Способ формирования отвала

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при формировании отвалов с применением автомобильного транспорта. Изобретение позволит повысить экономическую эффективность транспортирования горной массы при отработке открытым способом наклонных и крутопадающих месторождений с внешним отвалообразованием путем формирования отвала с образованием встречных и расходящихся ярусных отвальных фронтов работ, подвигание которых осуществляют отсыпкой пород по ярусам и фронтам в соответствии с принципом минимума отклонений энергоемкости перевозки пород в пределах отвала от ее среднего значения. 3 ил.

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к открытой разработке месторождений полезных ископаемых, и может быть использовано при формировании отвалов с применением автомобильного транспорта.

Известен способ формирования многоярусного отвала, включающий совместную отсыпку ярусов отвала по условию равенства приведенных расстояний транспортирования от точки заезда на отвал до фронта разгрузки автосамосвала, образование первого яруса в виде полузвезды, второго и последующего в виде отдельных лучей, расположенных между въездными траншеями [1] Недостатком известного способа является низкая эффективность складирования вскрышных пород в отвал вследствие формирования отвала ярусами неоптимальной высоты и непрерывного роста, по мере отсыпки отвала, энергоемкости складирования породы.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ формирования отвала, включающий выделение и отсыпку ярусов по минимуму приведенных затрат на бульдозерные и транспортные работы, а также на строительство дорог на отвале. Недостатком известного способа является непрерывный рост энергоемкости складирования пород в отвал и, следовательно, непрерывный рост издержек на отвальные работы.

Цель повышение приемной способности отвала и создание условий для формирования отвала в режиме минимальной стабильной энергоемкости складирования породы.

Достигается это тем, что в способе формирования отвала при открытой разработке месторождений твердых полезных ископаемых на основе автомобильного транспорта, включающем доставку породы к месту ее складирования, возведение постоянных и временных съездов, формирование отвала ярусами с опережением отсыпки нижележащих относительно вышележащих, складирование породы в ярус начинают с возведения пионерной насыпи, соединяющей противоположные фланги отвала относительно точки заезда на отвал, посредине яруса, высотой, равной высоте яруса, а совместную отсыпку ярусов производят по фронтам отвалообразования, перемещением по простиранию отвала от периферии к центру, и вкрест простиранию отвала, от центра к периферии.

На фиг. 1 изображен отвал в начальной фазе формирования; на фиг. 2 то же, в фазе завершения наращивания фронта отвальных работ по ярусу 2; на фиг. 3 то же, в фазе завершения наращивания фронта по ярусу 3.

Он содержит ярусы 1, 2, 3, 4, 5, 6 постоянные съезды ярусов 1, 2, 3; 7, 8, 9 временные съезды ярусов 1.2.3; 10,11,12 пионерные насыпи ярусов 1, 2, 3; 13 граничный контур отвала.

Отсыпку отвала начинают с яруса 1, от съезда 4 отсыпают пионерную насыпь 10 к противоположному флангу отвала относительно точки заезда на отвал. Отсыпают ярус 1 с противоположных сторон насыпи 10: от ее начала и окончания встречным подвиганием фронта работ по простиранию отвала; на параллельных участках фронта расходящимся подвиганием фронтов работ вкрест простирания отвала. Отсыпку яруса 1 ведут с учетом достижения необходимых геометрической формы и размеров поверхности кровли для размещения съезда 5 и пионерной насыпи 11 яруса 2 и выдерживания минимума отклонений энергоемкости перевозки породы в пределах отвала от ее среднего значения. По достижении достаточных размеров кровли яруса 1 возводят съезд 5 и пионерную насыпь 11 яруса 2. Отсыпают ярус 2 аналогично, что и ярус 1. Только при отсыпке яруса 2 соблюдают дополнительное условие: достаточное опережение фронта работ на ярусе 1. По достижении необходимых размеров кровли яруса 2 отсыпают съезд 6, пионерную насыпь 12 и ярус 3.

Далее отсыпку отвала ведут по минимуму отклонений энергоемкости перевозки породы в пределах отвала от ее среднего значения с соблюдением достаточного опережения фронта отвальных работ на нижележащих ярусах.

При большем количестве ярусов последовательность их ввода и отсыпки аналогичная описанной.

Формула изобретения

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВАЛА, включающий доставку породы к месту ее складирования, возведение постоянных и временных съездов, формирование отвала ярусами с опережением отсыпки нижележащих относительно вышележащих, отличающийся тем, что складирование породы в ярус начинают с возведения пионерной насыпи, соединяющей противоположные фланги отвала относительно точки заезда на отвал, посредине яруса высотой, равной высоте яруса, а совместную отсыпку ярусов производят по фронтам отвалообразования перемещением по простиранию отвала от периферии к центру и вкрест простирания отвала от центра к периферии.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при гидравлической разработке мерзлых мелкодисперсных отложений

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к открытым горным работам

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к открытой разработке месторождений полезных ископаемых, и может быть использовано также в производственно-гражданском, гидротехническом и транспортном строительстве, сельском хозяйстве

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано в гидромеханизации открытых горных разработок для обезвоживания карт намыва горных пород, преимущественно несвязанных тонкодисперсных, в т.ч

Изобретение относится к горноперерабатывающей промышленности и может быть использовано при складировании хвостов сульфоарсенидных руд

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

Изобретение относится к горнорудной промышленности и может быть использовано при отработке месторождений открытым способом

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отвалообразовании вскрышных пород на карьерах

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм

Изобретение относится к горной промышленности и преимущественно может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых глубинного или нагорного типа

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и наклонных месторождений осадочного происхождения: известняков, доломитов, сланцев, песков
Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при отработке глубоких горизонтов карьера с внутренним отвалообразованием
Наверх