Полимаран

 

Использование: изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании многокорпусных судов полимаранов. Сущность заключается в том, что полимаран выполнен с центральной гидролыжей, имеющей кормовую и носовую надстройки и расположенной выше боковых гидролыж полимарана. Боковые гидролыжи выполнены с носовой и кормовой надстройками, между которыми расположены лыжи. Водоизмещающие корпуса и гидролыжи в плане выполены с разной длиной и размещены на разных по высоте уровнях так, что днища видоизменяющих корпусов расположены ниже днищ гидролыж. Водоизмещающие корпуса снабжены швертами, установленными в промежутке между смежными кромками боковых гидролыж и видоизмещающих корпусов. В носовой части полимарана имеется проем для технологических операций. Парусное вооружение Бермудского типа выполнено в виде двух косых парусов и шарнирно установлено на центральной гидролыже с наклоном к корме от вертикали и связано с корпусом стоячим такелажем. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании многокорпусных судов полимаранов.

Известен полимаран, содержащий два водоизмещающих корпуса и две боковые гидролыжи, соединенные с водоизмещающими корпусами основными и вспомогательными поперечными балками, а также парусное вооружение Бермудского типа с косым парусом и мачтой, связанной стоячим такелажем с водоизмещающими корпусами, рулевое устройство и весла с уключинами (см. заявка ФРГ N 2947327, кл. В 63 В 1/12, 1980 г.).

К недостаткам данного технического решения можно отнести невысокую надежность конструкции полимарана из-за выбранной конструктивно-силовой cхемы и соединения между собой его элементов, а также невысокие ходовые качества из-за гидродинамического сопротивления находящихся в воде корпусов.

Цель изобретения состоит в повышении надежности и быстроходности полимаранов.

Поставленная цель достигается тем, что полимаран выполнен с центральной гидролыжей, имеющей носовую и кормовую надстройки и расположенной выше вышеуказанных боковых гидролыж, которые установлены у внутренних бортов водоизмещающих корпусов и между ними, при этом боковые гидролыжи выполнены с носовой и кормовой надстройками и с расположенными между ними люками для гребцов в палубах этих гидролыж, кормовая надстройка центральной гидролыжи выполнена с люком для рулевого и с колодцем для подвесного мотора, причем концевые части каждой гидролыжи выполнены со скругленными выпуклыми торцами, при этом ширина каждой лыжи в плане выполнена больше ее высоты и больше ширины каждого водоизмещающего корпуса в плане, а днища водоизмещающих корпусов расположены ниже днищ гидролыж, длины водоизмещающих корпусов больше длины гидролыж, водоизмещающие корпуса выполнены с килевыми балками и снабжены швертами, размещенными в промежутке между смежными бортами гидролыж и водоизмещающих корпусов, и с возможностью поворота в горизонтальное положение в сторону кормы, при этом на наружных частях бортов полимарана установлены продольные балки для весельных уключин, при этом вспомогательные поперечные балки связаны в корме со всеми корпусами, а в носу с водоизмещающими корпусами и боковыми гидролыжами, при этом рулевое устройство выполнено с поперечной штангой, размещенной в кормовой части полимарана, и с шарнирно связанными с ней румпелями, образующими с ней шарнирно-параллелограмный механизм и выполненными с рулевыми коробками и с возможностью перестановки и изменения угла наклона каждого румпеля относительно палубы, а перо каждого руля установлено на горизонтальном поперечном шарнире с возможностью выступания за нижние обводы днища водоизмещающих корпусов, при этом мачта установлена шарнирно на центральной гидролыже с наклоном к корме от вертикали, а парусное вооружение Бермудского типа выполнено с дополнительным косым парусом, установленным на мачте.

Кроме того, полимаран выполнен с технологическим проемом, ограниченным внутренними кромками боковых гидролыж, носовой кромкой центральной гидролыжи и носовой вспомогательной поперечной балкой.

На фиг. 1 изображен общий вид полимарана в плане; на фиг. 2 боковой вид полимарана; на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг. 2.

Полимаран имеет два водоизмещающих корпуса 1, разнесенных между собой, две боковые гидролыжи 2, установленные с внутренних сторон водоизмещающих корпусов 1, и центральную гидролыжу 3 с кормовой и носовой надстройками 4. Центральная гидролыжа 3 расположена выше боковых гидролыж 2. Водоизмещающие корпуса 1, гидролыжи 2 и 3 соединены между собой съемными поперечными балками, в средней части основными 5, а в корме и носу вспомогательными 6. Гидролыжи 2 и 3 расположены между собой и около водоизмещающих корпусов 1 на минимально возможном с конструкторской точки зрения расстоянии. Боковые гидролыжи 2 имеют носовую и кормовую надстройки 7. Между надстройками 7 расположены люки 8, в которых размещаются гребцы. В люке кормовой надстройки 4 центральной гидролыжи 3 размещается рулевой, а также установлен колодец 9 для подвесного мотора.

Сечение нижней водоизмещающей части гидролыж 2 и 3 выполнено в виде овала, а концевые части каждой гидролыжи выполнены лыжевидными со скругленными выпуклыми торцами. Ширина гидролыж 2 и 3 в плане выполнена превышающей ее собственную высоту и ширину водоизмещающего корпуса 1 в плане. Водоизмещающие корпуса 1 и гидролыжи 2 и 3 размещены на разных по высоте уровнях так, что днища водоизмещающих корпусов 1 расположены ниже днищ гидролыж 2 и 3 (см. фиг. 3). Палубы водоизмещающих корпусов размещены на одном уровне, но ниже общего палубного уровня, на котором расположены надстройки 10 водоизмещающих корпусов 1 (см. фиг. 2). Общий палубный уровень проходит по оcям основных поперечных балок 5, относительно которых задаются высоты палуб корпусов. Длина водоизмещающих корпусов выполнена превышающей длину гидролыж 2 и 3.

Водоизмещающие корпуса 1 выполнены с килевыми балками 11 и снабжены шверцами 12, которые установлены в промежутке между смежными кромками боковых гидролыж 2 и водоизмещающих корпусов 1 посредине длины водоизмещающих корпусов с некоторым смещением к корме с возможностью поворота в горизонтальное положение к корме.

Полимаран имеет продольные балки 13, на которых установлены уключины для весел (на черт. не показано). Вспомогательные поперечные балки 6 в корме связывают все корпуса, а со стороны носа связывают водоизмещающие корпуса 1 и боковые гидролыжи 2, так как в носовой части полимарана имеется проем для технологических операций, который ограничен внутренними кромками боковых гидролыж 2, носовой кромкой центральной гидролыжи 3 и носовой вспомогательной поперечной балкой 6.

В кормовой части полимарана размещено рулевое устройство, выполненное в виде поперечной штанги 14, шарнирно связанной с румпелями 15 с образованием шарнирно-параллелограммного механизма. Румпели 15 соединены с рулевыми коробками 16, установленными в кормовой части каждого водоизмещающего корпуса 1 с возможностью перестановки и изменения угла их наклона относительно палубы. Перья рулей 17 установлены в рулевых коробках 16 на горизонтальных поперечных шарнирах 18 и выступают за нижние обводы днища водоизмещающих корпусов 1.

Парусное вооружение установлено на мачте 19, которая шарнирно установлена на центральной гидролыже 3 с наклоном к корме от вертикали и связана с корпусом стоячим такелажем. Парусное вооружение Бермудского типа выполнено в виде двух косых парусов 21.

Полимаран эксплуатируется следующим образом.

Объемная решетка полимарана из водоизмещающих корпусов 1 и гидролыж 2 и 3, врезаясь в гребни волн, влияет на них таким образом, что они разрушаются под воздействием ветра и гравитационных сил. В процессе такого гашения высокочастотных составляющих волны, т.е. выглаживания поверхности, конструкция полимарана только в самой минимальной степени воспринимает на себя энергию разрушаемых волн. Этот фактор играет существенную роль для увеличения живучести и повышения надежности судна и экономии материалов, расходуемых на его конструкцию, что существенно упрощает последнюю. Распределенная многоярусно на широкой поверхности воды плавучесть, ограничивает осадку полимарана даже на вершине волны. Это защищает от заливания низко расположенную от поверхности воды палубу. Водоизмещающие корпуса 1 вместе со своими надстройками 10 защищают полимаран от внешних воздействий со стороны борта. При крутой бортовой волне ее гребень плавно перекатывается через круглую палубу корпусов 1 и попадает под днища гидролыж 2 и 3. Это предупреждает возникновение брызг и исключает смывание гребцов за борт.

При встречной волне носы нижерасположенных водоизмещающих корпусов 1 поднимаются на поверхность под действием выталкивающей силы. Когда гребень волны проходит зону миделя полимарана, нос и корма полимарана выходят из воды, а его осадка увеличивается из-за временной потери части плавучести. Этот недостаток плавучести в следующий момент возмещается гидролыжами, находящимися выше, а также за счет выталкивающей силы, действие которой на корпуса 1 в данный момент увеличилось.

Гидролыжи 2 и 3, днища которых расположены над уровнем ватерлинии, защищают полимаран снизу от жестких ударов волн. Центральная гидролыжа 3 включается в работу позже всех корпусов, имеется ввиду всхожесть на волну. Это уменьшает силу удара волны и увеличивает продольную остойчивость полимарана.

При воздействии ветра на парусное вооружение, установленное на мачте 19, полимаран совершает движение в крейсерском режиме. Полимаран может управляться по курсу парусным вооружением Бермудского типа как отдельно, так и в сочетании с имеющимся у него рулевым устройством. Последним полимаран управляется путем отклонения рулей 17. Перемещая поперечную штангу 14, румпели 15 и рулевые коробки 16 отклоняют соответственно и рули 17. Полимаран поворачивает в нужную сторону. Угол наклона румпелей 15 может изменяться относительно палубы полимарана. Поперечные горизонтальные шарниры 18, на которых установлены рули 17 в рулевых коробках 16, позволяют рулям поворачиваться в горизонтальное положение к корме поли-марана при движении последнего по отмелям или вблизи иных подводных препятствий. С этой же целью шверцы 12 установлены в промежутке между смежными кромками боковых гидролыж 2 и водоизмещающих корпусов 1 с возможностью поворота в горизонтальное положение, при котором шверцы 12 разворачиваются к корме. Для повышения прочности водоизмещающих корпусов 1 при встрече с подводным препятствием по всей длине их днищ выполнены килевые балки 11.

В абсолютный штиль полимаран может перемещаться на веслах. За счет этого же полимаран может перемещаться при рулении в порту и при движении по отмелям. При этом гребцы размещаются в боковых гидролыжах 2.

При эволюциях полимарана или при качке нагрузки от сосредоточенных грузов в водоизмещающих корпусах 1 передаются на конструкцию полимарана через съемные основные поперечные балки 5, в зоне которых распределены грузы водоизмещающих корпусов 1.

Формула изобретения

1. ПОЛИМАРАН, содержащий два водоизмещающих корпуса и две боковые гидролыжи, соединенные с водоизмещающими корпусами основными и вспомогательными поперечными балками, а также парусное вооружение Бермудского типа с косым парусом и мачтой, связанной стоячим такелажем с водоизмещающими корпусами, рулевое устройство и весла с уключинами, отличающийся тем, что полимаран выполнен с центральной гидролыжей, имеющей носовую и кормовую надстройки и расположенной выше указанных боковых гидролыж, которые установлены у внутренних бортов водоизмещающих корпусов и между ними, при этом боковые гидролыжи выполнены с носовой и кормовой надстройками и с расположенными между ними люками для гребцов в палубах этих гидролыж, кормовая надстройка центральной гидролыжи выполнена с люком для рулевого и с колодцем для подвесного мотора, причем концевые части каждой гидролыжи выполнены со скругленными выпуклыми торцами, при этом ширина каждой лыжи в плане выполнена больше ее высоты и больше ширины каждого водоизмещающего корпуса в плане, а днища водоизмещающих корпусов расположены ниже днищ гидролыж, длины водоизмещающих корпусов больше длины гидролыж, водоизмещающие корпуса выполнены с килевыми балками и снабжены швертами, размещенными в промежутке между смежными бортами гидролыж и водоизмещающих корпусов и с возможностью поворота в горизонтальное положение в сторону кормы, при этом на наружных частях бортов полимарана установлены продольные балки для весельных уключин, при этом вспомогательные поперечные балки связаны в корме со всеми корпусами, а в носу с водоизмещающими корпусами и боковыми гидролыжами, при этом рулевое устройство выполнено с поперечной штангой, размещенной в кормовой части полимарана и с шарнирно связанными с ней румпелями, образующими с ней шарнирно-параллелограммный механизм и выполненными с рулевыми коробками и с возможностью перестановки и изменения угла наклона каждого румпеля относительно палубы, а перо каждого руля установлено на горизонтальном поперечном шарнире с возможностью выступания за нижние обводы днища водоизмещающих корпусов, при этом мачта установлена шарнирно на центральной гидролыже с наклоном к корме от вертикали, а парусное вооружение Бермудского типа выполнено с дополнительным косым парусом, установленным на мачте.

2. Полимаран по п.1, отличающийся тем, что он выполнен с технологическим проемом, ограниченным внутренними кромками боковых гидролыж, носовой кромкой центральной гидролыжи и носовой вспомогательной поперечной балкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Тримаран // 2049014
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования многокорпусных судов

Корпус // 2048369
Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и может быть реализовано при конструировании корпусов судов для перевозки жидких грузов в цилиндрических поплавках звеньев, а сухих грузов в помещениях над поплавками и в контейнерах

Полимаран // 2048367

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования судов на подводных крыльях

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования судов на подводных крыльях

Изобретение относится к судостроению и предназначено для развлечений на воде и подводных наблюдений на малых глубинах

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования обводов корпуса быстроходного судна с днищевой воздушной каверной

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам автоматического управления движением судна на подводных крыльях (СПК)

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх