Опора качения вала

 

Использование: в машиностроении, в частности в подшипниковых узлах, состоящих из роликовых подшипников качения и служащих опорами валов. Сущность: опора качения вала содержит цапфу вала, два радиально - упорных подшипника качения, установленных по схеме "тандем", и устройство распределения осевой нагрузки. Опора снабжена ступенчатой втулкой. В одной из пар одноименных колец подшипников кольца со стороны своих широких торцов выполнены с кольцевыми пазами. Одно из пары одноименных колец подшипников на его посадочной поверхности выполнено с по меньшей мере одной осевой канавкой и со стороны узкого торца с направленным внутрь подшипника кольцевым выступом, входящим в кольцевой паз второго одноименного кольца. Устройство распределения осевой нагрузки выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры, образованной поверхностями кольцевых пазов соответствующих одноименных колец подшипников, торца ступени ступенчатой втулки и осевой канавки. Это обеспечивает повышение надежности и долговечности за счет распределения нагрузки между подшипниками и взаимозаменяемости и унификации. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам, состоящим из роликовых подшипников качения и служащим опорами валов.

Широко известна схема установки двух радиально-упорных подшипников в опоре, при этом в зависимости от характера внешней нагрузки подшипники в паре могут устанавливаться либо широкими торцами внутренних колец, либо широкими торцами наружных колец друг к другу. Для обеспечения натяга и нужного распределения нагрузки в таких узлах применяется подшлифовка торцов подшипников, установка набора металлических прокладок либо регулирующей гайки (крышки), осуществляющей осевое смещение колец подшипников гайки (крышки), осуществляющей осевое смещение колец подшипников при монтаже узла и его регулировке в процессе эксплуатации [1] Недостатком известного обеспечения требуемого распределения нагрузки является уменьшение натяга в процессе эксплуатации по мере изнашивания тел и дорожек качения и связанная с этим необходимость периодического регулирования узла.

Известен также подпятник качения вала, содержащий упорные шариковые подшипники и устройство распределения осевой нагрузки между ними, включающее замкнутую заполненную вязкоупругим элементом полость и гильзы, взаимодействующие с одной стороны со свободными кольцами подшипников, а с другой стороны с указанной полостью [2] Недостаток данного решения связан со значительными габаритами (элементы устройства распределения осевой нагрузки расположены с внешних сторон подшипников) и низким уровнем унификации.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является опора качения вала, содержащая цапфу вала, два радиально-упорных подшипника качения, установленных по схеме "тандем", и устройство распределения осевой нагрузки с упорной и нажимной втулками, расположенными между внутренними кольцами подшипников и образующими камеру, соединенную с линией нагнетания гидромашины [3] Недостаток последней опоры связан с необходимостью источника давления, что ограничивает область применения устройства гидромашины.

Цель изобретения заключается в повышении надежности и долговечности за счет обеспечения требуемого распределения нагрузки между подшипниками и повышение уровня унификации.

Цель достигается тем, что опора качения вала, содержащая цапфу вала, два радиально-упорных подшипника качения, установленных по схеме "тандем", и устройство распределения осевой нагрузки, снабжена ступенчатой втулкой, в одной из пар одноименных колец подшипников кольца со стороны своих широких торцов выполнены с кольцевыми пазами, одно из пары одноименных колец подшипников на его посадочной поверхности выполнено с по меньшей мере одной осевой канавкой и со стороны узкого торца с направленным внутрь подшипника кольцевым выступом, входящим в кольцевой паз второго одноименного кольца, при этом устройство распределения осевой нагрузки выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры, образованной поверхностями кольцевых пазов соответствующих одноименных колец подшипников, торца ступени ступенчатой втулки и осевой канавки.

Кроме того, ступенчатая втулка может быть смонтирована во внутренних кольцах подшипников, при этом внутренние кольца со стороны своих широких торцов выполнены с кольцевыми пазами, одно из внутренних колец на его посадочной поверхности выполнено с по меньшей мере одной осевой канавкой и со стороны узкого торца с направленным внутрь подшипника кольцевым выступом, входящим в кольцевой паз второго внутреннего кольца, а устройство распределения выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры, образованной поверхностями кольцевых пазов внутренних колец, торца ступени ступенчатой втулки и осевой канавки внутреннего кольца.

Ступенчатая втулка может быть смонтирована на наружных кольцах подшипников, при этом наружные кольца со стороны своих широких торцов выполнены с кольцевыми пазами, одно из наружных колец на его посадочной поверхности выполнено с по меньшей мере одной осевой канавкой и со стороны узкого торца с направленным внутрь подшипника кольцевым выступом, входящим в кольцевой паз, второго наружного кольца, а устройство распределения выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры, торца ступени ступенчатой втулки и осевой канавки наружного кольца.

На фиг.1 представлена опора качения вала при монтаже ступенчатой втулки во внутренних кольцах подшипников; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 опора качения вала при монтаже ступенчатой втулки в наружных кольцах подшипников; на фиг.4 сечение Б-Б на фиг.3.

Конструкция опоры для варианта монтажа ступенчатой втулки во внутренних кольцах подшипников (фиг.1,2) содержит цапфу вала 1, радиально-упорные подшипники 2, 3, установленные по схеме "тандем", и устройство распределения осевой нагрузки. На цапфе вала 1 и во внутренних кольцах подшипников 2, 3 смонтирована ступенчатая втулка 4. Внутренние кольца подшипников 2,3 выполнены со стороны своих широких торцов с кольцевыми пазами 5, 6, а на внутренней поверхности внутреннего кольца подшипника 2 выполнены осевые канавки 7. Внутреннее кольцо подшипника 2 со стороны своего узкого торца имеет кольцевой выступ, входящий в кольцевой паз 6 подшипника 3.

Устройство распределения осевой нагрузки выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры 8, образованной поверхностями кольцевых пазов 5, 6 подшипников 2, 3, торца ступени ступенчатой втулки 4 и осевых канавок 7 и взаимодействующей с внутренними кольцами подшипников 2, 3. Наружные кольца подшипников 1, 2 разделены дистанционной втулкой 9, заполнение камеры 8 гидропластом осуществляется через отверстие в ступенчатой втулке 4, заглушаемое пробкой 10.

В процессе работы внешнее осевое усилие Fа, действующее на вал 1, посредством камеры 8 с гидропластом передается через подшипник 2, нагружая его на корпус. При этом за счет поршневого действия и разности рабочих площадей пазов 5, 6, сообщенных осевыми канавками-каналами 7, в замкнутой камере 8 создается давление рабочей среды, нагружающее также подшипник 3 осевой силой. Величина последней определяется рабочей площадью паза 6 и выбирается в зависимости от требуемого распределения нагрузки между подшипниками 2, 3.

При наличии существенного износа тел и дорожек качения подшипников 2, 3 также обеспечивается выбранное распределение нагрузки между ними, поскольку внутренние кольца подшипников 2, 3 имеют возможность осевого смещения относительно ступенчатой втулки 4, что позволяет существенно повысить надежность и долговечность опоры. Автономность опоры (не требует внешних источников давления и имеет внутреннюю изолированную камеру 8) позволяет осуществлять ее изготовление независимо от возможных вариантов применения и обеспечить взаимозаменяемость и заданный уровень унификации.

Аналогично выполняется требуемое распределение усилий при установке в ступенчатую втулку 11 наружных колец подшипников 12, 13 (фиг.3,4). В этом случае пазы 14, 15 в наружных кольцах подшипников 12, 13 посредством канавок 16, выполненных на наружной поверхности наружного кольца подшипника 13, образуют замкнутую камеру 17. Заполнение гидропластом последней осуществляется через отверстие 18 в ступенчатой втулке 11. Опора монтируется на вал 19. Внутренние кольца подшипников 12, 13 опоры разделены дистанционной втулкой 20.

Тип выбираемой опоры зависит от уровня и характера действующих внешних нагрузок и условий работы подшипников.

Формула изобретения

1. ОПОРА КАЧЕНИЯ ВАЛА, содержащая цапфу вала, два радиально-упорных подшипника качения, установленных по схеме тандем, и устройство распределения осевой нагрузки, отличающаяся тем, что она снабжена ступенчатой втулкой, в одной из пар одноименных колец подшипников кольца со стороны своих широких торцов выполнены с кольцевыми пазами, одно из пары одноименных колец подшипников на его посадочной поверхности выполнено с по меньшей мере одной осевой канавкой и со стороны узкого торца с направленными внутрь подшипника кольцевым выступом, входящим в кольцевой паз второго одноименного кольца, при этом устройство распределения осевой нагрузки выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры, образованной поверхностями кольцевых пазов соответствующих одноименных колец подшипников, торца ступени ступенчатой втулки и осевой канавки.

2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что упомянутая ступенчатая втулка смонтирована во внутренних кольцах подшипников, при этом внутренние кольца со стороны своих широких торцов выполнены с кольцевыми пазами, одно из внутренних колец на его посадочной поверхности выполнено с по меньшей мере одной осевой канавкой и со стороны узкого торца с направленным внутрь подшипника кольцевым выступом, входящим в кольцевой паз второго внутреннего кольца, а упомянутое устройство распределения выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры, образованной поверхностями кольцевых пазов внутренних колец, торца ступени ступенчатой втулки и осевой канавки внутреннего кольца.

3. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что упомянутая ступенчатая втулка смонтирована на наружных кольцах подшипников, при этом наружные кольца со стороны своих широких торцов выполнены с кольцевыми пазами, одно из наружных колец на его посадочной поверхности выполнено с по меньшей мере одной осевой канавкой и со стороны узкого торца с направленной внутрь подшипника кольцевым выступом, входящим в кольцевой паз второго наружного кольца, а упомянутое устройство распределения выполнено в виде замкнутой заполненной гидропластом камеры, образованной поверхностями кольцевых пазов наружных колец, торца ступени ступенчатой втулки и осевой канавки наружного кольца.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипниковым узлам, состоящим из роликовых подшипников качения и служащим опорами валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам, состоящим из роликовых подшипников качения и служащим опорами валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и авиастроению и может быть использовано в опорах любых изделий, содержащих радиальные однорядные шарикоподшипники

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях узлов высокоточного привода в машинах, работающих в условиях больших перепадов температур

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к многоступенчатым опорам качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах

Изобретение относится к области разработки производства, эксплуатации узлов трения - подшипников чистого качения и может быть использовано в технологических, энергетических, транспортных машинах и найти применение во всех отраслях машиностроения

Изобретение относится к устройству для создания предварительного механического напряжения, предназначенному для обеспечения механического контакта между элементами качения и их дорожкой качения. Устройство (10) для создания предварительного механического напряжения, проходящее вокруг некоторой оси (А) между первой плоскостью, по существу перпендикулярной к этой оси (А), и второй плоскостью, по существу параллельной к первой плоскости и смещенной в осевом направлении по отношению к ней. Это устройство содержит первое кольцевое тело (13), которое проходит в упомянутой первой плоскости, и первую совокупность лапок (15), состоящую из по меньшей мере трех лапок, каждая из которых связана с первым телом (13) и проходит в основном в радиальном направлении, причем каждая из лапок этой первой совокупности лапок содержит плоскую поверхность (17), проходящую в упомянутой второй плоскости. Устройство применяется, в частности, в роторе и, говоря более конкретно, в роторе не закрытого обтекателем воздушного винта газотурбинного двигателя. Технический результат - обеспечение поверхностного контакта между деталями элементов, которые должны быть подвергнуты воздействию предварительного механического напряжения. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к газотурбинному двигателестроению и может найти применение в конструкциях опор газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения с керамическим подшипником. Опора роторной машины содержит керамический подшипник качения (1), наружное кольцо (2) которого установлено в металлическом корпусе (3), а внутреннее кольцо (4) на металлическом роторе (5). По первому варианту исполнения, наружная посадочная поверхность (6) кольца (2) и ответная посадочная поверхность (7) корпуса (3) выполнены коническими. Со стороны торца кольцо (2) дополнительно снабжено кольцевым элементом (8) с торцевым фланцем (9), выполненными с кольцом (2) за одно целое, а корпус (3) со стороны торца дополнительно снабжен кольцевым элементом (10) с торцевым фланцем (11), выполненными с корпусом (3) за одно целое, причем фланцы (9, 11) механически соединены друг с другом. По второму варианту исполнения, внутренняя посадочная поверхность (14) кольца (4) и ответная посадочная поверхность (15) ротора (5) выполнены коническими. Со стороны торца кольцо (4) дополнительно снабжено кольцевым элементом (16) с торцевым фланцем (17), выполненными с кольцом (4) за одно целое, а ротор (5) со стороны торца дополнительно снабжен кольцевым элементом (18) с торцевым фланцем (19), выполненными с ротором (5) за одно целое, причем фланцы (17, 19) механически соединены друг с другом. Следует отметить, что возможно выполнение обоих вариантов в одном устройстве. Технический результат: обеспечение работоспособности керамического подшипника в опоре за счет сохранения посадок наружного и внутреннего колец подшипника в корпусе и на валу в широком температурном диапазоне в процессе работы. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками. Комбинированная радиальная опора содержит корпус (1) подшипника, в пазах которого установлены лепестки (2), охватывающие втулку (3), установленную на цапфе ротора (4). На внутренней поверхности цапфы ротора (4) выполнен кольцевой выступ (5), в торцевую поверхность которого упирается кольцо (6), установленное внутри цапфы ротора (4) и сопряженное с ее внутренней поверхностью. На кольце (6) шарнирно установлены рычаги (7), равномерно расположенные по окружности относительно оси вращения цапфы ротора (4), которые шарнирно связаны с ответными рычагами (8), шарнирно установленными на ответном кольце (9), расположенном внутри цапфы ротора (4) и сопряженном с ее внутренней поверхностью. В торцевую поверхность (10) ответного кольца (9) упирается подвижная втулка (11), поджатая с обратной стороны (12) осевой пружиной (13), ограниченной в осевом направлении гайкой (14), зафиксированной на наружной поверхности цапфы ротора (4). Внутренняя поверхность подвижной втулки (11) выполнена конической и контактирует с ответной конической поверхностью обоймы шарикоподшипника (15), внутреннее кольцо которого установлено на внутреннем корпусе (16), механически связанном крышкой (17) с корпусом (1) подшипника. Шарикоподшипник (15) закрыт уплотнениями (18), содержащими консистентную смазку. Технический результат: повышение ресурса опоры, снижение тепловыделения и обеспечение транспортировки турбомашины без повреждения лепесткового газодинамического подшипника. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх