Прицеп-контейнер транспортного средства

 

Использование: изобретение относится к транспортной технике, к конструкциям прицепов с кузовом, представляющим собой контейнер, трансформируемый в опору на воздушной подушке. Сущность: прицеп контейнер транспортного средства, трансформируемый в его опору на воздушной подушке, содержит снабженное гибким надувным ограждением воздушной подушки жесткое секционное основание, на котором расположены съемные движительно нагнетальные установки роторного типа, средства сочления их с приводом транспортного средства. Основание прицепа контейнера выполнено из жестких связанных между собой секций с возможностью их складывания в компактный пакет. Секции соединены с гибким надувным ограждением. Каждая из движительно нагнетальных установок выполнена в виде соосно расположенных в общей насадке вентилятора и воздушного винта изменяемого шага. Основание совместно с ограждением снабжено разъемными узлами крепления к ходовой части транспортного средства с возможностью демпфирования возмущений упомянутых оснований и ограждения посредством подвески транспортного средства при его движении. Прицеп контейнер имеет рулевое устройство, выполненное в виде установленных на основании аэродинамических пластин, снабженных гибкими тягами для соединения их с рулевым механизмом транспортного средства. 7 з. п. ф-лы. 13 ил.

Изобретение относится к транспортной технике и касается конструкции прицепов с кузовом, представляющим собой контейнер, трансформируемый в опору на воздушной подушке.

Известен прицеп-контейнер транспортного средства, трансформируемый в его опору на воздушной подушке, содержащий снабженное гибким надувным ограждением воздушной подушки жесткое основание, на котором расположены съемные движительно-нагнетательные установки роторного типа, рулевое устройство и средства их связи соответственно с приводом движителей и рулевым механизмом транспортного средства, а также средства его связи с основанием прицепа-контейнера (см.патент ФРГ N 3033938, кл. В 63 В 35/54, 1982).

Известный прицеп-контейнер выполнен с многозвенной разборной конструкцией, формирующей корпус опоры транспортного средства, что приводит к увеличению времени монтажа опоры и к возрастанию ее массы, которая снижает полезную грузовместимость транспортного средства при буксировке им прицепа.

Технический эффект от внедрения изобретения состоит в расширении эксплуатационных возможностей, сокращении времени трансформирования его в опору и в увеличении полезной грузовместимости транспортного средства при буксировке прицепа.

Технический результат достигается тем, что основание прицепа-контейнера выполнено из жестких связанных между собой секций с возможностью их складывания в компактный пакет, при этом его периферийные секции выполнены с возможностью герметичного соединения с гибким надувным ограждением воздушной подушки, причем движитель и нагнетатель каждой из упомянутых установок снабжены средствами для их связи с упомянутым приводом с возможностью независимого регулирования их рабочих режимов.

Кроме того, каждая из движительно-нагнетательных установок выполнена из соосно расположенных в общей насадке вентилятора и воздушного винта изменяемого шага.

Кроме того, жесткое основание совместно с гибким ограждением выполнено с разъемными узлами его крепления к ходовой части транспортного средства с возможностью демпфирования возмущений жесткого основания и гибкого надувного ограждения воздушной подушки посредством подвески транспортного средства при его движении на воздушной подушке.

Кроме того, связь каждой движительно-нагнетательной установки с приводом транспортного средства выполнена кинематической.

Кроме того, рулевое устройство выполнено в виде аэродинамических пластин, установленных на жестком основании и снабженных гибкими тягами для их соединения с рулевым механизмом транспортного средства.

Кроме того, жесткое основание выполнено из нескольких групп упомянутых секций, связанных шарнирно с возможностью раскладывания этих групп секций вдоль транспортного средства и складывания их в общий пакет, при этом в каждой группе секции, образующие днищевые опоры на воздушной подушке, соединены между собой гибкой герметичной перемычкой с возможностью их установки под углом друг к другу для образования верхней части полого продольного киля устойчивости, полость которого сообщена с полостью гибкого ограждения.

Кроме того, борта и торцы жесткого основания выполнены в виде треугольных в поперечном сечении коробов, образованных расположенными по краям жесткого основания одними кромками шарнирно связанными между собой секциями, другие кромки которых разъемно связаны между собой посредством ферм.

Кроме того, на каждом из углов жесткого основания смежные указанные коробы связаны между собой разъемно посредством дополнительных секций, которые выполнены треугольными.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен боковой вид транспортного средства, например, автомобиля с прицепом-контейнером в сложенном положении; на фиг.2 боковой вид автомобиля с прицепом-контейнером, трансформируемым в опору на воздушной подушке для этого автомобиля; на фиг.3 вид по стрелке А на фиг.2; на фиг.4 аксонометрическая схема привода движительно-нагнетательных установок и привода рулевого устройства опоры на воздушной подушке с использованием задней приводной и передней неприводной оси автомобиля соответственно; на фиг.5 узел В подпятника управляемого колеса автомобиля; на фиг.6 узел С средства крепления приводной оси колес автомобиля; на фиг.7 осевой разрез движительно-нагнетательной установки опоры на воздушной подушке, в которую трансформируется прицеп-контейнер; на фиг.8 разрез узла шарнирного соединения смежных секций жесткого основания, между которыми размещена надувная емкость; на фиг.9 аксонометрическая схема приводов движительно-нагнетательных установок и рулевого устройства с использованием приводной передней оси колес автомобиля; на фиг.10 аксонометрическая проекция узла крепления неприводного колеса автомобиля к жесткому основанию опоры на воздушной подушке; на фиг.11 аксонометрическая схема положения двух групп секций основания в начале раскладывания их из общего пакета в горизонтальную плоскость; на фиг.12 аксонометрическая схема положений раскладывания секций жесткого основания в эту плоскость в каждой из групп; на фиг.13 аксонометрическая проекция всего основания опоры на воздушной подушке при демонтированном оборудовании.

В транспортируемом положении прицеп-контейнер сочленен с автомобилем 1 (фиг.1) и в собранном виде установлен на своих колесах, причем все части кузова 2 прицепа-контейнера являются секциями 3, образующими жесткое основание 4 для формирования опоры с гибким ограждением 5 на воздушной подушке (фиг. 2).

Ограждение 5 прикреплено к кромкам нижних бортовых и торцовых секций 3 жесткого основания 4, например, посредством шарнирного соединения рояльного типа с уплотнением, и сложено в пакеты вместе с этими секциями. Движительно-нагнетательные установки 6 также размещены в кузове 2, где на его днище смонтированы и блоки 7 рулевого устройства опоры на воздушной подушке, его аэродинамические пластины 8, служащие для управления движением опоры на воздушной подушке, и гибкие тяги 9 в виде тросов (фиг.2 и 4).

В транспортируемом положении в кузове 2 прицепа-контейнера также расположены демонтированные совместно с движительно-нагнетательными установками 6 средства сочленения их с приводными агрегатами автомобиля.

Жесткое основание 4 (фиг.2) опоры состоит из шарнирно связанных между собой секций 3, выполненных с возможностью складывания их групп в единый компактный плоский пакет (фиг.11). В данном положении его секции 3 герметично соединены с ограждением 5 воздушной подушки.

Тяги 9 рулевого устройства, огибающие блоки 7, связаны с аэродинамическими пластинами 8 (фиг.4) и с рулевым механизмом 10 транспортного средства, буксирующего прицеп, например, автомобиля 1, гусеничного тягача т.д.

Как показано на фиг.7, каждая движительно-нагнетательная установка 6 образует собой единый узел, состоящий из нагнетательного вентилятора 11, предназначенного для формирования воздушной подушки под опорой, и винта 12 изменяемого шага, позволяющего регулировать его силу тяги и изменять скорость поступательного перемещения опоры на воздушной подушке вместе с размещенным на ней колесным автомобилем 1. Вентилятор 11 и винт 12 размещены в общей кольцевой насадке 13.

Ограждение 5 воздушной подушки выполнено с надувным кольцеобразным баллоном 14 (фиг.3), сообщенным с патрубками 15 (фиг;7) установок 6 через каналы 16 (фиг.13), которые расположены симметрично по обоим бортам жесткого основания 4 опоры на воздушной подушке.

Каждая из установок 6 выполнена с кинематической передачей 17 (фиг.4) для ее связи с приводной осью ходовой части автомобиля 1. С целью обеспечения равных частот вращения рабочих колес вентиляторов 11 и винтов 12, смонтированных в единых установках 6, расположенных на бортах опоры на воздушной подушке для автомобиля 1, кинематическая передача 17 снабжена карданным шарниром 18 равных угловых скоростей (фиг.3).

Для автомобилей с задней приводной осью с ней кинематически связаны установки 6 посредством указанной передачи 17 (фиг.4), а в случае использования переднеприводного автомобиля эти установки подключены к передней оси с помощью такой же передачи (фиг.9).

Жесткое основание 4 снабжено захватами 19 (фиг.6) для крепления приводной оси колесного автомобиля 1 при его установке на прицепе-контейнере, трансформированном в опору на воздушной подушке. На этом основании также укреплены стяжки 20 для фиксации неприводных колес автомобиля (фиг.1). На основании 4 установлены подпятники 21 (фиг.5) для размещения на них управляемых колес автомобиля 1 с возможностью их поворота в горизонтальной плоскости посредством тяг 9, связанных с рулевым механизмом 10 автомобиля и с пластинами 8 (фиг.4).

Между секциями 3 основания 4 у бортов и на торцах могут размещаться надувные емкости 22 (фиг. 8) для увеличения плавучести опоры на воздушной подушке с размещенным на ней автомобилем 1 при перемещении над свободной поверхностью акватории.

Ограждение 5 выполнено с полым продольным килем 23 устойчивости, выравнивающим давление в передней и задней частях баллона 14 ограждения 5 (фиг.3).

Основание 4 выполнено из двух групп секций 3, связанных шарниром 24 (фиг. 11) с возможностью раскладывания этих групп вдоль автомобиля 1 и складывания их в общий пакет. В каждой группе секции 3 образующие днище опоры на воздушной подушке соединены между собой гибкой герметичной перемычкой 25 (фиг.13). Средние днищевые секции 3 могут устанавливаться под углом друг к другу для образования верхней части киля 23. На днищевых секциях 3 захваты 19, подпятники 21 и стяжки 20 установлены в недемонтированном положении (на фиг.12 и 13 не показаны).

Борта и торцы жесткого основания 4 опоры на воздушной подушке выполнены в виде треугольных коробов 26 (фиг.13), образованных секциями 3, расположенными по краям основания 4 и одними кромками шарнирно связанными между собой. Эти секции 3 размещены под углом друг к другу и другими кромками разъемно связаны между собой посредством ферм 27. Смежные фермы 27 торца и борта основания 4 связаны друг с другом. В каждом из углов основания 4 опоры на воздушной подушке смежные треугольные коробы 26 соединены между собой разъемно посредством дополнительных треугольных секций 28. Все нижние шарнирные разъемы между секциями 3 основания 4 герметизированы уплотнениями 29 (фиг.8).

Эксплуатация прицепа-контейнера, трансформируемого в опору на воздушной подушке для колесного автомобиля осуществляется следующим образом.

Для трансформирования прицеп с кузовом 2 отсоединяется от автомобиля 1, затем демонтируются колеса шасси этого прицепа, а секции 3 основания 4 с помощью своих шарнирных соединений переводятся в рабочее положение вместе с баллоном 14 ограждения 5 воздушной подушки.

Для этого установки 6 вместе со средствами сочленения их с приводом колесного автомобиля 1 и пластины 3 отделяют от общего пакета, в который объединены группы секций 3 при транспортировании. Затем раскладывают группы секций 3, поворачивая эти группы относительно шарнира 24, и фиксируют их в горизонтальной плоскости. После этого шарнирно связанные между собой секции каждой группы разворачивают и размещают в этой же плоскости. Секции одного из торцов жесткого основания 4 фиксируют разложенными в этой плоскости.

Крайние секции 3 обоих бортов и другого из торцов основания 4 поворачивают относительно их шарнирного соединения с днищем этого основания, связывают другие кромки их фермами 27, образуя коробы 26 треугольной формы, в полостях которых размещают емкости 22 (фиг.8), надуваемые в случае перемещения опоры на воздушной подушке по воде.

Сформированные таким образом в П-образный контур смежные коробы 26 двух бортов и переднего торца связывают по углам посредством дополнительных треугольных секций 28.

Средние секции 3 заднего торца в разложенном положении являются аппарелью для въезда транспортируемого автомобиля на его опору на воздушной подушке.

По этой аппарели автомобиль 1 перемещают на днищевые секции 3 обеих их групп. Затем колесный автомобиль фиксируется на них посредством захватов 19 и стяжек 20. После этого в рабочее положение устанавливают секции 3 заднего торца в такой же короб и посредством соответствующих ферм 27 и секций 28 замыкают указанный П-образный контур основания 4 опоры на воздушной подушке.

В последнем коробе также предварительно размещают надувную емкость 22.

Для приведения опоры в рабочее положение и формирования воздушной подушки на основании 4 монтируют установки 5, устанавливают в рабочее положение пластины 8 и тягами 9 связывают их с рулевым механизмом 10 автомобиля 1.

При использовании автомобиля с задней приводной осью приводы установок 6 подключают к приводной задней оси колес автомобиля 1 (фиг.4). Эта ось фиксируется на днищевых секциях 3 основания 4 захватами 19. Пластины 8 через тяги 9 получают угловые перемещения от рулевого механизма 10 автомобиля 1, передние колеса которого установлены на подпятниках 21 (фиг.5) для их свободного поворота в горизонтальной плоскости.

При использовании переднеприводного автомобиля (фиг.9) вентиляторы 11 и винты 12 установок 6 вращаются от приводной оси передних колес автомобиля, которая фиксируется на основании узлами крепления с захватами 19. Вентиляторы 11 и винты 12 могут быть связаны не только с приводными осями колес, но и с валом отбора мощности транспортного средства в случае наличия последнего. От рулевого привода этой приводной оси передних колес через тяги 9 также поворачиваются и пластины 8 рулевого устройства опоры на воздушной подушке, а задние неприводные колеса автомобиля 1 при этом закреплены на секциях 3 основания 4 с помощью стяжек 20.

При использовании приводных осей колес автомобиля 1, гусениц тягача и других транспортных средств вентиляторы 11 обеспечивают рабочее положение ограждения 5 воздушной подушки и ее формирование под опорой, в которую трансформирован прицеп-контейнер, а винты 12 установок 6 позволяют создавать регулируемую пропульсивную тягу для изменения скорости поступательного движения опоры на воздушной подушке вместе с расположенным на ней транспортным средством. Пластины рулевого управления такой опоры при этом обеспечивают управляемость и путевую устойчивость при движении опоры, в которую трансформирован прицеп-контейнер.

Трансформирование опоры на воздушной подушке колесного автомобиля 1 в его прицеп-контейнер выполняется в обратной последовательности.

Формула изобретения

1. ПРИЦЕП-КОНТЕЙНЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, трансформируемый в его опору на воздушной подушке, содержащий снабженное гибким надувным ограждением воздушной подушки жесткое основание, на котором расположены съемные движительно-нагнетательные установки роторного типа, рулевое устройство и средства их связи соответственно с приводом движителей и рулевым механизмом транспортного средства, а также средства его связи с основанием прицепа-контейнера, отличающийся тем, что основание прицепа-контейнера выполнено из жестких связанных между собой секций с возможностью их складывания в компактный пакет, при этом его периферийные секции выполнены с возможностью герметичного соединения с гибким надувным ограждением воздушной подушки, причем движитель и нагнетатель каждой из вышеупомянутых установок снабжены средствами для их связи с упомянутым приводом с возможностью независимого регулирования их рабочих режимов.

2. Прицеп-контейнер по п.1, отличающийся тем, что каждая из движительно-нагнетательных установок выполнена из соосно расположенных в общей насадке вентилятора и воздушного винта изменяемого шага.

3. Прицеп-контейнер по пп.1 и 2, отличающийся тем, что жесткое основание совместно с гибким ограждением выполнено с разъемными узлами его крепления к ходовой части транспортного средства с возможностью демпфирования возмущений жесткого основания и гибкого надувного ограждения воздушной подушки посредством подвески транспортного средства при его движении на воздушной подушке.

4. Прицеп-контейнер по пп.1 3, отличающийся тем, что связь каждой движительно-нагнетательной установки с приводом транспортного средства выполнена кинематической.

5. Прицеп-контейнер по пп.1 4, отличающийся тем, что рулевое устройство выполнено в виде аэродинамических пластин, установленных на жестком основании и снабжен гибкими тягами для их соединения с рулевым механизмом транспортного средства.

6. Прицеп-контейнер по пп.1 5, отличающийся тем, что жесткое основание выполнено из нескольких групп упомянутых секций, связанных шарнирно с возможностью раскладывания этих групп секций вдоль транспортного средства и складывания их в общий пакет, при этом в каждой группе секции, образующие днищевые опоры на воздушной подушке, соединены между собой гибкой герметичной перемычкой с возможностью их установки под углом друг к другу для образовния верхней части полого продольного киля устойчивости, полость которого сообщена с полостью гибкого ограждения.

7. Прицеп-контейнер по пп.1 6, отличающийся тем, что борта и торцы жесткого основания выполнены в виде треугольных в поперечном сечении коробов, образованных расположенными по краям жесткого основания одними кромками шарнирно связанными между собой секциями, другие кромки которых разъемно связаны между собой посредством ферм.

8. Прицеп-контейнер по п. 7, отличающийся тем, что на каждом из углов жесткого основания смежные вышеуказанные коробы связаны между собой разъемно посредством дополнительных секций, которые выполнены треугольными.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности к прицепам для автомобилей и мотоциклов

Прицеп // 2048359
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к транспортным средствам, предназначенным для транспортирования грузов

Изобретение относится к погрузочной технике, используемой в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машинам для заготовки лесоматериалов и может быть использовано при сплошных и выборочных рубках, а также при трелевке срубленных деревьев в полностью погруженном состоянии

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к прицепам для легковых автомобилей

Изобретение относится к транспорту, в частности к прицепам для легковых автомобилей, и может быть использовано в конструкциях тележек, прицепов для минитрак- торов
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к прицепам для легковых автомобилей

Изобретение относится к сварке, в частности к устройствам контроля сварных стыков трубопроводов при панорамном просвечивании гаммаграфическим или рентгенографическим методом
Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается конструирования прицепов с кузовом, представляющим собой контейнер, трансформируемый в опору на воздушной подушке
Наверх