля или меди с графитом для вставки и порошка железа для корпуса с соблюдением параметров допрессовки собранного изделия в интервале 300-400 МПа (примеры 1-6) обеспечивается получение токосъемника с высокими антифрикционными свойствами при достаточной электропроводности и сравнительно невысокой стоимости. Ресурс изделия по сравнению с известным увеличивается в 4,5-5,5 раза при минимальном износе медного провода (допускается не более 40 мкм при 104 проходах троллейбуса).

Предлагаемый способ отличается простотой и экономичностью. При этом значительно уменьшается расход остродефицитных токонесущих медных проводов.

Формула изобретения

1. СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОКОСЪЕМНИКА, включающий формирование корпуса токосъемника, формирование из графитовой смеси антифрикционной вставки путем прессования и их сборку, отличающийся тем, что формирование корпуса осуществляется путем прессования из порошковой смеси на основе железа с последующим спеканием, антифрикционную вставку прессуют из порошковой смеси никеля или меди с графитом с последующим спеканием, а после сборки производят допрессовку при давлении 300 400 МПа.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве порошковой смеси для прессования вставки используют смесь следующего состава, мас.

Никель или медь 63,4 71,6 Железо 15,8 17,9 Графит 10,0 19,8 Стеарат цинка 0,5 1,0

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрифицированному рельсовому транспорту, в частности к электрическим железным дорогам

Изобретение относится к электротранспорту, в частности к токосъемным элементам полозов токоприемников

Изобретение относится к токосъемным устройствам электрического подвижного состава железнодорожного и городского транспорта

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, обеспечивающей интервальное регулирование и безопасность движения поездов, особенно на метрополитенах

Изобретение относится к токосъемникам транспортных средств различного назначения, например троллейбусов

Изобретение относится к способу пропитки пористых заготовок, может применяться при производстве подшипников скольжения или скользящих электрических контактов

Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкциям устройств и материалам для изготовления токосъемных элементов полозов токоприемников электроподвижного состава железных дорог, городского и промышленного транспорта

Изобретение относится к токосъемнику, содержащему сенсорный элемент, в частности, для передачи электроэнергии от контактного провода на транспортное средство. Сенсорный элемент сформирован из герметичного для текучей среды трубчатого профиля (18), который может быть вставлен в продольную полость, расположенную внутри углеродного токосъемника. На трубчатом профиле (18) сенсорного элемента образовано по меньшей мере одно заданное место разрушения. Технический результат заключается в обеспечении непосредственной активации сенсорного элемента при повреждении углеродного токосъемника контактным проводом. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств c электродвигателями, питающимися от контактной сети посредством токоприемника, снабженного контактной накладкой, а также к способу изготовления контактной накладки для обеспечения скользящего контакта, прилегающей к контактному проводу. Для обеспечения электроэнергией рельсовых транспортных средств контактная накладка имеет угольный формованный корпус (17) и по меньшей мере одно металлическое электропроводное устройство, расположенное в угольном формованном корпусе для получения локально повышенной электропроводности. При этом указанное электропроводное устройство содержит по меньшей мере один электропроводный слой (23), расположенный в плоскости, перпендикулярной направлению (18) скольжения, и в направлении усилия (19) предварительного натяжения и образованный слоем металлического электропроводного материала (21), который расположен по меньшей мере на одной боковой стороне прорези (20), проходящей в угольном формованном корпусе перпендикулярно направлению скольжения. Технический результат заключается в повышении электропроводности накладки и простоте ее изготовления. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к контактному полозу (12) для устройства (10) скользящего контакта, прилегающего с предварительным натяжением к контактному проводу (16), в частности, для обеспечения электроэнергией рельсовых транспортных средств, содержащему контактную накладку (14), которая расположена на основании (13) контактной накладки и содержит угольный фасонный корпус (18) и по меньшей мере одно металлическое электропроводное устройство (23), расположенное в угольном фасонном корпусе и предназначенное для обеспечения локальной повышенной электропроводности, при этом указанное электропроводное устройство выполнено в виде по меньшей мере одного дискообразного электропроводного устройства, которое расположено в направлении усилия предварительного натяжения, в плоскости, перпендикулярной направлению (19) скольжения, соединено с основанием контактной накладки и проходит через паз (22), выполненный в угольном фасонном корпусе, до контактной поверхности (21) контактной накладки. Технический результат заключается в повышении надежности конструкции токоприемника. 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств. Система для определения состояния токосъемника транспортного средства содержит устройство с видеокамерами для цифровой съемки изображений токосъемника и устройство для оценки записанных изображений на основе технологии сбора, передачи и обработки данных. Токосъемник содержит оптически распознаваемые маркировки (MP, MF, MS, MC, MB), позиция, и/или форма, и/или содержание поверхности, и/или цвет которых автоматически определяется устройством оценки изображений. Контактная накладка токосъемника содержит протирающуюся в направлении (V) износа маркировку (MP, MF, MS, MC), позиция, и/или форма, и/или содержимое поверхности, и/или цвет которой изменяются с возрастанием износа. Технический результат заключается в более быстром и надежном распознании фактического состояния токоприемника. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к токоприёмникам транспортных средств с электротягой. Устройство (100) передачи электрического тока между подвижным элементом и неподвижным элементом, подвижными друг относительно друга, посредством полосы (30), содержит опору (6) полосы и прижимающее средство (10). Прижимающее средство (10) выполнено с возможностью приложения к полосе (30) силы, прижимающей ее к опоре (6), при этом упомянутая сила является поперечной по отношению к продольному направлению. Прижимающее средство (10) содержит прижимающие средства, находящиеся на расстоянии друг от друга, и/или опора полосы содержит опоры, отстоящие друг от друга. При этом прижимающие средства и/или опоры выполнены с возможностью занимать только продольный участок вдоль 50% или менее длины полосы (30). При этом прижимающее средство содержит элемент с наклонными поверхностями и пружинное средство. Пружинное средство размещено на стороне ленты, которая противоположна той стороне, которая предназначена для трения об один из элементов. Также заявлены инструмент для размыкания прижимного средства (10), система пантографа, включающая устройство (100) передачи электрического тока и способ установки и/или демонтажа полосы (30). Технический результат заключается в упрощении установки и/или демонтажа токопроводящей полосы. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.

Группа изобретений относится к токоприёмникам транспортных средств с электротягой. Устройство (100) передачи электрического тока между подвижным элементом и неподвижным элементом, подвижными друг относительно друга, посредством полосы (30), содержит опору (6) полосы и прижимающее средство (10). Прижимающее средство (10) выполнено с возможностью приложения к полосе (30) силы, прижимающей ее к опоре (6), при этом упомянутая сила является поперечной по отношению к продольному направлению. Прижимающее средство (10) содержит прижимающие средства, находящиеся на расстоянии друг от друга, и/или опора полосы содержит опоры, отстоящие друг от друга. При этом прижимающие средства и/или опоры выполнены с возможностью занимать только продольный участок вдоль 50% или менее длины полосы (30). При этом прижимающее средство содержит элемент с наклонными поверхностями и пружинное средство. Пружинное средство размещено на стороне ленты, которая противоположна той стороне, которая предназначена для трения об один из элементов. Также заявлены инструмент для размыкания прижимного средства (10), система пантографа, включающая устройство (100) передачи электрического тока и способ установки и/или демонтажа полосы (30). Технический результат заключается в упрощении установки и/или демонтажа токопроводящей полосы. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх